Пятница, 19.04.2024, 01:49
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
ЛИТЕРАТУРА ДО ХI века [14]
ЛИТЕРАТУРА ХI века [12]
ЛИТЕРАТУРА ХII века [51]
ЛИТЕРАТУРА ХIII века [22]
ЛИТЕРАТУРА ХIV века [28]
ЛИТЕРАТУРА ХV века [29]
ЛИТЕРАТУРА ХVI века [113]
ЛИТЕРАТУРА ХVII века [92]
СТАТЬИ И ИССЛЕДОВАНИЯ [16]
ОЧЕРКИ РУССКОГО САМОСОЗНАНИЯ [50]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Яндекс.Метрика

    Каталог файлов

    Главная » Файлы » ЛИТЕРАТУРА ХVI века

    ТРОИЦКАЯ ПОВЕСТЬ О ВЗЯТИИ КАЗАНИ
    05.03.2014, 02:48

    ТРОИЦКАЯ ПОВЕСТЬ О ВЗЯТИИ КАЗАНИ



    СКАЗАНИЕ О ВЕЛИКОЙ МИЛОСТИ БОЖЬЕЙ.
    КАКУЮ ВСЕМИЛОСТИВЫЙ БОГ ОКАЗАЛ РАБУ СВОЕМУ
    БЛАГОЧЕСТИВОМУ ЦАРЮ И ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ
    ИВАНУ ВАСИЛЬЕВИЧУ ЗА ПОБЕДУ ЕГО
    НАД САРАЦИНАМИ И ВЗЯТИЕ КАЗАНИ



    Придите, отцы и братия, и услышьте духовную повесть о том, что сотворил всемилостивый Бог и как помиловал он раба своего — благочестивого и благородного царя и государя и великого князя Ивана Васильевича, самодержца всей Русской земли. Но прежде всех вас молю, духовные отцы и братия, молите всемилостивого Бога, дабы вразумил он уста мои, и вот молитвами пречистой Богородицы и всех святых, и всех русских чудотворцев и великого нашего чудотворца, заступника и помощника преподобного игумена Сергия и ученика его преподобного Никона Чудотворца, да и вашими, духовные отцы и братия, молитвами уже начинаем писать.
    Написано ведь в Божественном Писании, что тайну цареву подобает хранить, а дела Божии преславно проповедовать: если кто тайну царскую не хранит, земным царем на смерть осуждается, если же дела Божии и великие его милости не проповедуем, то не только вред душе своей наносим, но и вечным мукам себя предаем, ибо душевная беда — вечно мучиться. Я же, окаянный, этой душевной беды устрашился и написал о той милости Божьей, какую оказал Бог православному государю нашему и всем православным христианам, поскольку я, грешный, о таковых чудесах Божиих удостоился кое-что слышать от самого самодержца и благочестивого царя нашего, а кое-что и своими глазами видел.

    НАЧАЛО СВИЯЖСКОГО ДЕЛА

    В лето 7059 (1551). Великий в благочестии и великий среди державных, Богом почтенный царь и государь и великий князь Божиею милостию Иван Васильевич всей Руси самодержец видел, что христианство пленено и много крови христианской проливается, и многие церкви святые пребывают в запустении. От кого же такие нестерпимые беды? Говорю, что все это зло от беззаконных казанских сарацин.
    Не стерпела тогда благочестивая и Богом возлюбленная благочестивого нашего государя душа таких для христианства бед, и говорит он себе так: «Всемилостивый Бог молитвами пречистой его матери и всех святых, и наших русских чудотворцев молитвами сделал меня земли этой православной и всех подданных своих царем, и пастырем, и наставником, и покровителем для того. чтобы содержать мне народ его непоколебимым в православии и оберегать тех, кого пасу, ото всех бед, случающихся с ними, и удовлетворять всякие их нужды: они же — поскольку я им от Бога царь, должны меня бояться и во всем послушными быть, и страх и трепет иметь в душе, ибо Богом дана мне власть над ними и от него принял я царство, а не от людей».
    Вот что говорит наш государь царь и великий князь. Воистину он пастырь добрый, душу свою отдает за овец! Вопрос: «У кого научился ты всему этому, благочестивый царь государь и великий князь Иван? Хотим ведь мы, смиренные твои, уразуметь смысл царских твоих речей, чего и сам ты желаешь». Ответ: «Уразумейте слов моих силу, ибо вижу я плененных и мечом посеченных христиан. И если я со своим воинством за них не решусь пострадать, как же назовусь пастырем добрым, который душу свою полагает за овец? Какой ответ дам первому из пастырей — Иисусу Христу, Богу моему, который сам положил душу свою за словесных овец? Так узнайте же все, что возлагаю я надежду мою на вседержителя Бога, Отца и Сына и Святого Духа и на пречистую Богородицу, и на рать всех святых, собирая войско, и на нечестивых выступаю в поход».
    Посылает тогда благочестивый царь и государь и великий князь Иван Васильевич, всей Руси самодержец, царя Шигалея Шиговлеяровича и воевод к Казани: боярина и воеводу князя Юрия Михайловича Булгакова, да боярина и воеводу Семена Ивановича Микулинского, да боярина и дворецкого московского Данила Романовича и прочих многих воевод и с ними многих людей. И повелел царь и государь так распределиться по полкам воеводам: в большом полку находился князь Юрий Михайлович Булгаков и Данило Романович; в передовом полку — князь Петр Андреевич Булгаков и Иван Федорович Карпов; в полку правой руки — Иван Петрович и князь Давыд Палицкий; левой руки — Григорий Морозов и князь Андрей Васильевич Ногаев; в сторожевом полку — Иван Иванович Хабаров и Долмат Федорович Карпов. И повелел он им на реке Свияге поставить город.
    Те же, придя к Казани, по Волге до Камы и на Каме на много верст перекрыли все пути казанцам и с Божьей помощью город на Свияге поставили и в нем церковь пречистой Богородицы в честь славного ее Рождества, а также церковь великого чудотворца Сергия. И когда увидели нечестивые такое притеснение, никогда раньше над ними не чинимое, то начали многие из них приезжать к воеводам и челом бить, чтобы царь и государь князь великий их пожаловал — дал бы им царя Шигалея и велел бы им служить себе; воеводы же послали их в Москву государю бить челом. Царь же государь и великий князь Иван Васильевич, услышав это от нечестивых, дал им в цари Шигалея и многими царскими подарками щедро наградил.
    Когда же крымские князья — Кучак с товарищами — услышали в Казани о том, что казанцы сдаются царю и государю великому князю, тотчас побежали они из Казани в Крым. На реке же Каме немногие люди московские их побили и, схватив Кучака с товарищами, привели их к Москве. Воеводы же по государеву слову посадили царя Шигалея в Казани, а казанского царя Аташа с матерью его — царицей Суюнбек, схватив, из Казани изгнали и отправили к государю в Москву.
    И спустя немного времени захотели казанцы царя Шигалея убить. Он же, разгадав замысел их, многих казанских князей побил, а сам выехал из Казани с царицею на Свиягу в новый городок. Казанцы же пришли в ужас от того, что царь Шигалей много людей у них погубил, а иных многих с собой увел. И послали они об этом бить челом к благочестивому царю и государю нашему, чтобы государь их пожаловал: дал им в Казань своих бояр и правителей, которые смогли бы над ними властвовать и управлять ими. Благочестивый же государь наш царь и великий князь всей Руси Иван Васильевич, презирая их многие измены и обманы, склонился к милости и отправил к ним в Казань для управления Казанской землей бояр своих и воевод: князя Семена Ивановича Микулинского, да Ивана Васильевича Шереметева, да с ними Алексея Федоровича Адашева. Они же пришли в Казань.
    Казанцы же встретили их, затаив в душе злой умысел, и договорились с государевыми воеводами о том, чтобы те сначала послали в город свои обозы, а сами после бы въехали в город. Когда же обозы и многих детей боярских, и людей боярских пустили в город, тогда затворили они ворота и бояр в город не пустили; тех же, кого заперли в городе, всех побили, а обозы все разграбили. Воеводы же государя нашего возвратились из-под Казани в новый городок на Свиягу, обманутые и обесчещенные. И вскоре послали к государю царю и великому князю сообщить о злом обмане и хитром лицемерии зловерных казанцев.
    Казанцы же взяли себе в Казань царя Едигера из Ногайской орды и посадили на царство в Казани.
    Царь же и великий князь, услышав о такой измене нечестивых агарян, сильно опечалился, но возложил всю надежду свою на Бога и на пречистую его Богоматерь, и на великих чудотворцев и, посоветовавшись со своими братьями — с князем Юрием Васильевичем и с князем Владимиром Андреевичем, с боярами и воеводами, начал думать о том, чтобы послать впереди себя воевод своих и многих людей к Казани, а самому идти за ними к Казани, желая отомстить за кровь христианскую. И, задумав это, начал совершать.

    НАЧАЛО КАЗАНСКОМУ И КРЫМСКОМУ ДЕЛУ

    В год 7060-й (1552) благочестивый царь и великий князь Владимирский и Московский и Новгородский и Божьей милостию всей Руси самодержец Иван Васильевич послал своих воевод к Казани: боярина своего князя Александра Борисовича Горбатого, и боярина своего Петра Ивановича Шуйского, и московского дворецкого боярина Даниила Романовича, и других многих воевод, а после сам начал собираться в поход к Казани.
    Той же весной пришла весть из поля о том, что царь крымский идет на Русскую землю с большим войском и с ним много воинов турецкого султана и наряд турецкий с ним — пушки и пищали, и янычары. И начал благочестивый царь и великий князь многими печалями уязвляться и скорбеть о том, что многих воевод и многих воинов отпустил под Казань. И начал он совещаться с братом своим, с князем Владимиром Андреевичем, с боярами и воеводами и открыл им свой замысел: «Я ведь собирался идти на казанского царя за великую измену казанцев и пролитую христианскую кровь и хотел сам пострадать до крови, а ныне идет на нас наш недруг — крымский царь и хочет, безбожный, погубить православную веру. И хочу я идти к Коломне против недруга своего, и сам хочу пострадать за православную веру и за святые церкви».
    И услышав от благочестивого царя и великого князя Ивана Васильевича такие его царские речи, и узнав о таком его желании и рвении пострадать за православие, все прославили Бога и пречистую его мать, и великих чудотворцев русских за то, что даровал Бог дерзновение и ум благочестивому царю и великому князю, так же как и кроткому Давиду для борьбы с безбожным Голиафом. И говорят ему князь Владимир Андреевич и все бояре и воеводы: «Мы все должны и готовы за православную веру и за святые церкви, и за тебя, государя, кровь свою пролить и головы свои сложить».
    И, посовещавшись, поехал потом благочестивый царь и великий князь в обитель великую живоначальной Троицы и великого чудотворца Сергия. И приехав в обитель и войдя в святую церковь, припадает он к образу святому живоначальной Троицы, который сам он, благочестивый царь, украсил золотом и жемчугом, и драгоценными камнями, и, слезы многие проливая, так говорит.
    Молитва: «О премилостивый Создатель наш, услышь молитву и моление грешного раба своего и не помяни грехов моих, совершенных пред тобою в юности моей и в зрелые годы. К тебе прибегаю, Творцу и Господу моему. Увидь, Владыка, стенания и слезы раба твоего и прости грехи мои, и прими покаяние мое, как и Давида, Иезекеиля, и Манасии, и разбойника, и ниневитян. Помилуй меня по великой милости твоей и дай мне, Господи, победу над врагами нашими, дабы не говорили язычники: „Где есть Бог их?", и уразумели бы, что ты один Бог наш и Господь Иисус Христос, во славу Богу и Отцу и Святому Духу. Аминь. И кроме тебя иного не знаем и твоею милостию побеждаем врагов наших».
    Приходит он и к чудотворным мощам великого и дивного чудотворца Сергия и преклоняет голову свою к святым мощам преподобного отца. И едва смог он от многих слез говорить. И приносит он моление к дивному отцу, так говоря.
    Молитва: «О преподобный угодник Христов великий Сергий! Кого из святых в Русской земле так еще Бог прославил, как тебя! Ты видел пренепорочную владычицу Богородицу, с апостолами к тебе пришедшую, и слышал от нее такие несказанные радостные речи! Нарекла она тебя своим избранником и пришла навестить тебя, услышав просьбы твои об учениках и об обители, с которыми ты взывал к ней. И дала владычица Богородица тебе обещание, что неотступно будет пребывать в обители твоей до скончания века, в изобилии подавая все необходимое, и за учеников твоих будет просить и молиться перед сыном своим Христом, Богом нашим. Ты вооружил молитвою своею прадеда нашего — великого князя Дмитрия на безбожного Мамая и без всякого сомнения дерзать ему повелел. И получив от Бога пророческий дар, предсказал ему: „Врагов своих победишь и возвратишься домой с великой победой и славой". Как его, так и нас вооружи на врагов наших и огради молитвами своими!
    Услышал ведь Бог благодаря твоим молитвам мольбы отца моего о том, чтобы послал он ему наследника царству его, и даровал ему меня, унаследовавшего царство его. И принесли меня отец мой и мать в эту святую церковь и породили меня вторым нетленным рождением — водою и духом во имя Отца и Сына и Святого Духа. И после святого крещения принесли меня отец с матерью к святой раке твоей и на святые мощи твои положили меня, говоря так: „Отдаем обещанное Богу и пречистой владычице Богородице и тебе, святитель Божий и угодник Христов. Будь же отныне, угодник Христов великий Сергий, Нашему чаду помощник и молись за него Господу Богу и пречистой Богородице!"
    Вот почему ныне я, отданный тебе родителями моими, никак не могу отказаться от твоей помощи: будь же моим помощником, молись за меня Христу, Богу моему и пречистой Богородице, матери его. И так же, как прадеды наши и отцы надеялись на милость Божию и на пречистую Богородицу, и ваши молитвы и побеждали врагов своих, так же и я, надеясь на всесильного и всемилостивого Бога и на родившую его пречистую Богородицу, и на ваши молитвы, русские чудотворцы, дерзаю <выступить> против врагов своих. О угодник Христов преподобный великий Сергий, помоги мне и всему христианскому воинству моему против врагов наших!»
    И по совершении этих молений получает он благословение у настоятеля обители и у всего священнического и иноческого собора для себя и всего своего христолюбивого воинства. И угостив братию, и дав им большую милостыню, покидает он обитель и приходит в свой царствующий город Москву.
    И по прошествии немногих дней благочестивый царь и великий князь Иван Васильевич всей Руси самодержец выступает против того зловерного крымского царя. И приходит он со своими братьями и боярами, и воеводами, и с многочисленным своим христолюбивым воинством в святую великую соборную церковь пречистой Богородицы славного ее Успения и, преклонив колени и голову склонив до земли перед образом Господа нашего Иисуса Христа, так говорит, проливая слезы и сокрушаясь сердцем.
    Молитва: «О премилостивый владыка Господь Иисус Христос! Услышь молитву и слезы раба твоего и пошли милость свою свыше, и дай помощь и стойкость против врагов наших православному воинству и меня, раба своего, огради свыше своею милостью. И как <некогда> послал ты любимого своего архистратига Михаила, воеводу небесных сил, на помощь верному своему Аврааму против царя содомского Ходологомора, с которым было триста тысяч воинов, и твоею, Господи, силою и с помощью великого архистратига Михаила победил их Авраам, хотя было с ним всего триста восемьдесят домочадцев; и так же, как послал ты того же помощника архистратига Михаила Иисусу Навину, когда обступил он град Иерихон, в котором было семь царей хананейских, и по твоему, вседержителя Бога, повелению архистратиг Михаил сделал так, что городские стены сами разрушились до основания и Иисус Навин перебил царей и всех людей в городе Иерихоне; и как был тот же архистратиг Михаил помощник Гедеону против бесчисленного количества мадианитян, которых он победил с тремястами своих воинов, имевших при себе ночью фонари со свечами, тогда как мадианитяне, приведенные в смятение архангелом, сами друг друга поубивали; и так же как при благочестивом царе Езекии, когда окружил город Иерусалим ассирийский царь Сеннахирим со своими воинами и оскорблял Бога Израилева, по молитве Езекия тот же архистратиг Михаил Божьим повелением за одну ночь перебил сто восемьдесят пять тысяч человек из ассирийского войска, — так и теперь, всемилостивый Господь Иисус Христос, сын Божий, прославь имя свое через меня, раба твоего, и пошли на помощь нам любимого своего архистратига Михаила, дабы уразумели все враги наши, что и мы, верные рабы твои, надеющиеся на тебя, побеждаем врагов наших».
    Так же приходит он и к образу пречистой Богородицы, который написал евангелист Лука, и припадает к земле, обливаясь слезами.
    Молитва пресвятой Богородице: «О владычица пречистая Богородица, мать возлюбленного моего Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, подвигнись на молитву к рожденному тобой небесному царю вместе с небесными силами и с пророками , и с апостолами, и с мучениками, и со святителями, и с преподобными, и с нашими помощниками и заступниками — русскими святителями и новыми чудотворцами: с великими святителями Петром и Алексеем, и Ионою, и Леонтием, и с угодником твоим великим чудотворцем преподобным Сергием, и с Никоном, и с Кириллом, и с Димитрием, и со всеми русскими чудотворцами, и со всеми святыми! И умоли, Владычица, Господа нашего Иисуса Христа, чтобы послал нам победу и помощь (в борьбе) с врагами нашими и победу над ними, дабы уразумели все враги наши, что мы не нашими храбростью и силами побеждаем врагов своих, но с помощью всесильного Бога — Отца и Сына и Святого Духа и твоими к Господу молитвами и заступничеством: ведь храбрость и победа христиан в том и состоит, чтобы уповать на всесильного Бога и на тебя, Владычица, твердую помощницу христианскому роду». Вот что проговорил он со многими слезами.
    И приходит он к великому и дивному заступнику русских людей — чудотворцу Петру и, припадая к честной его раке, говорит так.
    Молитва: «О святой Божий и угодник Христов! Не промолчи о нас, взывая к Господу, да твоими молитвами смирит Господь безбожного этого варвара, похваляющегося, что разорит достояние твое. Вспомни, святитель Христов Петр, как ты оградил и укрепил молитвами своими прадеда нашего в борьбе с противником его безбожным Мамаем, — то же и нам ныне пошли молитвами твоими к Господу». Вот что изрек он в скорби душевной, обливаясь слезами.
    После этого приходит он к святейшему и смиренному отцу своему Макарию, митрополиту всей Руси, и к священному его собору — архиепископам и епископам, и ко всему церковному причту и просит благословения и молитвы для себя и всего своего христолюбивого воинства. Святейший же вселенский отец преосвященный митрополит всей Руси Макарий с архиепископами и епископами и со всем священным собором прилежно молятся и благословляют его, и так со слезами взывают к благочестивому царю: «О пресветлый и великий царь! О пречестная и благоразумная глава! О предобрый пастырь! Полагай душу свою за словесных овец, которых даровал тебе всемилостивый Бог. Имеешь ты, о благочестивый царь, горячее устремление к Богу и готов пострадать за благочестие, да пошлет тебе и всему твоему христолюбивому воинству всемогущий Бог по молитвам пречистой своей матери и великих чудотворцев помощь и победу над супостатами».
    И благословляет его <митрополит> животворящим крестом, говоря так: «Да пребудет с тобой, нашим государем, милость Бога и пречистой его матери, и великих чудотворцев Петра, Алексея, Ионы и Леонтия и преподобных отцов наших Сергия и Варлама, Кирилла и Никона и всех святых, и нашего смирения, и всего священного собора молитва и благословение, чтобы даровал тебе, государю нашему, Бог добиться желаемого и с победою радостно и в здравии возвратиться на престол свой — царя всей Русской земли и много лет царствовать со своею царицею великой княгиней Анастасией, и с братьями своими, и с боярами, и со всем твоим христолюбивым воинством, и со всеми православными христианами. Мы же, смиренные твои богомольцы, должны все вместе и каждый отдельно по своим кельям молиться Богу и пречистой его Богоматери и всем святым. Аминь».
    И так, получив от всех благословение, выходит он с этим благословением и молитвою из соборной церкви и приходит в свои царские палаты к супруге своей благочестивой царице и великой княгине Анастасии и так говорит ей: «Я, жена, надеясь на Вседержителя, премилостивого, щедрейшего и человеколюбивого Бога, осмеливаюсь и хочу идти на нечестивых варваров и пострадать за православную веру и за святые церкви не только до крови, но и до последнего вздоха: сладко ведь умереть за православие, ибо не смерть это — пострадать за Христа, но жизнь вечная. Такое страдание приняли мученики и апостолы, и прежние благочестивые цари и наши сродники и получили за это от Бога не только земное царство и славу, но и храбрость перед противниками, и были они страшны врагам своим, и много лет славно на земле пожили. Но зачем много говорю я о тленном этом и быстро проходящем царстве и земной славе, ведь даровал им Бог за их благочестие и страдание, которое приняли они за православие, по отшествии от этого обольстительного мира вместо земных (благ) — небесные, вместо тленных — нетленные и бесконечную радость и веселие пребывать у Господа своего и вместе с ангелами предстоять перед ним и веселиться со всеми праведниками, как говорит Божественное Писание: «Ни глазу не увидеть, ни уху не услышать, ни сердцем человеку не почувствовать того, что уготовил Бог любящим его и соблюдающим святые его заповеди».
    Тебе же, жена, повелеваю нисколько не скорбеть о моем уходе, а пребывать в посте и подвигах духовных, и часто ходить по святым церквам, и усердно молиться за меня и за себя, и щедрую милостыню подавать убогим; многих же несчастных от нашей царской опалы прикажи освободить и в темницах заключенных выпустить на волю, дабы получили мы от Господа двойную награду: я — за храбрость, а ты — за эти благие дела».
    И когда услышала благочестивая царица от государя своего благочестивого царя о его отшествии, охватила ее нестерпимая скорбь, и от этой сильной печали не могла она стоять, и если бы не удержал благочестивый царь супругу свою своими руками, упала бы она на землю. И долгое время оставалась она безгласна и горько плакала, и едва смогла удержаться от сильных слез и проговорить государю благочестивому царю и великому князю Ивану: «Ты ведь, благочестивый царь и государь мой, хранишь заповеди Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и хочешь душу свою положить за православную веру и за православных христиан, я же как вынесу разлуку со своим государем, и кто утолит горькую мою печаль и принесет мне весть о великой Божьей милости к благочестивому моему государю — о том, что благочестивый царь и всей Руси самодержец, получив помощь от Вседержителя и всемилостивого Бога, со всем своим христолюбивым воинством сражался с нечестивыми, и одолел их, и в свое царство здрав возвратился?»
    Молитва: «О всемилостивый Боже! Услышь слезы и рыдание рабы своей, даруй мне услышать, что государь мой здрав и по милости твоей прославлен, и по милости же <твоей>, радуясь, увидеть <его>. Не помяни, Владыка, многих грехов наших, но пошли нам милость свою по великому своему милосердию и щедрости.
    И ты, милосерднейшая, щедрейшая и верная помощница роду христианскому, царица и владычица, мать небесного царя и Господа, пречистая Богородица, услышь молитву рабы своей и подвигнись на молитву к рожденному тобою Христу, Богу нашему, чтобы послал он победу над супостатами государю моему и невредимым возвратил его и сподобил меня, Госпожа, увидеть его по милости твоей прославленным, ибо твоим, Владычица, заступничеством и молитвами одолеет он врагов своих!»
    Благочестивый же царь, утешив свою царицу словами и наставлениями и дав прощальный поцелуй, выходит от нее и отправляется к Коломне с братом своим князем Владимиром Андреевичем, и боярами, и воеводами, и многими воинами. Придя же в Коломну, входит он в церковь пречистой Богородицы славного ее Успения и повелевает владыке Феодосию и всему собору петь молебны. Сам же благочестивый царь и великий князь подходит к образу пречистой Богородицы, тому, который был на Дону с православным великим князем Дмитрием Ивановичем, и, припав к нему, молит со многими слезами и сердечными воздыханиями милосердного Господа нашего Иисуса Христа и родившую его Богоматерь о помощи и победе над врагами агарянами. И вдоволь помолившись и получив благословение от епископа Феодосия и священного собора, выходит он из церкви.
    Когда же начал он выстраивать свои полки, пришла к нему весть из поля о том, что идет на него безбожный царь крымский со многими силами и уже приближается к пограничным землям. И пошел благочестивый царь и великий князь из Коломны к великой реке Оке, желая переправиться через Оку и там встретиться и биться с безбожными агарянами. И послал он в городок Касимов за царем Шигалеем и повелел ему вскоре приехать к нему, сообщив, что царь крымский идет со многими людьми. И Шигалей тотчас же пришел к царю государю великому князю.
    Царь же и великий князь начал ему рассказывать о своем и всего православного христианства несчастье — о том, что недруг его крымский царь идет со многими воинами и сильным нарядом: «Я же многих своих воевод и воинов послал к Казани, отчего и пребываю я в великой печали, но уповаю на всемогущего Бога и хочу выступить против недруга своего. Ты же, брат наш, пойди с нами и пострадай за православное христианство». Царь же Шигалей начал утешать государя нашего царя и великого князя многими речами. И посмотрел он на христолюбивое воинство благочестивого царя и, видя бесчисленное множество людей, удивился.
    И говорит он царю и великому князю: «Я ведь воспитан у отца твоего, а моего государя благочестивого великого князя Василия и во многих походах бывал с отца твоего силами и людьми, но никогда не видел такого множества людей, как вижу сейчас в твоем царском войске. Дерзай же, государь, с Божьей помощью, а мы, твои холопы, готовы за тебя, государь, и головы свои сложить!»
    И пришла к царю государю великому князю весть: «Царь крымский, узнав о твоем, государя царя и великого князя, пребывании в Коломне со многими людьми, сильно испугался, напал на него страх и трепет, и вознамерился он было вскоре возвратиться в Орду. Но сказали ему князья и уланы: «Если хочешь ты скрыть свой позор и не с пустыми руками в Орду свою вернуться, <то знай>, что есть у границы с полем город великого князя Тула, к которому ты сейчас приблизился, вот мы и советуем тебе пойти на тот город, а если узнает <об этом> великий князь, то ты сможешь уйти от него со всеми твоими людьми, поскольку Тула от Коломны находится на большом расстоянии и места <эти> лесисты и непроходимы, так что большое войско не сможет там быстро передвигаться».
    И понравился безбожному совет их, и посылает он к Туле вперед себя большое войско и наряд в год 7063-й (1555) в 21 день июня. И пришло на тульскую землю множество безбожных агарян во вторник, и окружили они город, многие же другие зловерные отправились в разведку. А на следующий день — 22 июня, в среду, и царь крымский подошел к Туле и приказал многим воинам идти на штурм города. И начали они бить из многочисленных пушек и пищалей многими огненными стрелами и пушечными ядрами. И когда начали обстреливать город янычары турецкого султана, во многих местах загорелся городской посад.
    В городе же тогда был лишь один великого князя воевода князь Григорий Иванович Темкин с немногими воинами, поскольку неожиданно подошли безбожные сарацины. И начали в городе православные христиане с громкими стенаниями и со слезами молить всемилостивого Бога и пречистую Богородицу, заступницу христиан, и великих чудотворцев о помощи против поганых и о спасении города. И с помощью всесильного Бога потушили в городе пожар, и так горожане бились с нечестивыми, что прогнали их с городских стен, и не смогли нечестивые причинить городу никакого вреда.
    Когда же благочестивый царь и великий князь услышал о том, что нечестивый царь испугался и не выступил против него, а пошел к Туле, тотчас послал благочестивый царь и великий князь к Туле боярина своего и воеводу князя Петра Михайловича Щенятева и многих других воевод, повелев им как можно быстрее идти к Туле, сам же пошел к городу Кашире, где намеревался переправиться через реку и идти к Туле.
    Воеводы же великого князя поспешили к Туле. И когда они еще не дошли до города, сообщили им, что возвращаются из набега многочисленные крымские воины и ведут с собой много пленных. Они же вскоре догнали их и с Божьей помощью и благодаря молитвам пречистой Богородицы, заступницы христиан, и великих русских чудотворцев побили много безбожных агарян, и захватили многих языков, и отбили всех пленных православных христиан.
    И дошла вскоре до безбожного царя весть о том, что пришло много московских воевод и с ними много воинов. Из города же православные увидели вдали поднимающуюся по всей степи небывалую густую пыль, и увидели они с городских стен многочисленных людей и поняли, что это идут воеводы православного нашего царя с многочисленными воинами.
    И громко возопили в городе: «Боже милостивый, помоги нам, ведь наши православные приближаются!» И устремились из города не только воеводы с многочисленными воинами, но и женщины с малыми детьми, и поубивали они у городских стен многих врагов и захватили большое количество орудий, пороха и пушек, привезенных для захвата города.
    Нечестивый же царь тотчас с позором побежал в поле, ибо стоял он недалеко от поля, и так быстро побежал, что царя и великого князя воеводы не могли его настигнуть. И побросали поганые те сарацины многочисленные свои телеги и верблюдов, а безбожный царь побежал от города июня в 23 день.
    Воеводы же благочестивого царя и великого князя в тот же день, 23 июня, подошли к Туле, а царь ушел за три часа до их прихода. И все православные христиане прославили всемилостивого Бога за то, что даровал он такую победу над погаными. И тотчас послали к государю гонца и многих языков. Гонец же, придя к царю и великому князю, сообщил ему, что много поганых побили, и привели много языков, и освободили много пленников, а нечестивый царь быстро побежал назад тою же дорогою.
    Благочестивый же царь и великий князь, услышав все это и увидев приведенных тех многочисленных сарацин, прославил всесильного Бога за то, что даровал ему Бог такую победу по молитвам пречистой Богородицы и великих русских чудотворцев. И приказал он допрашивать языков. И рассказали языки, что царь их потому пошел на русскую землю, что сказали ему в Крыму, будто царь и великий князь со всем своим воинством находится в Казани.
    И пошел благочестивый царь к Коломне, и пришел в соборную церковь пречистой Богородицы, и многие молитвы с благодарностью воздал Богу и пречистой Богородице за победу над погаными. И вскоре, посовещавшись с братом своим князем Владимиром Андреевичем и с царем Шигалеем, и с боярами, пошел к Казани. И пришел в Муром в месяце июле.
    И собрав все свое воинство, посылает он царя Шигалея водою в судах, а с ним отпускает воеводу своего князя Петра Андреевича Булгакова со многими воинами. Сам же благочестивый царь и великий князь Иван Васильевич пошел из Мурома полем, взяв с собой князя Владимира Андреевича. И шел он полем до нового города Свияжска. И встретили его на подходе к новому городу Свияжску воеводы — князь Александр Борисович Горбатый, князь Петр Иванович Шуйский и Данила Романович и многие иные воеводы с многочисленными воинами. И многие из горных черемисов встретили государя и били ему челом, каясь в своей измене, государь же простил их.
    Пришел же благочестивый царь и государь и великий князь в новый город на Свиягу с братом своим князем Владимиром Андреевичем и со всем воинством в августе месяце. И вошел он в церковь пречистой Богородицы, и молился, и благодарил Бога и пречистую его Богоматерь, заступницу за христиан в борьбе с погаными. Также прилежно помолился он и в церкви преподобного чудотворца Сергия и вышел.


    ПОВЕСТЬ О ТОМ, КАК БЛАГОЧЕСТИВЫЙ ЦАРЬ
    И ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ
    ВСЕЙ РУСИ САМОДЕРЖЕЦ БЛАГОДАРЯ МИЛОСТИ
    ВСЕСИЛЬНОГО БОГА И ПОМОЩИ И МОЛИТВАМ
    ПРЕЧИСТОЙ БОГОРОДИЦЫ, ПРЕДВОДИТЕЛЬНИЦЫ
    И ЗАСТУПНИЦЫ ХРИСТИАН. И ВЕЛИКИХ ЧУДОТВОРЦЕВ
    ОДОЛЕЛ ВРАГОВ СВОИХ И ВЗЯЛ ГОРОД КАЗАНЬ


    Благочестивый же царь и великий князь Иван Васильевич всей Руси самодержец вышел из нового города Свияжска и пошел к Казани со всем своим христолюбивым воинством. И начал он переправляться через великую реку Волгу, расположился на Царевом луге и приказал выгружать из судов наряд и строить мосты, и плести туры. В то же время приехал на службу к государю из Казани Комай-мурза и с ним семь человек. Государь же приказал катить к городу туры и орудия.
    И отправилось к городу множество воинов. Казанцы же вышли им навстречу из города, и была большая битва, и много людей погибло с обеих сторон. Но благодаря Божьей милости и помощи одержали верх православные, побили они многих татар, иных же живыми захватили в плен. И, расставив вокруг стен туры и пушки, окружило город многочисленное христолюбивое воинство, так что невозможно было поганым ни войти в город, ни выйти из него.
    Царь же и государь встал вблизи Отучевой мечети на Ногайской дороге и повелел поставить у себя в стане три полотняные церкви — всегда ведь за ним возили те три храма: одна церковь во имя архистратига Михаила, вторая — мученицы Христовой Екатерины, третья — преподобного чудотворца Сергия. И приказал царь и государь расставлять свои полки возле города.
    И немного времени спустя начали нападать из леса на полки, стоявшие под началом воевод на Арском поле, многочисленные казанцы, конные и пешие, и доставляли они немало бед православным. И хотели многие воеводы, и князья, и бояре, и дети боярские вступить с ними в бой, но царь и государь без своего приказа не разрешил с ними биться. Воины же православные пребывали в немалом огорчении из-за того, что не давал им воли государь: не понимали ведь они, что замысел этот сам Господь Бог подсказал православному нашему царю — когда приспеет надлежащее время и придет помощь от Бога, тогда христолюбивое воинство, сыны русские, приготовятся на брань, целые и невредимые, и будут они словно львы, рыщущие в звериной ярости и, обретя свою добычу, устремляющиеся на нее, — такими же и они будут, когда придет помощь Божия и приспеет для этого время.
    Вскоре после этого православный царь и государь и великий князь против тех безбожных посылает своих воевод со многими воинами. И пришли государевы полки на Арское поле биться с нечестивыми. Нечестивые же те агаряне по своему разумению держались возле леса и не решались отходить от леса из-за великой силы государевой. Православные же догадались поставить с одной стороны множество пехотинцев с пищалями, а небольшому отряду было приказано приблизиться к нечестивым. И устремились к ним все нечестивые, православные же все, призвав на помощь всесильного Бога и оградив себя крестною силою, устремились на них. И вскоре потопили и побили они всех иноплеменников и многие версты гнались за ними по лесу, и всех перебили, а триста сорок человек взяли живыми и послали к государю царю и великому князю. И с большою победою приехали воеводы и все православное воинство к государю.
    Категория: ЛИТЕРАТУРА ХVI века | Добавил: alexeevich5
    Просмотров: 1079 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: