Четверг, 02.05.2024, 08:07
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
ЛИТЕРАТУРА ДО ХI века [14]
ЛИТЕРАТУРА ХI века [12]
ЛИТЕРАТУРА ХII века [51]
ЛИТЕРАТУРА ХIII века [22]
ЛИТЕРАТУРА ХIV века [28]
ЛИТЕРАТУРА ХV века [29]
ЛИТЕРАТУРА ХVI века [113]
ЛИТЕРАТУРА ХVII века [92]
СТАТЬИ И ИССЛЕДОВАНИЯ [16]
ОЧЕРКИ РУССКОГО САМОСОЗНАНИЯ [50]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Яндекс.Метрика

    Каталог файлов

    Главная » Файлы » ЛИТЕРАТУРА ХVI века

    ТРОИЦКАЯ ПОВЕСТЬ О ВЗЯТИИ КАЗАНИ (продолжение)
    05.03.2014, 02:47

    Православный же государь, видя такое милосердие Божие к себе и всему своему воинству, тотчас же поспешил в церковь великого Сергия и с огромною радостью и слезами воздал благодарственными песнопениями Господу и пречистой Богородице, защитнице и помощнице христиан, и великому чудотворцу Сергию. И устроил он светлый пир, и одарил своих воевод и всех воинов богатыми дарами, и утешил всех ласковыми своими царскими речами. Из орудий же из всех — из пушек и из огнестрельных пищалей — беспрестанно день и ночь били по городу, так что были слышны этот сильный грохот и сотрясение за многие версты от города.
    Но снова благочестивая эта и богохранимая глава — царь и великий князь склоняется к милосердию, не вспоминая о великих изменах ему, государю, тех зловерных и безбожных агарян и о пролитии нечестивыми крови православных христиан, и хочет пред ними выказать смирение, ибо хорошо знал он слова Божественного писания о том, что Господь гордых наказывает, смиренным же дарует благодать. И посылает он в город к нечестивым свое царское милостивое слово: «Если сдадите мне город, я всех вас жалую и не припомню вам многих ваших измен».
    И приказал он водить перед городскими стенами многочисленных языков, чтобы нечестивые, увидев их, смирились и сдались государю. Но нечестивые эти выбрали не жизнь, а смерть и не послушали государева слова и не приняли его милосердия, которое хотел он им показать. И приказал православный царь тех языков нечестивых на виду у города всех перебить. Казанцы же, видя из города, как убивают их соплеменников, так и не смирились, ибо ожесточил Бог сердца их за их неправду, как в древности фараона, и привел их к окончательной гибели, чтобы прославился Господь, как <в древности> через фараона и колесницы его, — так и теперь через этих, не покорившихся благочестивому царю государю нашему великому князю.
    После этого посылает государь своих воевод со многими воинами захватить Арский городок и многие другие места, но приказывает не задерживаться там, ибо хотел он вскоре начать штурм города. Поэтому и повелел им царь поскорее возвратиться. Они же, воюя, задержались под Арском на немалое время. И пребывал от этого государь в сильной печали, ведь не было от них долгое время никаких вестей. И другое было у него горе: из-за сильных дождей и бурь потопило на Волге много судов с припасами; и еще одна беда — никаких не было сведений из города. Из-за всего этого великой скорбью уязвлено было царево сердце. Но несмотря на все это жил благочестивый царь подвижнической жизнью: не снимались доспехи с царских его плеч, ночи проводил он без сна — в молитвах, днем же пребывал в постоянных царских своих делах.


    О ПОСЛАНЦАХ ИЗ ОБИТЕЛИ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ - СЕРГИЕВА МОНАСТЫРЯ

    В то же время пришел к благочестивому царю государю и великому князю Ивану Васильевичу из обители живоначальной Троицы — Сергиева монастыря некий чернец, именем Адриан Ангелов, с одним братом, посланный игуменом Гурием и братиею, и принес икону, на которой написаны были лики живоначальной Троицы и пречистой Богородицы с апостолами и преподобного чудотворца Сергия с Никоном, а также просфору и святую воду.
    Благочестивый же царь с великой радостью принимает святую икону и прочее и мысленно произносит из глубины своего сердца моление к Богу, которому ведомо все тайное: «Слава тебе, — говорил он, — Создатель мой, слава тебе за то, что в столь дальних странах посещаешь ты меня! Ибо смотрю я на эту твою икону, словно на самого истинного моего Бога, и прошу себе и всему воинству моему милости и помощи, ведь я — раб твой, как и все люди твои. Будь же щедрым, Владыка, смилуйся милосердно над нами и пошли нам победу над врагами! Так же ведь было и при прадеде нашем, когда выступил он против нечестивых: перед самым началом сражения подоспели к нему посланцы от преподобного Сергия, угодника твоего, принесшие такие же дары: он же, вкусив святого хлеба и испив святой воды, простер к небу руки и проговорил: „Велико имя святой Троицы! О пресвятая госпожа Богородица, помогай нам!" Ее-то молитвами и молитвами преподобного Сергия и победил он врагов своих. Так и я ныне взываю: „Велико имя святой Троицы! Пресвятая госпожа Богородица, помогай нам!" И умоли, Владычица, рожденного тобою Христа, Бога нашего, с безначальным его Отцом и пресвятым благим и животворящим его Духом, чтобы даровали они нам победу над врагами.
    И ты, преподобный угодник Христов великий Сергий, не промолчи с учениками твоими, но моли о нас Господа и поспеши к нам на помощь! И так же. как при открытии святого твоего храма в городе Свияжске прославил тебя всемилостивый Бог, угодника своего, многими чудесами, происходившими от святого образа твоего, и многим людям даровал ты исцеление — так и ныне помогай нам молитвами твоими; и так же, как являлся ты там нечестивым варварам, так и нам, православным, явися и помоги, ведь нечестивым ты являлся, чтобы изгнать нечестивую их веру, нам же своим явлением даруй победу над врагами во имя Христа Иисуса, Господа нашего, ему же слава во веки веков! Аминь».
    И с того дня стали дароваться православному нашему царю Господом удачи и победы над врагами: в тот же день от взрыва в подкопе разрушился у них тайник, и много поубивало нечестивых тех татар, а назавтра из города прибежал татарин, а потом и пленник из города прибежал, и передали они государю много полезных сведений; пушками же с одной стороны до основания разрушена была городская стена и поубивало много людей в городе. Был у благочестивого царя некий человек, по имени Размысл, родом литовец, который умел искусно рыть подкопы под городские стены. Ему и приказано было рыть подкопы под стены города. А потом пришли из Арска царя и великого князя воеводы и поведали о большой победе над нечестивыми и о том, как освободили большое количество русских пленников, и привели они многих языков.
    Благочестивый же царь государь, видя радостную эту победу, поспешил к святым храмам и повелел петь молебные песнопения в честь победы, воздавая славу всесильному Богу и пречистой Богородице, и великим чудотворцам, ибо по их молитвам даровал ему Бог такую победу над противником. Воевод же своих и все воинство утешил он своими царскими речами и прославил многими похвалами, и обещался пожаловать их многими дарами, и веселился с ними на многочисленных пирах.
    Всех же русских пленников повелел он собрать и привести в свой стан. И содержали их много дней в царских его шатрах, и всех их накормил он вдоволь и одел, радуя их, словно чадолюбивый отец своих детей. Они же, страдальцы, видя такое милосердие к себе благочестивого царя, что освободил он их от плена и так утешил их, и приказал отвести каждого к себе на родину в Русскую землю, молились Господу со многими слезами и молитвами о благочестивом государе за такое его милосердие, говоря так.
    Молитва: «О милосердный и премилостивый владыка человеколюбец Господь Иисус Христос, сын Божий! Помилуй и сохрани раба своего, государя нашего, и даруй ему победу над врагами, увидь его милосердие, которое проявил он к нам, нищим и горьким пленникам. Воздай же ему, Господи, милосердием своим за нас, нищих, и сохрани его и все его христолюбивое воинство!» После этого пели они канон Покрову пресвятой Богородицы.
    Благочестивый же государь приказал зажечь под городом, под татарами, один небольшой подкоп, а воеводам и всему воинству, окружившему стены, повелел ни в коем случае не предпринимать никаких штурмов города. И зажгли в тот день во втором или в третьем часу дня подкоп, и напал на нечестивых сильный страх, ибо огромные бревна из городских стен вместе с землей подняло взрывом на большую высоту, и поубивали они многих нечестивых. Воины же благочестивого царя не могли сдержать боевого пыла, который вложил в сердца их Бог, и ринулись к городу, и согнали со стен множество нечестивых, а многие воины проникли и внутрь города. Воеводы же встали на городской стене и послали государю известие о том, что многие воины в городе побили нечестивых.
    Государь же, услышав о такой помощи Божьей, в тот же час пришел в церковь великого чудотворца Сергия и повелел воссылать Господу благодарственные молебны. Сам же начал совещаться со своими боярами и воеводами, и решили они, что еще не все воины подготовлены к штурму города, поэтому тотчас же послал он приказ, чтобы воевод и воинов из города вывели. Те же никак не хотели выходить оттуда, и едва с большим трудом выслали воинов из города. Те же, кто находился на городской стене, не слезли с нее, а стояли тут воеводы князь Михаил Иванович Воротынский да Алексей Данилович Плещеев. И сидели они на стене два дня и две ночи, ожидая, когда государь начнет штурмовать город.


    ЧУДО ЯВЛЕНИЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ И СВЯТОГО НИКОЛЫ В ВОЗДУХЕ НАД ГОРОДОМ И БЛАГОСЛОВЕНИЯ ИМИ МЕСТА ЭТОГО И ГОРОДА ДЛЯ ПОСЕЛЕНИЯ ЗДЕСЬ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН


    Перед взятием же города Казани много чудес показал всемилостивый Бог через угодников своих — двенадцать великих апостолов, великого чудотворца Николая и великого чудотворца преподобного Сергия. Некий человек из числа боярских воинов раненый лежал у городской стены за турами, изнемогая от раны, и едва погрузился он в легкий сон, как увидел засиявший над городом яркий свет и в том свете парящих в воздухе двенадцать апостолов в святительских одеждах, сияющих ослепительным светом. И поклонился апостолам <святой Николай>, говоря им: «Радуйтесь, ученики и апостолы Господа нашего Иисуса Христа!»
    И отвечали ему апостолы: «Радуйся и ты, угодник Христов святитель Николай!» И начал святой Николай умолять святых апостолов, говоря: «Ученики Христовы, молите Бога и благословите место это и город, чтобы поселились здесь и начали обживаться православные христиане». И отвечали ему апостолы: «Еще не время для такого дела, угодник Христов Николай». И повернулись все на восток для молитвы. И снизошел к ним с небес от востока глас, говоривший: «Отныне будет благословенно место это, дабы прославилось на этом месте имя Отца и Сына и Святого Духа». И повернулись все апостолы и Никола, и благословили место и город, и стали невидимы.
    Человек же тот больной, увидев и услышав все это, охваченный сильным страхом, очнулся от видения и рассказал окружающим обо всем, что видел и слышал. Сам же причастился святых тайн Христа, Бога нашего, и преставился.


    ВТОРОЕ ЧУДО О ЯВЛЕНИИ СВЯТОГО НИКОЛЫ НЕКОЕМУ ЧЕЛОВЕКУ С ПОВЕЛЕНИЕМ, ДАБЫ ЦАРЬ ГОСУДАРЬ КНЯЗЬ ВЕЛИКИЙ ПРИСТУПАЛ К ШТУРМУ ГОРОДА


    Другой же воин царя и великого князя из детей боярских увидел во сне святого Николу, пришедшего к нему и будящего его со словами: «Вставай, человек, и передай царю и великому князю, чтобы начал он штурм города в день Покрова пречистой Богородицы или на следующее утро после него, ибо Бог отдает ему город этот и врагов его — сарацин. А сообщаю тебе об этом я, Николай Мирликийский чудотворец».
    Человек же тот, очнувшись от видения, охвачен был страхом и решил, что все это он увидел во сне, а не наяву, поэтому умолчал он об этом видении и не поведал о нем никому. Но во вторую ночь снова явился тому же христолюбивому мужу святой Николай и с угрозой сказал ему: «Не думай, человек, что видимое тобою — сон, но истинно говорю тебе: встань и сделай то, о чем я сообщил тебе прежде». Тот же встал и поведал о том, что сказал ему святой Николай.


    ТРЕТЬЕ ЧУДО ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ ЧУДОТВОРЦА


    Иное хочу поведать вам — о том, что сотворил преподобный отец наш Сергий: некоторые благочестивые люди видели себя во сне в городе Казани и там видели они старца с очень густой, но не очень длинной бородой в ветхих монашеских одеждах, который ходил по городу и подметал в домах и на улицах. И некие светлые существа, окружавшие его, говорили ему: «Зачем, святой Сергий, сам метешь ты дома, повели же кому-нибудь другому вымести». Святой же отвечал им так: «Лучше сам я вычищу, ведь будет у меня здесь наутро много гостей». И рассказали люди об этом видении.
    После взятия же города множество нечестивых сарацин попало в плен, и многие из этих нечестивых рассказали про святого Сергия — о том, что они, варвары, в течение многих дней и ночей перед взятием города видели такого старца, ходящего по городу и город очищающего. И рассказывали нечестивые:
    «Много раз устремлялись мы на него и хотели его схватить, но он становился для нас невидим».
    И обо всем этом сообщили благочестивому царю и великому князю. Он же распорядился никому об этих чудесах не рассказывать до тех пор, пока не свершится на нем милость Божия. Сам же непрестанно мысленно молил Бога, говоря: «Премилостивый Господи Иисусе Христе сыне Божий, тебе ведомо все тайное, помилуй нас, рабов твоих, по великой твоей милости, Владыка, царь небесный».
    И повелел после этого благочестивый царь и великий князь приготовиться всем людям в полках, желая идти на штурм города. Отобрал он множество своих воинов и повелел им пешими идти на приступ к городу, а все свои полки расставил вокруг городских стен. В воскресный же день повелел он петь заутреню, воевод же всех распустил по полкам и приказал ограждать всех животворящим крестом и кропить святою водой. И повелел им быть готовыми и ждать своего царского прихода. Своему же царскому полку повелел стоять у своего стана, намереваясь сам ехать, как только окончится пение, отдав Божие Богу.
    Когда же отслужили заутреню, повелел он сразу же начать литургию — священник уже стоял наготове. Когда же началась литургия, трепета и благоговения достойное зрелище представлял собою благочестивый царь, стоявший в церкви во всем вооружении, в сияющих, ничем не прикрытых доспехах. Сам же благочестивый царь прилежно взирал на образ Христа, Бога нашего, и на родившую его Богоматерь, и на угодника его великого Сергия, ибо стоял он перед его чудотворным образом, непрестанно в сердце своем повторяя молитвы и изливая из глаз реки слез. И так говорил он Господу.
    Молитва: «О Владыка премилостивый Господь! Помилуй рабов своих! Ведь пришло уже время милости твоей — время послать рабам твоим мужество, чтобы одолели они врагов своих. Помилуй, милостивый, помилуй, человеколюбец, даруй помощь в борьбе с врагами, пошли милость свою свыше!»
    Молитва: «И ты, о пречистая владычица Богородица, умоли рожденного тобою Христа, Бога нашего, чтобы не припомнил он мне грехи мои и беззакония, которые совершил я пред величием славы его, но помиловал бы меня великого ради твоего милосердия. Будь же, Владычица, помощницей мне и всему воинству нашему, а мы, надеющиеся на тебя, не посрамимся, но победим врагов своих твоими молитвами и молитвами всех святых и святителей русских, наших помощников и молитвенников».
    Когда же на восходе солнца подошло время читать святое Евангелие и дьякон, заканчивая чтение, произнес последнюю строку из Евангелия: «И будет одно стадо и один пастырь», внезапно как будто загремел сильный гром и сильно задрожала земля. Благочестивый же царь и великий князь, выйдя немного из церковных дверей, увидел разрушенную подкопом городскую стену и страшное зрелище: от дыма, смешанного с землей, все покрылось тьмой, и на большую высоту взлетали многочисленные огромные бревна, поднимая вместе с собою на высоту нечестивых и многих убивая.
    И тут внезапно взорвался и второй подкоп, и все воины, призывая на помощь Бога, устремились на нечестивых. Благочестивый же царь и великий князь, вернувшись в церковь на молитву, проливал обильные слезы, да одолеем до конца врагов своих. И вот приходит некто из царских приближенных и говорит ему: «Уже, государь, окончательно пришло время тебе ехать, ибо уже идет сильный бой в городе, и многие полки ожидают тебя, государя». Царь же отвечал ему: «Если дождемся мы окончания молитвы, то великую милость получим от Христа — мощное оружие молитвенное против врагов наших».
    Когда же услышал царь и великий князь, что прибыл за ним второй гонец, вздохнул он из глубины души и, обливаясь слезами, проговорил: «Не оставь меня, Господи Боже мой, и не отступи от меня, приди мне на помощь!» И подошел он к образу великого чудотворца Сергия, и приложился к нему, и поцеловал его с любовью. И сказал: «Угодник Христов, помогай нам молитвами своими!» И причастился он святой водой, и вкусил доры, а также и Богородицына хлеба.
    Когда же окончилась литургия, благочестивый царь вышел из церкви весь словно в сиянии, вооруженный молитвою. И обратившись к своим богомольцам, сказал он: «Благословите меня, а сами непрестанно молите Бога, чтобы вашими молитвами помог нам Бог одолеть врагов наших». И сев на царского своего коня, вооружился он животворящим крестом и сказал так: «Боже, услышь мой зов о помощи и подвигнись на помощь мне, Господи! Осуди, Господи, борющихся с нами и противящихся нам врагов наших, да уподобятся они пыли, противостоящей ветру! О предки наши и заступники русские Борис и Глеб, будьте нам в этот час заступниками и помощниками против врагов наших!»
    Когда же увидели все воины, что приближается к ним государь, тотчас со всех сторон, словно на крыльях, взлетели они на городские стены. И заняли православные все стены, ибо помогал им Бог, и нещадно секли они нечестивых.
    И столько побили они нечестивых, что кровь их растеклась по оврагам. И с помощью всесильного Бога и по его милосердию начали православные одолевать нечестивых. И уже приближались православные к царскому дворцу, нещадно побивая нечестивых.
    Нечестивые же все собрались на царском дворе и, видя свою окончательную гибель, говорили друг другу: «Бежим, бежим скорее от них, ведь сам Бог сражается вместе с ними. и много наших уже умерло». И начали они прыгать с городской стены, и многие бегом устремились к лесу.
    И тотчас пришло известие к благочестивому царю и великому князю, что многие из горожан попрыгали с городских стен и пустились в бегство, но воеводы царя и великого князя, находившиеся на той стороне, многих нечестивых побили; часть же <казанцев> побежала на другую сторону. На тех царь и государь вскоре послал двух бояр со своими дворянами. И там они побили такое количество нечестивых, что мертвые лежали по всему огромному лугу от реки и до леса.
    И благодаря великой милости Божьей и помощи всесильного Бога нашего Иисуса Христа и молитвам пречистой владычицы нашей Богородицы и молитвам и помощи великого архистратига Михаила и всех святых, и всех русских чудотворцев и наших заступников и помощников молитвам, благочестивый наш царь и государь и великий князь со своим православным воинством одержал верх в битве с нечестивыми. И перебили православные всех нечестивых, и взяли в плен царя казанского Едигера Каса-Ахануловича, и захватили его знамена, и привели его к благочестивому царю нашему и великому князю, и взяли город Казань, и гнали, словно стада, толпы пленников. Все это мы видели своими глазами, так что не лживое это описание, но истинное.
    Нечестивых же побили так много, что <горы> мертвых тел казанских татар, лежавшие возле стен внутри города, сравнялись с городскими стенами. И в городских воротах, и в самом городе лежали огромные кучи мертвых, и за городом — во рвах, в реке Казани и за Казанью рекою — везде было бесчисленное множество мертвых.
    Благочестивый же царь и великий князь всей Руси Иван Васильевич, видя такое милосердие Божие к себе и ко всему своему христолюбивому воинству, воздев руки к Господу, приносил благодарственные молитвы, говоря так: «Слава тебе, всемилостивый Господи Иисусе Христе, сыне Божий, даровавший нам победу над врагами нашими! Десница твоя, Господи, прославилась своей крепостью и сокрушила, Господи, правая твоя рука врагов наших. Чем воздадим мы тебе, Господи, за все то благое, что сделал ты для нас? Слава тебе, милосерднейший человеколюбец Господи, за то, что не презрел молений раба своего? Слава тебе, Господи, за то, что услышал ты тихие воздыхания сердца моего и слезы и исполнил прошения наши, и излил на нас великое милосердие свое, и всех врагов наших истребил до конца.
    О премилостивая владычица Богородица, слава тебе, ибо твоими молитвами и заступничеством побеждены были враги наши. О всемилостивая госпожа владычица Богородица, умолила ты со всеми святыми и нашими заступниками — новыми русскими чудотворцами Господа нашего Иисуса Христа с безначальным его Отцом и животворящим Духом, чтобы услышал Господь молитву твою и даровал нам победу над супостатами, и покорил нам под ноги врагов наших. И прославляется всем этим святое имя Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь».
    И повелел благочестивый царь и великий князь, чтобы священный собор и весь причт церковный с честным крестом, содержащим кусочек животворящего древа, на котором распят был Господь наш Иисус Христос, и со святыми чудотворными иконами пришли к месту, где стояло царское знамя, и приказал в честь победы петь молебные песнопения, воссылая благодарности всесильному Богу. И повелел он тогда же поставить животворящий крест и заложить церковь в честь Нерукотворного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на том месте, где стояло его знамя, ибо на знамени его царском был запечатлен нерукотворный образ Господа нашего Иисуса Христа.
    Внутри же города разгорелся такой сильный огонь, что только на третий день едва смогли его погасить. И приказал благочестивый царь очистить город от множества мертвых тел нечестивых. После этого повелел он протопопу своему, по имени Андрей, человеку добродетельному, собрать собор игуменов и священников и дьяконов и повелел им освятить церковь в честь Нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа. И освятили церковь в год 7061 месяца октября в 5 день, в среду. И была она всячески украшена, как тому подобает, честными иконами и божественными книгами, и святым пением.
    А потом заложил он соборную церковь в самом городе Казани во имя пречистой Богородицы славного ее Благовещения и освятил ее в девятый, воскресный, день того же месяца. Приделы же к церкви пречистой Богородицы устроил и обеих сторон: с одной стороны <во имя> страстотерпцев Христовых Бориса и Глеба, с другой — в честь муромских чудотворцев, и чудесным образом украсил их, как и подобало.
    И город освятил благочестивый царь и государь наш великий князь Иван Васильевич, сам пройдя с животворящими крестами и со всеми иконами по городским стенам вместе с братом своим князем Владимиром Андреевичем и со священным собором, и с боярами своими, и со всем своим христолюбивым воинством. И обо всем благочестивый царь и государь хорошо и богоугодно распорядился. Повелел он и воеводам своим строить в городе церкви.
    Город же взял благочестивый царь и государь в год 7061-й (1552) месяца октября во второй день — день памяти священномучеников Киприана и Устинии, в воскресенье, в пятом часу дня.
    Кто же, услышав о таком великом милосердии Божии, не удивится и не прославит Бога, ведь там, где были языческие капища, а точнее — бесовские жилища, ныне воссияли христианские церкви; там, где нечестивые бесовскими жертвоприношениями и кровью животных оскверняли землю и воздух, ныне о спасении христиан Богу жертва стала приноситься и непрестанные славословия и молитвы стали возноситься Богу; там, где были жилища нечестивых тех сарацин, ныне поселились и поселяются православные христиане. И все это свершилось по изволению Божьему и благодаря подвигу государя нашего благочестивого царя и великого князя Ивана Васильевича и брата его благоверного князя Владимира Андреевича, и всего его христолюбивого воинства.
    Еще хочу вам поведать о православных воинах благочестивого государя нашего царя и великого князя Ивана Васильевича всей Руси самодержца: когда приближалось им, благочестивым воинам, время идти на брань, приготовляли они себя сначала духовно, чтобы предстать пред вечным и строгим небесным царем — Господом нашим Иисусом Христом и ответ дать о прегрешениях своих, поэтому приходили они ко святым церквам и исповедовались с искренним покаянием перед духовными отцами и причащались страшным и трепетным и ужасным тайнам — пречистому телу и крови Господа нашего Иисуса Христа, и такую получали они нетленную надежду и непобедимое оружие против супостатов, и настолько презирали смерть, что не только не боялись ее, но радовались несказанною радостью о том, что могут пострадать за православную веру и за своего православного царя и государя.
    И так говорили некоторые из них, укрепляя <духом> друг друга: Если теперь не умрем, все равно умрем когда-нибудь, если же умрем теперь, то получим от Господа нетленное и вечное царство; если будем мужественно и храбро сражаться и останемся живы, то получим от Господа великую милость, а от нашего земного царя — великую честь и славу, и даст нам благочестивый государь все, чего нам недостает, и будет слава о нас переходить из рода в род».
    О блаженные и трижды блаженные воины православные? Укрепившись такою надеждою перед сражением, долго бились они с нечестивыми и одни из них умирали в бою с безбожными, другие при последнем вздохе хотели облечься в иноческий образ и получили исполнение своего желания, украсившись ангельским образом, и с большой надеждой и радостью отошли к Господу; некоторые же, имея многие раны на теле своем, возвращались к своему государю и царю, являя собой пример мужества и храбрости.
    Мы же закончим повесть эту и к предыдущему возвратимся, и прославим Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и скажем так: «Слава тебе, Господи, за то, что даровал нам такого благочестивого царя и государя и великого князя Ивана Васильевича! Слава тебе, Господи, укрепивший раба своего, государя нашего, против врагов! Слава тебе, Господи, покоривший врагов под ноги государю нашему, православному царю, теперь и в будущие годы!
    О премилостивый Господи Иисусе Христе, сыне Божий, за молитвы пречистой твоей матери и молитвы всех святых, и молитвы великого чудотворца Сергия и Никона помилуй и сохрани своею благодатию государя нашего. православного царя и великого князя Ивана Васильевича всей Руси самодержца с благочестивой его царицей Анастасией и с сыном его, царевичем Дмитрием, и с братьями его, и со всем христолюбивым воинством! И даруй ему, всемилостивый Господи, душевное спасение и телесное здравие, и победу над врагами, да будет он по твоей милости страшен врагам своим, ибо ты есть истинный Бог наш Иисус Христос, сын Божий, дающий власть, кому пожелаешь. И воссылаем тебе славу с безначальным Отцом и с пресвятым и животворящим Духом ныне и во все будущие века! Аминь».
    Взято Казанское царство в год 7061 (1552) октября в 5 день.
    Категория: ЛИТЕРАТУРА ХVI века | Добавил: alexeevich5
    Просмотров: 483 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: