Суббота, 20.04.2024, 12:22
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
ЛИТЕРАТУРА ДО ХI века [14]
ЛИТЕРАТУРА ХI века [12]
ЛИТЕРАТУРА ХII века [51]
ЛИТЕРАТУРА ХIII века [22]
ЛИТЕРАТУРА ХIV века [28]
ЛИТЕРАТУРА ХV века [29]
ЛИТЕРАТУРА ХVI века [113]
ЛИТЕРАТУРА ХVII века [92]
СТАТЬИ И ИССЛЕДОВАНИЯ [16]
ОЧЕРКИ РУССКОГО САМОСОЗНАНИЯ [50]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Яндекс.Метрика

    Каталог файлов

    Главная » Файлы » ЛИТЕРАТУРА ХVII века

    АЛФАВИТ ДУХОВНЫЙ ДИМИТРИЯ РОСТОВСКОГО (Часть 4)- В
    06.03.2014, 23:54

    4. Блажен муж, иже претерпит искушение, зане искусен быв, приимет венец жизни, говорит апостол (Иак. зач. 50). Не имел терпения один из сорока мучеников севастийских и – вдруг в бане расплылся, как вода (9 марта), а претерпевшие получили нетленные венцы: непотерпевший немного все погубил, а до конца претерпевшие на веки увенчаны. Нетерпеливый всегда бывает подобен безумному. Если случится что-нибудь противное ему, несогласное с желанием его сердца, то он на всех набрасывается, на всех ропщет, всех обвиняет, кроме себя, себя же всячески оправдывает. А ты будь всегда пригвожден на кресте терпения – с радостию все претерпевай. Если и на всякий день будут говорить тебе бесы: "Сойди со креста терпения и страдания, насладись отдыхом", и как иудеи говорили Христу: сниди со креста и уверуем в Тя. Но ты никогда не ослабевай и не сходи, но всегда пребывай на кресте терпения и мужества, как Моисей, когда имел руки крестообразно распростертыми, побеждал Амалика, а когда ослабевал и опускал руки, то был побеждаем. И ты, когда пребудешь всегда в неизменном терпении и мужестве, преодолеешь врага – мысленного Амалика, если же ослабеешь и разленишься, будешь от него побежден.
    5. Терпя потерпех Господа и внять ми, говорит пророк (Пс. 39). Терпение убогих не погибнет до конца (Пс. 9). Господь внимает долготерпению, а от малодушия (наглодушия) отвращается. Терпеливые идут вслед Его, а нетерпеливые – малодушные – отвращаются от Него: мнози бо, сказано, возвращахуся и ктому не хождаху со Иисусом, глаголюще: жестоко есть слово, кто может Его послушати? (Ин. зач. 24). Горе вам, погубившим терпение, и что сотворите, егда посетит Господь? – говорит Сирах (2,14). Муж нетерпеливый и малодушный, по евангельской притче, подобен созидающему храмину свою на льду или песке, а не на камне терпения и упования (Лк. зач. 28).
    6. "Насколько ты, человече, злонравен, настолько и страдать не отрекайся, дабы этим злостраданием избавиться от злобы", – сказал некто. Какова язва, таково и врачевание. Как велик грех, так велика должна быть и цельба его. Насколько велик грех, настолько велико должно быть и страдание. Потому помни свои многие недостатки, никогда не отрекайся от цельбы терпения. Увидев свое душевное здравие, потом весьма возрадуешься о цельбе терпения и воздашь за сие благодарение Богу, что Он исцелил тебя.
    7. Итак, благодарно претерпевай все случающееся с тобою. Если случится, что кто-нибудь причинит тебе печаль, то не его обвиняй в этом, но себя. Ибо не напрасно Бог попустил сие на тебя, но (имиже весть судьбами) для твоего исправления: ничего без Бога не бывает. Бог часто, врачуя тебя, попускает различные искушения, а ты, принимая это неблагодарно, винишь другого, а не себя! Не обвиняй никого, но вини себя, что принял поделом. Лучше муж долготерпеливый, нежели сильный (крепкий): терпеливый силен (мног) в мудрости, а сильный, но малодушный без ума.
    8. Не оскорбляйся на оскорбляющего тебя, но лучше благодарно перетерпи. Ибо лучше быть оскорбляемым от кого-либо, нежели оскорбить кого-нибудь, лучше перенесть бесчестие, нежели кого бесчестить, быть укоряемым, нежели укорять, обидимым, нежели обижать. Не великое дело – обидеть кого-либо или обесчестить, но то велико – если ты, обижаемый и обесчествуемый, благодарно сие претерпишь. За обиду и бесчестие другого следует наказание, а за терпение великое от Бога воздаяние и почесть.
    9. Чему научится тот, кто желая чему-нибудь научиться, не будет иметь терпения в учении? Кто, не терпя лечьбы, исцелит язву? Кто, не нося терпеливо на плечах своих креста терпения, может идти вслед Христа? Никто. Все, которые желали идти вслед Его, приготовляли себя к терпению и искушению, по сказанному: аще приступавши работати Господеви, уготови душу свою во искушение, – управи сердце твое и потерпи, говорит Сирах (2). Скорбит и смущается отрок, когда учится, а когда выучится, весьма радуется. Скорбит и кричит недугующий, не желая перенесть горького приложения к язвам, но, когда выздоровеет, весьма благодарит врача. Так бывает и в этом.
    10. Призывая нас к Себе, Господь поощряет нас к терпению и брани – духовной. Аще кто, говорит, хощет в след Мене ити, да отвержется себе, то есть самолюбия воли своей, и возмет крест свой, – крест терпения и мужества, и в след Мене да идет (Мф. зач. 69). Неберущий же креста терпения и мужества и нежелающий ничего и малого претерпеть как может идти вслед Его? Никак. Ибо непрошедший сквозь огонь и воду терпения как может войти в покой? Пророк говорит: проидохом сквозе огнь и воду, и извел еси ны в покой (Пс. 65). И ты доблественно претерпи находящие искушения – да войдешь в покой и увенчаешься венцом нетления. Пребывай всегда в неизменном терпении, мужестве и воздержании, дабы умертвить тебе плотские похоти свои, притупить греховное оружие, победить ад – мысленного Амалика. Ибо ничем не можешь победить его так, как терпением и воздержанием: им прогонишь бесов, угасишь геенский пламень, окончательно укротишь страсти, избавишься от муки и горести – наследуешь вечную жизнь и сподобишься присносущных благ о Христе Иисусе – Господе нашем.

    Глава седьмая

    О том, чтобы не лениться,
    но всегда трезвиться – бодрствовать – в деле Божием
    1. Будь, человече, всегда тепл и усерден, горя духом. Не будь холоден и уныл, чтобы не услышать тебе сказанного слова: понеже ни тепле си, ни студен, но яко объуморен, изблевати тя от уст Моих имам (Апок. 3). Заботься, бодрствуй – трезвись, не губи напрасно времени твоей жизни, данного тебе на исправление души твоей, на приобретение вечных благ. Наблюдай, чтобы ни одни день не прошел праздно. Ибо, если тщетно погубишь, другого потом иметь не будешь: если уже прошел – прошел, и уже потерянного времени возвратить назад не можешь. Потому не губи напрасно дней твоих, но с течением дней твоих соразмеряй исправление твое. Недаром дана тебе сия временная жизнь, но для того, чтобы ты всегда – всякий день – поучался, и преуспевал, и совершал подвиги добродетелей, а праздным чтобы никогда не был.
    2. Век сей не есть покой и почивание, но есть борьба и война, торжище и купля, училище и морское плавание. В войне и брани нет никакого мира; в училище и на торжище, а также и в морском плавании нельзя быть спокойным и беспечальным. Кто на море бывает без боязни и печали? Кто в воинстве без страха? Кто на торжище и в училище в покое? Никто. Потому не ленись в деле Божием и не унывай, но подвизайся и трудись. Ныне твоя жатва; ныне торжище; ныне купля. Жни, покупай, чтобы не остаться ничего не имеющим, не быть осужденным, не быть чуждым благодати Божией. Принявши талант, не погуби его, но умножь, дабы не услышать тебе: лукавый раб и ленивый, подобаше убо тебе отдати сребро мое торжником, и пришед аз взял бех свое с лихвою; а ты не только не умножил, но и погубил все по твоей лености и нерадению (Мф. зач. 105). Что скажешь в день страшного суда, когда подробно во всем будешь испытан? Внимай себе!
    3. Не закапывай данного тебе таланта в землю лености и нечувствия, но старайся, трезвись, бодрствуй – непрестанно прилагай огонь к огню, теплоту к теплоте, чтобы усугубить его, дабы, умноживши и усугубивши данное тебе, мог ты в день оный с дерзновением сказать пред Господом: "Се, Господи, я приобрел другие пять талантов" – и услышать от Господа пресладкий глас: "Благий раб и верный, ты был верен в малом, – поставлю тебя над многим; войди в радость Господа своего".
    4. Если же не будешь умножать данного тебе от Бога таланта, но будешь умалять и погублять его, если не будешь восходить на гору добродетелей, но опускаться книзу, если не будешь на всякий день прилагать огонь к огню и усердия к усердию, но совершенно остынешь и окаменеешь, то, наконец, падение твое будет достойно плача и рыдания. Но лучше тебе творить добро, нежели зло, лучше трезвиться и бодрствовать. Ибо за злое будет тебе мука, а за доброе великое воздаяние, за трезвение и бодрость – похвала, а за леность осуждение и казнь. Потому бди всякий день и трезвись: буди верен, сказано, до смерти, и дам тебе венец жизни (Апок. 2,10). Бес трезвится, бодрствует, никогда не спит, но ходит, яко лев, рыкая, ища кого поглотить от противящихся ему, поэтому и ты всегда трезвись, бодрствуй и никогда в беспечности не почивай, чтобы избежать сплетаемых тебе сетей его.
    5. Премудрый Соломон поощряет и учит тебя всегда трудиться, говоря: иди ко мравию, о лениве, и поревнуй, видев пути его, и буди онаго мудрейший: он бо, не сущу ему земледельцу, ниже нудящаго его имущий ниже под владыкою сый, готовит в жатву пищу, и многое в лето творить уготование; или иди ко пчеле, и увеждь, коль делательница есть, делание же коль честное творит, еяже трудов царие и простии в здравие употребляют, любима же есть всеми и славна: аще силою и немощна сущи, но мудростию почтена произведеся. И еще сказал: доколе, о лениве, лежиши? Когда же от сна востанеши? Мало убо спиши, мало же седиши, мало же дремлеши, мало же объемлеши перси руками: потом же найдет тебе аки зол путник – убожество: скудость аки благий течец. Аще же не ленив будеши, пиидет яко источник жатва твоя, скудость же аки злый течец отбежит (от тебе) (Притч. 6). Потому всегда делай все доброе, преуспевай день от дня, ибо настоящее время есть время делания, а там время возмездия, нынешнее – время труда, а тамошнее покоя, нынешнее – скорби и терпения, а тогда венчания и почести. Нынешнее время есть время плача и сетования, а будущее радости и веселия.
    6. Не засыпай, человече, в веке сем и никогда не обеспечаливайся, но всегда будь бодр и опаслив, всегда трезвись и будь тщателен. Ибо одно тебе предстоит: или победить врага, или быть от него побежденным; или быть при Боге, или отлучиться от Него; или спастись, или погибнуть. Иначе быть не может. Ибо никогда не найдешь в веке сем мира и покоя, не наследуешь тишины и ослабы. Потому, пока живешь в веке сем, никогда не будь бесстрашным и беспечальным, но всегда будь готов на борьбу и ратование. Мир сей создан не для покоя и почивания, а для трудов и подвигов, не для тишины и утешения, а для борьбы и ратоборства. Итак, подвизайся, трудись, трезвись, пока имеешь время, пока имеешь час. Сильно ты желал бы, чтобы возвращено было тебе напрасно погубленное время, но этого не получишь, если данное время погубишь. Одно у тебя время, а другого никогда не будешь иметь. Потому потрудись немного по воле, чтобы потом не испытать многих бед поневоле. Потрудись с усердием малый час, чтобы потом получить многую благодать от Господа и сподобиться жизни вечно блаженной.
    7. Тот достоин плача, кто, видя всего себя гниющим и съедаемым червями, не заботится уничтожить червей, но лучше соглашается сгнить и быть съеденным червями, нежели быть уврачеванным и исцеленным. Тем более достоин не только плача и рыдания, но и осуждения тот, кто, видя себя гниющим и съедаемым червями различных страстей, не заботится о совершенном исцелении своего душевного недуга и достигнуть тихого пристанища Божественной любви Господней и познания, не заботится всею душою осолиться солию Пресвятого Духа, чтобы быть совершенным жилищем Господу, но соглашается лучше быть согнивающим и всегда мучимым и съедаемым червями различных бесовских страстных истязаний, нежели быть исцеленным и соединенным с Богом.
    8. Не щади плоти ради Христа, потому что Он создал ее; не береги естества твоего от страдания, потому что Он раздробленное и рассыпанное опять исцелит и обновит. Не щади принести Ему все существо свое, чтобы опять принять оное от Него в сугубой почести. Не щади себя, но постражди Христа ради, как и Он пострадал тебя ради. Не видишь ли, что другие проводят жизнь свою в великих бедах: в великой нужде в мире сем, едят хлеб? Ни пищи довольной не имеют, не имеют, чем прикрыть и наготу свою, дают великие дани, переносят многие скорби и напасти, однако же и о себе всегда заботятся, и от Бога не отвращаются. А ты, будучи от всего свободен, от всего облегчен, нисколько не заботишься о душе своей, нисколько не стараешься угодить Богу, но ленишься и унываешь – нисколько не хочешь потрудиться на земле, в самом труде ищешь покоя, во тьме ищешь света, в смерти ищешь жизни. Но знай, что никогда сего не найдешь здесь и никак не увидишь. Вечный покой в одном только Господе Боге.
    9. Если бы тебе предстояло, с одной стороны, временное страдание, а с другой – вечное: с одной – на малый час, а с другой – навеки, скажи мне: на какое из них ты согласился бы? Знаю, что согласился бы на временное, хотя бы оно и весьма было тяжко. Или если бы кто сказал: потрудись для меня один день или одну неделю, послужи верно, а я дам тебе за это всякого богатства, всякого обильного наслаждения на тысячу лет. Не пожелал ли бы ты? Ей, пожелал бы, хотя бы и весьма велик был труд. Бог же за настоящий малый подвиг, как за один день или год, обещал тебе дать много всякого богатства и наслаждения, их же око не виде, и ухо не слыша и на сердце человеку, не взыдоша, – не на тысячу лет, не на две, не на три, но на веки вечные, конца не имущие... Почему же ты о сем не усердствуешь?!
    10. Добро есть, немного потрудившись в этом маловременном веке, снискать вечный покой, однажды научившись и просветившись, иметь это у себя вечно. Добро есть, однажды снискавши вечное богатство, никогда – вовеки – не быть скудным. Добро есть однажды мало поскорбеть и опечалиться Христа ради – на малое время и потом радоваться и веселиться во веки вечные. Блажен, кто сего сподобится. Блажен, кто сие получит. Блажен, кто в малом сем времени и малым своим трудом и подвигом обрящет жизнь вечную, присносущное наслаждение и богатство!
    Глава восьмая

    О том, чтобы не быть ленивым и не унывать,
    но всегда – день и ночь – усердствовать
    и заботиться о себе
    1. Усердствуй, человече, усердствуй к Богу – день и ночь, – вопий днем и ночью, имей о себе непрестанное попечение: ныне ты имеешь время, ныне имеешь час, иного потом иметь не будешь, если бы и восхотел. Не теряй тщетно времени, данного тебе на стяжание вечных благ, ибо время мало, а дел без числа. Торжище расходится – купля претрудная: заботься, трезвись, имей непрестанное попечение о том, чтобы не оказаться нагим в день страшного суда. Нынче то сделай, завтра другое, и таким образом никогда от дела не отставай – никогда не будь праздным. Вспоминай, как страдают, как трудятся, как заботятся о временной славе, о тленном богатстве, о вещах суетных. Как же ты не заботишься, как не усердствуешь о стяжании вечных благ, но ленишься и почиваешь? Говорю тебе: усердствуй, трудись, заботься, пока имеешь время, пока есть час – да не погубишь вотще времени, данного тебе для стяжания жизни вечной.
    2. Ты на пути века сего – иди же; ты на весеннем льду – не будь беспечен; ты на брани мира сего – борись; ты на временном торжище – покупай. Смотри, чтобы не возвратиться тебе в вечный дом свой нагим – ничего не имеющим. Видишь, что другие непрестанно отсюда отходят – скоро и ты пойдешь, непрестанно умирают – и ты скоро умрешь, но не знаешь в какое время, в какой час – ныне или завтра, утром или вечером, в полдень или в полночь, потому никогда не будь безбоязнен. Не малая предстоит тебе вещь, но великая, не временная, но вечная. Итак, подвизайся усердно, не ленись, не унывай; предстоит тебе подвиг, предстоит тебе победа; Подвигоположник смотрит, венцы готовы, ожидает почесть, слава и непременное наслаждение. Лики ангелов, архангелов и всех небесных сил зрят и дивятся; соборы всех святых ожидают с сильным желанием, надеясь принять тебя.
    3. Имей, человече, теплое усердие ко Господу, не ленись, чтобы все у тебя было спешно и радостно, чтобы все было желательно и любимо. Ты ленишься и унываешь, потому что не любишь всем сердцем своим Господа, ибо не любящим Господа путь, ведущий в жизнь вечную, кажется тесным и прискорбным. Если же кто истинно возлюбит Его, тот никакого труда в этом не будет иметь, но все ему будет радостно и желательно. Святые, истинно и крепко возлюбившие Бога, всякий труд считали нетрудным, печаль – беспечальною, скорбь – нескорбною. Некоторые, распалившись Божественною любовию, не могли и во время сна утолить своего стремления к Богу, так же как и самую пищу и питие презирали; не могли насытиться Его пресвятым именем, пречистыми Его Божественными словами. Так разожгли души свои Божественною любовию, что забывали, в теле ли они или вне тела? И с радостию – ради Христа – предавали себя на смерть. Так некоторые воспламенялись Божественною любовию, что, как в чужих телах, подвизались в посте, молитве и бдении, ради сильной любви к Богу предавали себя на раны и убиение и не ощущали боли, ибо ради любимого все любимо и желательно. А нам, не любящим истинно Господа своего, потому именно, что не любим, и нетрудное дело кажется трудным, и нетяжкое – тяжким, и удобное – неудобным. Возлюбим же Господа истинно – и все у нас будет спешно и желательно, все у нас будет радостно, любезно и удобно: любящему бо Бога, вся поспешествуют во благое, говорит апостол.
    4. Восходи – день ото дня – на высшие ступени: преуспевай в добродетелях и подвигах; не ленись, не предавайся нечестию, не давай себе покоя, не давай ослабления, не давай опочивания. Ибо настоящее время не есть время покоя и почивания, но время подвига и тщания. Бесы не почивают, но бодрствуют и непрестанно уготовляют сети и тенета на всех путях твоего шествования: наблюдают, высматривают твою кончину, ожидают разлучения твоего от плоти, различно ухищряются, желая положить тебе препятствие и поймать тебя чем-либо, чтобы ты не ускользнул от сетей их. Не думай, что в веке сем есть мир и покой: тут – борьба и ратование. Потому всегда бодрствуй и не предавайся беспечности. Успокоишься тогда, когда победишь, когда освободишься от сетей вражеских, когда, наполнив свою душу пресвятою любовию к Богу, соединишься с Ним.
    5. Вспоминай, сколько люди ради тленных и мимотекущих вещей страдают и утруждаются, ночей недосыпают, никогда не дают себе покоя – в купечестве, в художничестве, в хлебопашестве, в войнах, в морском плавании, в путешествиях в дальние страны и других различных попечениях и трудах! А ты ради вечных и бессмертных благ и мало не хочешь потрудиться, но ленишься и делаешься нечувствительным. Но воспряни, трезвись и заботься о себе. Зачем ленишься? Зачем остаешься не чувствующим ничего? Зачем праздно проводишь время свое? Или ты уже окончил все? Или уже победил? Или уже пребываешь свободным от брани? Или уже соединился с Богом? Внимай себе: что ты делаешь? Что покупаешь на торжище жизни? Торжище расходится; солнце наклоняется к вечеру; при дверях ожидает суд; приходит жатва; жизнь твоя день от дня приходит к концу. Что же ты сидишь праздным? Что волнуешься в суете? Кто, спящий или сидящий, во время сеяния, во время жатвы собирает плоды? Кто снимает виноград, им не насажденный? Плоды суть достояние тех, кои трудились, а честь и венцы тех, кои победили, как говорит некто.
    6. Зачем не вопиешь усердно к Богу, от Которого весь ты зависишь? Почему сидишь без дела? Почему не собираешь добра, пока есть время, пока есть час? Придет безвремение, когда не возможешь делать. Время твое, как один день. Вопий к Богу, трезвись, трудись, покупай, делай, собирай, жни, пока есть жатва, пока стоит погожее время, пока не наступила ночь, пока не придет зима, во время которой, хотя и пожелал бы ты что-нибудь сделать, не возможешь. Кто, ленясь и не заботясь, снискивает временное богатство? Кто из нерадящих и беспечных пользуется честию и славою? Кто, ничего не делая, получает мзду? Никто. Если же сие временное не дается нестарающемуся, незаботящемуся, тем более не дастся таковым пребывающее вечно.
    7. Век твой скончавается, смерть близ тебя, гроб и суд готовы, бесы ждут не дождутся; что же ты сидишь праздным? Что посмеваешься над суетою и пребываешь яко бы бессмертный? Воспрянь, воспрянь, отрезвись, открой очи, отверзи слух, раскрой память, приди в чувство, посмотри на солнце, посмотри на луну, посмотри на небесные стихии: они непрестанно идут, показывая на умаление твоей жизни, никогда не отдыхают, не опочивают. Что же ты ленишься? Для чего всегда отдыхаешь, опочиваешь? Вспомни, как святые трудились, какую ревность и усердие имели к Богу! Вспомни, какие подвиги и дела они показали – подвизались будто в чужих телах, презрели славу, богатство, телесную сласть; презрели плоть и самое здоровие свое; ничего в мире сем не возлюбили; ничего не предпочитали любви Христовой... Что же ты так холоден и уныл? Но воспрянь, воспрянь и имей о себе непрестанное попечение: не днесь только усердствуй, но и завтра не переставай, не днесь только бодрствуй, но и завтра не ленись; всегда равно бодрствуй, всегда равно трезвись и никогда не давай себе покоя – да сподобишься жизни вечной.
    8. Усердно спеши ко Христу, ни на чем временном не останавливайся – со тщанием иди вслед Его. Видишь, что мир сей обольстителен и превратен. Видишь, что ничего в нем нет постоянного и неизменного, но все, как в сонном мечтании, переменяется: ныне тишина, а завтра смущение; ныне радость, а завтра плач; ныне веселие, а завтра скорбь; ныне здоровие, а завтра недуг, ныне жизнь, а завтра смерть. Ничто здесь не постоянно, все переменчиво. Каждый день приносит с собою изменение. Если ныне ты радостен, то наутро ожидай печали: если ныне ты здоров, назавтра ожидай болезни. Если ныне жив, то завтра ожидай смерти. Не всегда будешь в таком положении, в каком находишься ныне, но на всякий день ожидай внезапного изменения. Потому усердно иди ко Христу, ибо в одном только этом неизменная тишина и вечный покой; в одном только этом непременная радость и присносущное наслаждение – и больше нигде, ибо везде суета, прелесть, ложь и непостоянство.
    9. Будь всегда готов, как в путь, имей об этом непрестанное попечение. Не прилежно ли готовится тот, кто хочет идти в далекий – временный – путь? Не приготовляет ли нужного тот, кто идет что-либо земное покупать? А ты не готовишься к отходу в путь неизбежный – на торжище вечное?! Зачем в этом ленишься и унываешь? Это – действие твоего окаменения. Идя к бессмертию, ленишься! Шествуя к вечной славе, унываешь! Поспешая к присносущному наслаждению, сетуешь! Кто ленится, идя на земное пиршество? Кто скорбит, имея получить честь и славу мира сего? Кто опасается, желая принять временное богатство? Никто. Но все возбуждаются, все усердно о сем заботятся и стараются. А так как оное суетно и кратковременно, ты всегда усердствуй в деле Божием. Не скорби и не унывай, а веселись и не смущайся, потому что за малый труд предстоит тебе великое и вечное воздаяние.
    10. Итак, готовься, человече, – непрестанно готовься к сретению небесного Жениха, пресладкого Господа Иисуса, – чтобы возмог ты сретить Его с горящим светильником сердца твоего и теплою душою. Одно только это останется с тобою навеки. Всегда возжигай светильник сердца твоего. Наблюдай, чтобы он в тебе не угас и не оставил тебя во тьме нечувствия и лености. Блюди, чтобы не затворились тебе двери милосердия Господня и не остался бы ты вне чертога Христова. Готовься к принятию внутрь себя Господа славы. Раскрой сердце свое, расшири душу свою – прими Стоящего при дверях сердца твоего, непрестанно толкущего в душу твою и говорящего: Се стою при дверях и толку, аще кто услышит глас Мой, и отверзет двери сердца, вниду к нему, и вечеряю с ним, и той со Мною, говорит Господь, Которому слава и честь да будет ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

    Глава девятая

    О том, чтобы всегда возбуждать себя
    к усердию и теплоте Господней
    1. Прииди, о человече, и виждь! Прииди и прославь Господа своего! Прииди и воспой Господа своего! Прииди, припади ко Господу и восплачься пред сотворившим тебя! Прииди, припади и исповедайся Святому имени Его! Вкуси и виждь, яко благ Господь. Пой имени Его, яко добро! (Пс. 94,33).
    2. Прииди, алчущий и жаждущий, насытись Божественной пищи! Прииди, омраченный, насладись присносущным светом! Прииди, находящийся в узах, насладись свободою! Прииди, смертный, прилепись к Бессмертному – да избавишься от смерти вечной и сподобишься жизни вечной.
    3. Прииди, скорбный и печальный, насладись присносущной радости! Прииди, унылый и окамененный, – да распалишься, как огонь! Прииди, нищий, – да обогатишься вечным богатством! Прииди, нагий, – да облечешься бессмертною славою и оденешься, яко ризою, светом благодати Господней!
    4. Воспряни, воспряни, о человече, и отрезвись! Воспряни и припади ко Господу Богу, сотворившему тебя! Возбуждай чувства свои и возжигай светильник сердца твоего – да не угаснет он у тебя и да не оставит тебя во тьме нечувствия!
    5. Раскрой, раскрой, о человече, душу свою для принятия Господа славы: се бо Судия стоит при дверях твоего сердца и стучит, чтобы ты отворил Ему и Он вошел к тебе, и ел с тобою, и пребыл с душою твоею во веки веков, никогда не отлучаясь от тебя.
    6. Возбуждай, человече, возбуждай свои чувства! Воспряни, не ленись, не унывай! Не щади плоти, не щади души – да получишь венец нетления! Возводи очи твои ко Господу и познай Его благодать и все о тебе таинство.
    7. Не оставляй без внимания времени, данного тебе для стяжания вечных благ, се бо Господь скоро грядет на облацех, со славою и силою многою, воздати комуждо по делом его. И узрит Его всяко око, и иже Его прободоша, и плачь сотворят на ся о Нем вся колена земная (Апок. 1). Се придет скоро. Блажен соблюдающий заповеди Господни. Блажен хранящий Его заповеди. Приидет, приидет, и не замедлит.
    8. Возводи, возводи, о человече, умные очи сердца твоего к Богу и разжигай сердце свое к Божественной любви Его. Возбуждай душу свою к Божественному желанию Его. Уподобляясь слепому, непрестанно вопий к Богу: "Сыне Давидов, Сыне Божий, помилуй мя, ущедри мя, вразуми мя, научи мя творити волю Твою – заповеди твоя! И жив буду".
    9. Все желание свое, все хотения свои имей в Боге. Все упование свое и надежду возложи на Бога: там весь спасешься, там весь и всегда пребывай – для сей цели ты и сотворен; туда спеши день и ночь; не давай себе и малого покоя и дремания, пока не получишь чего ищешь, пока не найдешь у себя места Господу – селения Богу Иаковлю.
    10. Пусть ничто не отторгает тебя, пусть ничто не препятствует тебе, пусть ничто не возбраняет, пусть ничто не отсекает тебя от любви Господней и от Божественного желания Его, ни скорбь, ни теснота, ни глад, ни гонение, ни огнь, ни меч. Ибо Он – твоя жизнь, Он – твое спасение, Он – твоя радость, и веселие, и присносущное наслаждение, и вечный покой.

    Глава десятая

    О том, чтобы все желание свое устремлять к Богу
    и к Нему прилепляться любовию
    1. Всегда беспрестанно вопий ко Господу Богу твоему всем сердцем твоим – да соединишься с Ним. Все желания и намерения свои к Нему возноси – да всегда имеешь Его с собою. День и ночь воздыхай к Нему – да весь погрузишься в любовь Его.
    2. Как тебе не вопиять к Богу? Как не устремлять к Нему всего желания твоего? Как тебе не любить Его всем сердцем? Как тебе не прилепляться к Нему всею душою своею и всею крепостию своею? Ведь Он твой Бог, твоя слава. Твое спасение, твоя вечная жизнь.
    3. Припади горящею любовию к Господу твоему; прилепись к Нему всем сердцем твоим; возлюби Его от всей души твоей и ничего не ставь выше любви Его. Ибо это есть для тебя живот вечный, чтобы ты познал Господа Бога твоего, и возлюбил Его всем сердце твоим, и прилепился к Нему всею душою твоею.
    4. Имей сердце горе к Богу, отвращаясь от всего дольнего, как ненадежного и обманчивого. Пригвозди сердце твое там, где вечно имеешь быть с Ним. Туда стремись, откуда имеешь начало и бытие свое.
    5. Осмотрись кругом и увидишь, что в мире нет ничего надежного, кроме того, чтобы быть всегда при Боге и с Ним наслаждаться Его Божественною славою, вечно о Нем веселясь. Все иное суетно – все погибнет, одно только это останется навеки.
    6. Не унывай, человече, не унывай, и в Божественной любви Господней не охладевай, но всегда гори и пламеней в любви Его, всегда распаляй сердце свое, всегда вопий к Нему – да не останешься во тьме нечувствия и окаменения.
    7. Восходи, человече, восходи любовью к Господу Богу твоему. Всякий день полагай в сердце твоем успешное восхождение – да восходишь к Нему непрестанно, день и ночь, желанием и любовию и всею душою прилепишься к Нему.
    8. Имей сердце твое уязвленным любовию к Богу. Всегда обращай к Нему вожделенные слова Господни: уязвлен есмъ любовию и добротою твоею, Женише мой сладчайший! В след Тебе теку, в воню мира Твоего, Егоже вожделе душа моя, Егоже возлюби мое сердце (Песн. 1).
    9. Все желание и утешение свое имей в Боге и всегда взывай к Нему с пророком: имже образом желает елень на источники водные, еще желает душа моя к Тебе, Боже (Пс. 41). И: Боже мой, к Тебе утренюю, возжада душа моя, коль множицею Тебе плоть моя! (Пс. 62).
    10. Целию и намерением твоим да будет Один Господь, пристанищем и упованием пресвятая Его любовь. Будь пленен желанием и любовию к Нему, чтобы получить искомое и дерзновенно сказать: "Приидите и посмотрите, я получил то, чего искал, и нашел желаемого, пресладкого Господа Иисуса!".

    Глава одиннадцатая

    О том, чтобы к Одному Господу иметь любовь
    и ничего не почитать выше Его любви
    1. Да будет сердце твое всегда уязвлено Божественною любовию, чтобы тебе возможно было с усердием – день и ночь – идти вслед Христа. Прилепись к Нему всем сердцем твоим и всею душою твоею, чтобы все у тебя было успешно и свободно от падений, чтобы все было желательно – благоуветно и радостно, чтобы ты не сомневался в спасении твоем.
    2. Гори и распаляйся Божественною любовию, чтобы это всегда было твоим утешением. Все рачение и желание твое направляй к Нему – да весь погрузишься в любовь Его и пребудешь с Ним едино, никогда не разлучаясь.
    3. Ничто да не отторгнет тебя от Божественной Господней любви, ничто да не воспрепятствует тебе, ничто да не прекратит ее в тебе – ни огонь, ни меч, ни гладь, ни гонение, ни глубина, ни высота, ни настоящая, ни будущая, но пусть она только одна пребывает всегда в душе твоей.
    4. Старайся, трезвись и прилагай всякий день усердие к усердию – да всегда восходишь к Нему желанием и любовию, да всегда распаляешь к Нему сердце свое, да будешь весь в Боге и Бог в тебе, да обрящешь тихое пристанище душе своей и сподобишься вечных благ.
    5. Ищи Господа день и ночь всем сердцем твоим и всею душою твоею – да, обретши Его, найдешь вечное сокровище и богатство и исполнишься всех благ: взыскающии бо Его не лишатся всякаго блага и получат великую благодать и милость.
    6. Все свое упование, все сокровище, все богатство свое имей в Боге; всю славу и наслаждение свое в Нем полагай. Это одно не обольстительно и не тщетно. Это одно пребудет с тобою в будущей вечной жизни, и ты получишь благую часть, которая не отнимется от тебя вовеки.
    7. Всегда – день и ночь – непрестанно вопий к Богу, день и ночь утреннюй к Богу, денно и ночь взыскуй Бога – да обрящешь Его, да найдешь Искомого, ищай бо, несомненно обрящет, и просяй, без сомнения примет и толкущему отверзется, сказал Господь (Мф. зач. 20). Помни, что все святые имели великую ревность и неутолимую любовь к Богу. От сильной любви к Богу они даже забывали иногда: в теле ли они? Ты же и малого не имеешь, что бы мог сказать в день суда!
    8. Почему не сделается для тебя сладким пресвятое имя Господа Иисуса? Почему не разжжется и не распалится окамененное сердце твое? Почему предпочитаешь обольстительную мрачную суету радостному – пресладкому – взыванию ко Господу? Зачем предпочитаешь окаянную, расслабляющую леность усердному и теплому восклицанию к Богу? Вопий, вопий, не ленись, восклицай к Нему тщательно – не чувствуя усталости. Не давай сна очам твоим и зеницам дремания. Пока не обрящешь Искомого, и не получишь желаемого, и не соединишься с Присносущным.
    9. Возлюби Господа твоего от всего сердца твоего, от всея крепости твоея и от всея души твоея, чтобы быть тебе способным и ревностным на все Богоугодные дела. Теперь ты тяготишься и унываешь в творении Богоугодного дела потому, что не искренно – не истинно – любишь Господа твоего. Если бы ты истинно возлюбил Бога, то не ленился бы на славословие пресвятого имени Его, не унывал бы в деле Богоугодном: аще бысте любили Мене, сказал Господь, возрадовались убо бысте о Мне (Ин. зач 49). Если возлюбишь Его всем сердцем, не будешь лениться. Если прилепишься к Нему всею душою твоею, все для тебя будет радостно, любимо, желательно, ибо любящему Бога все Его ради любимо и желательно.
    10. Всякая слава и богатство сего мира суть суета; всякое наслаждение и похоть плотская суть обольщение; всякая любовь внешняя, земная, есть ложь и лицемерие. Одно только то не имеет и тени обольщения, чтобы возлюбить всем сердцем своим, всею душою своею, всею крепостию своею Единого Бога, к Нему прилепиться и ничего не почитать выше любви Его. Это только одно пребудет с тобою вечно; это только одно чуждо обольщения. В этом для тебя жизнь вечная; в этом нескончаемая радость и присносущное наслаждение. Да будет Сам Он один твоим утешением и наслаждением вечным, да будет твоею радостию и веселием Его пресвятая любовь. Лучше и честнее сего не найдешь ничего ни на земле, ни на небе. Имей это дороже всех сокровищ, драгоценнее всех многоценных маргаритов и адамантов. Это одно да будет тебе вечным утешением, и радостию, и веселием, славою и наслаждением. Яко тому подобает всякая слава, честь и держава со безначальным Его Отцом и с Пресвятым, и благим, и животворящим Его Духом ныне, и присно, и во веки веков, аминь.
    Здесь конец тридцати трем главам.
    Главы сии составлены по числу лет земной жизни Господа. Прочитавший сии главы да позаботится со тщанием, оставив младенческое мудрование, придти в мужа совершенна и достигнуть меры возраста исполнения Христова.
    Категория: ЛИТЕРАТУРА ХVII века | Добавил: alexeevich5
    Просмотров: 330 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: