Четверг, 25.04.2024, 05:30
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
ЛИТЕРАТУРА ДО ХI века [14]
ЛИТЕРАТУРА ХI века [12]
ЛИТЕРАТУРА ХII века [51]
ЛИТЕРАТУРА ХIII века [22]
ЛИТЕРАТУРА ХIV века [28]
ЛИТЕРАТУРА ХV века [29]
ЛИТЕРАТУРА ХVI века [113]
ЛИТЕРАТУРА ХVII века [92]
СТАТЬИ И ИССЛЕДОВАНИЯ [16]
ОЧЕРКИ РУССКОГО САМОСОЗНАНИЯ [50]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Яндекс.Метрика

    Каталог файлов

    Главная » Файлы » СТАТЬИ И ИССЛЕДОВАНИЯ

    Н. Сахновский СВЯТАЯ РУСЬ (Часть 2)
    07.03.2014, 03:14



    УДЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

    Как мы видели, уже до татарского и католического нашествий, происходила борьба между различными князьями, обычно за владение Стольным Градом Киевом, хотя уже со времени Св. Андрея Боголюбского Великие Князья "Киевские” и не считали необходимым переезжать на жительство во свою столицу. Киев оставался духовным центром страны и в нем имел свое местопребывание Митрополит. Даже после татарского нашествия и фактического уничтожения Киева, и Великие Князья, и Митрополиты, продолжали титуловаться "Киевскими”. Но после кончины в 1263 году Св. Благ. Вел. Кн. Александра Невского этот порядок начинает меняться и государства временно распадается на "Уделы”, когда каждый князь считал себя полным наследственным хозяином своего удела. Титул "Великих Князей” носит сразу несколько лиц и потомки Святого Александра перестают титуловаться "Киевскими”.
    На Великое Княжение вступают: 1) брат Св. Александра - Ярослав Ярославич, затем 2) другой его брат - Василий Ярославович Костромской и 3) его сын - Св. Благ. Кн. Даниил Александрович Московский.
    Город Москва, основанный Юрий Долгоруким и бывший маленькой крепостью, уже подвергся разрушению татарами в самом начале их нашествия. Москва упоминается первый раз в 1147 году. Даниил Святой был одним из первых Князей Московский. Его сын, Юрий Данилович, значительно увеличил пределы своего княжества. После его смерти в течение трех лет Москвою правили, нося титул "Великих Князей”: Димитрий Михайлович и его брат Александр Михайлович Тверские, а затем Престол перешел к Великому Князю Иоанну 1-му, второму сыну Св. Даниила Московского, по прозванию "Калита”, который титуловался "Великим Князем Владимирским и Всея Руси”, в отличие от "Великого Князя Тверского” и "Великого Князя Рязанского”, титуловавших себя только "Великими Князьями” по своему уделу без прибавления слов: "и всея Руси”.
    Со времени Вел. Кн. Иоанн 1-го Калиты Великое Княжение "Всея Руси” остается за Москвой и в нее же переносит свое постоянное пребывание "Митрополит Киевский и Всея Руси” Святой Петр, который вступил в управлению Церковью после кончины Блаженного Максима, единственного Митрополита имевшего свое постоянное местопребывание во Владимире-на-Клязьме.
    После Святого Петра скончавшегося в 1326-м году, в управление Церковью вступил Святой Феогност, а затем Святой Алексий, ставший именоваться "Митрополитом Московским и всея Руси” соответственно с новым общепризнанным центром страны.
    Иоанн 1-й Данилович Калита, княжил тринадцать лет и сумел значительно улучшить взаимоотношения с татарами, получив право сам собирать требуемую дань. Это избавило население от злоупотребления "баскаков”, значительно увеличило возможности Князя и усилило значение Москвы.
    Симеон Иоаннович Гордый, старший сын Иоанна Первого, правивший следующие 12 лет, уже относится ко всем прочим не как Отец, а как подлинный Государь, к своим подданным. Он умер от чумы в 1353 г.
    Иоанн 2-й Иоаннович, Красивый, вступил на Престол после смерти своего брата. Он был очень слаб здоровьем и за него фактически правил Святой Митрополит Алексий. Он скончался в 1359 году и тогда началось 30-ти летнее правление Димитрия Иоанновича Донского. За эти почти 100 лет со времени смерти Св. Александра Невского многое изменилось на Руси. Поспел расцвести и начал увядать "Удельный" период. Образовался новый национальный центр, в котором соединились высшая Церковная и высшая Государственная власть. В 1354-м году совершилось основание Троице-Сергиевой Лавры, нового центра монашества, заменившего собою Киево-Печерскую Лавру, из которой в свою очередь сотни монахов стали проходить Русскую землю до самых ее отдаленных пределов. Троице-Сергеевский монастырь основал самый замечательный современник Димитрия Донского и Св. Митрополита Алексия — Святой Сергий Радонежский.
    В 1295 году чудесно явилась Чудотворная Икона Божией Матери Курская Коренная, находившаяся затем в г. Курске, а ныне пребывающая в Архиерейском Синоде в Нью-Йорке. Множество других чудотворных икон явилось или прославилось в эти годы и святых угодников Божиих прославилось своею подвижническою жизнью.


    ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ДИМИТРИЙ ИОАННОВИЧ, ДОНСКОЙ

    Димитрий Иоаннович вступил на престол 9-ти летним мальчиком. Уже в возрасте 11 лет он "сел на коня" и при деятельной поддержке Св. Митрополита Алексия и московских бояр одолел Суздальского князя, затем было сломлено сопротивление Нижнего Новгорода и после длительной борьбы Твери.
    Димитрию Иоанновичу было всего 28 лет, когда в 1380 году татарский хан Мамай, в тайном союзе с Литовским князем Ягайло и Рязанским князем Олегом, собрав огромное войско двинулся походом на Русь. Собрав войска и съездив к Святому Сергию Димитрий Иоаннович пошел навстречу Мамаю и 6-го сентября подошел к Дону.
    Узнав, что татарское войско находится всего в двух днях пути, за Доном, а что литовское еще в 4-х днях пути на запад, Великий Князь собрал на военный совет своих воевод, но мнения воевод были различны. Решающее значение имела полученная в этот день грамота от Святого Сергия, в которой подвижник советовал не сомневаясь идти вперед, надеясь на помощь Святой Богородицы. Великий Князь приказал начать переправу через Дон, которая и была совершена на следующий день, 7-го сентября, а 8-го на рассвете в день Рождества Пресвятой Богородицы, русское войско стояло в боевом порядке на ставшем знаменитым Куликовом поле между рекою Неправдой и лесом. Летопись говорит, что войско Димитрия состояло из 400.000 человек и его расположение занимало 10 верст. Татар было значительно больше. После упорного боя татары начали было одолевать, но бывшая в засаде русская конница, под начальством князя Владимира Андреевича и воеводы Боброка ударила в этот решительный момент на татар и завершила это сражение победой. Всем сражением руководил воевода Бренк, а сам Великий Князь Дмитрий отдав предварительно все нужные указания, сражался в рядах простых воинов был найден посла боя в совершенно изрубленных доспехах, без сознания, среди убитых покрывавших поле сражения. В этом бою погибло почти 3/4 русского войска и столько же татар, но победа была полная. Мамай бежал, бросив свой стан, а литовцы, узнав о разгроме татар, немедленно же повернули обратно.
    Огромное количество убитых в этом бою глубоко запомнилось русским людям и в память их установлено поминовение падших в сражениях известное под именем "Димитровой субботы".
    Примечательно, что принесенная казаками в стан Вел. Кн. Димитрия, Чудотворная Икона Божией Матери "Донская" была носима перед полками и Димитрий молился Владычице перед началом боя. В решительную минуту боя татары увидели несущихся с небес всадников. В это же время с тыла врезалась в их ряды русская конница Князя Владимира Андреевича. Татар объял ужас и бой кончился полным их поражением. Подобное же видение видели и воины Димитрия. Великий Князь Димитрий Иоаннович скончался в 1389 году.
    За время его княжения прославились многие чудотворные иконы Божией Матери и просияли святостью жизни многие подвижники, из которых особою известностью пользуются Св. Митрополит Алексей и Св. Сергей Радонежский. Насколько глубоко проникло в сознание русских людей ученее Православной Церкви свидетельствует нам факт подчинения Москве Нижнего Новгорода при помощи церковных кар. Теперь не княжеская Дружина усмиряет бунтующих новгородцев, но Святой Сергий, по указанно Святого Митрополита Алексия, закрывает церкви в Нижнем и этим заставляет смириться непокорных.

    ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО МОСКОВСКОЕ
    После кончины Димитрия Иоанновича Донского, который умер всего 39 лет, правили, в порядке постепенности, его сын Вл. Кн. Василий 1-й Димитриевич скончавшийся в 1425 году, затем Вл. Кн. Василий 2-ой Васильевич Темный, скончавшийся в 1462-м году. Вл. Кн. Иоанн 3-ий Васильевич, Великий скончавшийся в 1505-м году, и Вл. Кн. Василий 3-ий Иоаннович скончавшейся в 1533-мъ году.
    Великий Князь Василий 3-й, младший сын Иоанна 3-го и царевны Софии, вступил на Престол в силу завещания своего отца, минуя своего старшего брата Димитрия.
    В течение этих 44-х лет Церковью управляли Митрополиты: Св.Киприан до 1406, временно замещаемый митрополитом Пименом и Св. Дионисием, эатем Св. Фотий и Св. Иона, правление которого было смущаемо интригами назначенного из Константинополя митрополита Исидора, прославившегося попытками навязать "унию" с Римом, и затем митрополиты: Феодосий Филипп 1-й, Геронтий, Зосима, Симон, Варлаам и Даниил.
    Этот замечательный период нашей истории отмечен рядом событий огромной важности. Разбитая татарским нашествием Русь, расколовшаяся было на значительное количество мелких княжеств, подвергшаяся нашествию с запада крестоносцев, поляков и Литвы нашла новый центр объединения и расцвета в образе Великого Княжества Московского. Целый ряд поколений умных и деятельных князей, окруженным, верными воеводами и боярами, поддерживаемый и направляемый рядом выдающихся подвижников один за другим вступающим, в управление Церковью, все более и более сплоченное население воодушевленное глубокой искренней верой представляют собою такую несокрушимую силу, о которую разбиваются все усилия врагов.
    Попытка навязать Руси "унию" при помощи отступника Митрополита Исидора была остановлена своевременным вмешательством Великого Князя Василия 2-го Васильевича, Темного. Затем Собор епископов осудил и низложил Исидора.
    Но самым большим, общенациональным делом было полное освобождение от ига татар, произошедшее в 1480-м году, ровно 100 лет после победы Димитрия Донского, когда Великий Князь Иоанн 3-й порвал ярлыки Хана и выгнал ханских послов.
    Освобождение русского народа от ига татар почти совпадает с гибелью Византии. В 1453 году Султан Магомет 2-й взял Константинополь и последний Император Константин 11-й был убит.
    Великий Князь Иоанн 3-й женился на Царевне Софии (Зое) Фоминишне Палеолог, которая воспитывалась в Риме. При помощи этого брака, Римский папа возобновил попытку подчинить себе Русскую Церковь, Но царевна оказалась верною дочерью Св. Православной Церкви и из этой попытки ничего не вышло. Наоборот, с этого времени Москва принимает на себя наследство Византии, принимает в свой герб Двуглавого Орла, и становится главной православной державой мира.
    С 1439-го года Русская Церковь получила полную независимость от Константинопольского Патриархата, и митрополиты Московские и всея Руси становились без всякого участия греков.
    К 1505 году, время вступления на Престол Великого Князя Василия 3-го Иоанновича, Московское Государство объединило почти все чисто русские земли и имело на своих границах: с Севера — Белое море, затем Норвегию и Швецию, Ливонский Орден, Литву, Крымских татар, и на востоке дикие и незаселенные земли.
    Во все самые отдаленные углы этого огромного государства проник свет веры Христовой. Многие сотни монастырей занимались духовным просвещением населения. Бесчисленные чудеса вершились по молитвам верующих при Чудотворных Иконах Матери Божьей. Москва стала "3-м Римомъ”, а Государство "Домом Пресвятые Богородицы".


    ИОАНН 4-й ВАСИЛЬЕВИЧ, ГРОЗНЫЙ, ЦАРЬ МОСКОВСКИЙ

    После смерти Вел. Князя Василия 3-го Иоанновича, на Престол вступил его 3-х летний сын Иоанн 4-й Васильевич, прозванный впоследствии "Грозным”, который правил в течение 51 года. Обстоятельства сложились так, что время детства Иоанна власть была захвачены грубыми и своекорыстными боярами из потомков удельных князей: Шуйскими и Бельскими, которые ничем не походили на верных московских бояр прежних Великих княжений. Пользуясь юным возрастом царя они вызывающе обращались с ним и если Иоанн все же получил образование, то он был этим обязан Митрополиту Макарию, вступившему в управление Церковью после кратковременного управления Святого Иоасафа в 1542 году, когда Иоанну было 12 лет. Едва вышедший из раннего детства Иоанн уже обладал сильным характером, который ему и позволил решительно расправиться с этими временщиками.
    В 1547 году произошел в Москве большой пожар, произведший на Иоанна сильное впечатление и который он принял как кару Божию за свои грехи. Будучи глубоко верующим, он принес всенародное покаяние и просил Митрополита быть ему вместо отца . В этот же год он обвенчался с Анастасией Романовной и принял титул "Царя и Великого Князя Московского и Всея Руси". Иоанну было 17лет.
    Вскоре был созван "Стоглавый Собор" для приведения в порядок накопившихся церковных нестроений и проведен ряд мер государственного устройства поражающих своею глубиною и значением. Всем областям даруется местное самоуправление, в виде "губных старост". В судах вводятся "целовальники", т. е. присяжные. Издается "Царский Судебник” и "Стоглав" для церковного управления. Переустраивается земельное владение. Реорганизуется воинская сила и учреждаются инженерные войска.
    К 1551-му году все эти реформы закончены и Иоанн предпринимает поход против Казанских татар, постоянно совершавшим набеги на русские земли. В августе 1552 года Казань была осаждена и взята штурмом 2-го октября того же года.
    В 1556-м году было покорено царство Астраханское. Таким образом все течение Волги и ее земли до Уральского хребта стали принадлежать Москве и позволили широкую русскую колонизацию.
    В 1558 году началась война против Ливонского Ордена и занята почти вся Ливония с древними русскими городами Юрьевым и Колыванью (Ревель).
    В это время произошло событие наложившее свой отпечаток на все последующие годы царствования Иоанна. Он тяжко заболел и был при смерти. Созвав своих бояр, Иоанн хотел привести их к присяге на верность своему сыну Димитрию, но бояре отказались исполнить волю Царя, желая возвести на престол двоюродного брата Иоанна Князя Владимира Андреевича, причем к ним присоединился и ближайший советник Иоанна священник Сильвестр. Эта явная измена произвела на Царя потрясающее впечатление и когда он выздоровел, в его душе уже не оставалось доверия ни к кому. Смерть его любимой жены, юной Царицы Анастасии, как говорила молва отравленной боярами, и смерть сына —утонувшего в реке, окончательно убедили Иоанна в измене утвердившейся вокруг него и в его характере произошли значительная перемены. Опалы на приближенных стали следовать одна за другой.
    В 1564 году Иоанн неожиданно покидает Москву и останавливается в Александровской слободе, в 70 верстах от Москвы. Для своей охраны он организует "особый" или "опричный" полк в составе 1.000 человек по его личному выбору и без различия сословий. Этому полку Царь поручает вывести измену в Московском царстве. Все государство разделяется на две части "Опричнину" и "Земщину" и постепенно переводятся в опричнину села и города. Царь рассчитывал этим путем перебрать своих людишек и избавить страну от изменников, но к сожалению, опричникам была дана слишком большая воля при отсутствии контроля и они злоупотребляли доверием Царя. Опричнина просуществовала всего восемь лет. Но следует сказать, что измену она вывела довольно основательно.
    Царь Иоанн, не казнил людей зря. Во всей его переписка с изменником князем Курбским виден глубокий смысл его действий и истинные, всегда высокие, побуждения руководившие им. Наши историки особенно пристрастны к Иоанну IV. "Поручные грамоты", выдававшееся прощаемым изменникам с очевидностью доказывают, что казни производились преимущественно над рецидивистами, которых уже невозможно было миловать. Вина прощаемых всегда ясно указана в "поручной грамоте”. Бесспорное доказательство действительной измены мы находим и у польских летописцев, которые пишут, что в 1568 году приближенные к Иоанну устроили заговор и решили связать Царя и передать его польскому королю. Осуждая на смертную казнь изменника, Царь приказывал внести его имя в особый синодик, в котором записано около 3.000 имен, в числе коих не только казненные, но и убитые в схватках при аресте подозреваемого его приспешники и верные царские слуги.
    Последние десять лет царствования Иоанна Грозного были менее счастливыми. Объединенные силы Польши, Литвы и Швеции помогали Ливонскому Ордену и пришлось заключить невыгодный мир в 1582-м году. Незадолго до своей смерти Грозный, в минуту раздражения, неосторожным ударом убил своего сына царевича Иоанна.
    Но в эти же годы отряд казаков, около 1.000 человек, под начальством атамана Ермака, бывшей на службе у промышленников Строгановых, разбил войско татарского хана Кучума, восставшего против Москвы, которой добровольно присягнул его отец хан Едыгей, и овладел его столицей Сибирью. Таким образом, была открыта дорога русскому переселению в Сибирь и к титулу Царя Московского был присоединен титул Царя Сибирского.
    Иоанн 4-й Васильевич, Грозный, скончался в 1584-мъ году. После него осталось два сына: царевич Феодор, от его первой жены Анастасии Романовны и новорожденный царевич Димитрий от его последней жены.
    Рассматривая обстоятельства царствования Иоанна Грозного, невольно приходится поражаться перемене произошедшей в поведении московских бояр. Вступив на престол ребенком, Димитрий Донской нашел верную опору в без лести преданных боярах и отца в лице Митрополита. Так же было и с его наследниками. Но что нашел и на кого мог опереться маленький Иоанн? Ребенком ему пришлось присутствовать при смерти матери, при убийстве ее родных, затем терпеть грубые издевательства самозванных опекунов. Избавившись от подобной опеки и поверив духовному сану священника Сильвестра он снова сталкивается со злостной изменой, когда приближенные ожидают его скорой смерти. Вместо присяги его законному наследнику они пытаются возвести на Престол послушного им двоюродного брата Государя! Это явление можно объяснить только уяснив себе перемену произошедшую в обстоятельствах жизни и деятельности заинтересованных лиц. Действительно, со времени Иоанна 3-го Великого, на всех своих границах Московская Русь вошла в соприкосновение с чужеродными государствами и стала подвергаться их влиянию. В Германии расцвет протестантизма и абсолютизма, в корне расходившиеся в своей идеологии с идеологией Московского Царства и "Третьего Рима". Имя Матери Божьей предавалось там поношению, иконы уничтожались. Католичество — продолжало оставаться историческим врагом. Расцвет феодализма с его неограниченными правами для привилегированных классов, пример польского "шляхства”, продажность и мстительность литовцев и татар, все это не могло не отражаться на психологии недавно самостоятельные "князей", оказавшихся в Москве на положении служивого сословия. Иными словами начинало сказываться "западничество", которое неизменно трагически отзывалось на истории России. С этим явлением и пришлось столкнуться Иоанну, который сумел скрутить и разрубить этот узел. Народная память чтит Царя Иоанна 4-го и по сей день и только наши "историки* стараются представить нам его образ в виде какого то ужасного злодея. Ясный ум, твердая воля, истинное и глубокое понимание самой сущности Самодержавия власти отличают Иоанна от всех других Государей. Какими жалкими и пустыми фразами звучат письма Курбского, этого подлинного изменника Родины. Иоанну Грозному Россия обязана тем, что избежала настоящего феодализма, подлинного западноевропейского рабства, и вероятного полного своего распадения на ряд мелких княжеств и земель.
    Совершенно напрасно некоторые историки стараются оправдать Курбского, говоря об историческом "праве отъезда" бояр. Право отъезда касалось перехода боярина со службы одному князю на службу другому князю, но вовсе не перехода на сторону иноплеменников во время войны.


    ЦАРЬ ФЕОДОР ИОАННОВИЧ

    После смерти Иоанна Грозного, произошедшей как мы знаем в 1584 году, на престол вступил его сын Феодор Иоаннович, отличавшийся глубокой верой и христианской добротой.
    В 1580 году Феодор Иоаннович женился на сестре Бориса Феодоровича Годунова, Ирине Феодоровне. Тогда же Борису Феодоровичу был пожалован боярский чин. При восшествии на престол Феодора Иоанновича "Правителем” государства стал сначала его дядя, боярин Никита Романович, а после смерти дяди "Правителем "стал шурин Царя (брат жены) Борись Феодорович Годунов, который и правил за Царя Феодора до его смерти, произшедшей в 1598 году.
    За эти 14 лет произошел ряд важных событий.
    В 1589 году, при согласии Константинопольского, Антиохийского Иерусалимского и Александрийского Патриархов, был возведен в сан Патриарха Митрополит Московский Иов. В сан митрополитов были возведены епископы: Новгородский, Казанский, Ростовский и Крутицкий.
    После войны со Швецией Москва вернула себе побережье Финского залива, а на востоке закрепила и расширила завоевания Ермака.
    В 1591 году, погиб от несчастного случая или же был убит брат Царя Феодора царевич Димитрий. Причина смерти царевича исторически осталась не доказанной, главным образом по вине князя Шуйского, неоднократно менявшего свои показания по этому делу. Вследствие трагической смерти царевича Димитрия прекратилась династия Рюриковичей, так как Царь Феодор скончался бездетным.
    Династия Рюриковичей, до самых последних своих представителей стояла на большой высоте государственного сознания и сумела не только вывести Русь из различных, внутренних затруднений, но и отбить атаки всех многочисленных и могущественных внешних врагов. Со времени ужасов и разрушений татарского нашествия исключительною духовною высотою отличались причисленные к лику святых следующие подвижники из числа наших Князей: Благ. Княгиня Евпраксия Псковская, Благ. Кн. Михаил Всеволодович Черниговский, Благ. Кн. Василий Всеволодович Ярославский, Преподобная Евфросиния Суздальская, Благ. Кн. Константин Всеволодович Ярославский, Благ. Вел. Кн. Александр Невский, Благ. Кн. Роман Олегович Рязанский, Благ. Кн. Олег Романович Брянский, Благ. Кн. Роман Константинович Углицкий, Благ. Кн. Феодор Ростиславович Смоленский, Благ. Кн. Мария Димитриевна Псковская, Благ. Вел. Кн. Даниил Александрович Московский, Благ. Вел. Кн. Московская Васса, Благ. Кн. Михаил Ярославович Тверской, Благ. Кн. Давид Феодорович Ярославский, Благ. Кн. Константин Феодорович Ярославский, Благ .Кн. Анна Кашинская. Благ. Кн. Васса-Феодора Нижегородская, Благ. Кн. Андрей Смоленский, Благ. Кн. Иулиания Вяземская, Благ. Кн. Евфросиния Московская, Преп. Феодосий Печерский в Миру князь Феодор Васильевич Острожский, Благ. Кн. Иоанн Андреевич — Св. Игнатий Углицкий, Благ. Кн. Иулиания Ольшанская, Благ. Кн. София-Соломония Московская и Святой Царевич Димитрий.
    Полная гармония и совместный труд на ниве Христовой, на протяжении почти всех этих веков, между Князьями и Святителями православной Церкви, среди которых просияли святостью своей жизни и обширным государственным умом такие святители как Митрополиты Петр и Алексий, такие подвижники, как Преподобный Сергий Радонежский, не могли не передаться и всей массе населения страны. Только в последние десятилетия этого периода начинает проникать смута в сознание, сначала высших бояр и удельных князей, а затем и в более широкие круги.
    Но Церковь, останется крепкою еще на целое столетие и позволит государству перенести, вскоре после прекращения династии Рюриковичей наступившее, Смутное время.


    БОРИС ФЕОДОРОВИЧ ГОДУНОВ И СМУТНОЕ ВРЕМЯ

    Царь Борис Феодорович Годунов, отличавшийся большим умом и способностями, был избран на Престол сначала жителями Москвы, а затем Земским Собором. До своего избрания он правил государством уже 12 лет и затем царствовал еще в течение 7 лет. Лишь последние три года его царствования омрачились несчастиями: большим неурожаем, пожаром Москвы и появлением Самозванца. Несмотря на частичные успехи самозванца главные Московские силы вероятно справились бы с этой бедой, но внезапная смерть Царя Бориса в 1605 году совершенно изменила картину.
    Царь Феодор 2-й Борисович, почти ребенком вступившей на Престол после смерти отца, уже через месяц был свергнут с Престола боярами и убит. Самую печальную роль во всем этом сыграл князь Василий Иванович Шуйский, но ему еще не сразу удалось достигнуть Престола, которого он упорно добивался.
    Лжедимитрий. После свержения и убийства Царя Феодора 2-го, Престол оказался захваченным Лжедимитрием, который правил почти целый год. Женатый на полячке Марине Мнишек, оставшейся католичкой и даже потребовавшей короновать себя до свадьбы. Лжедимитрий был неглупый и волевой человек. Но он держал себя "не по нареки" и имел большие симпатии к полякам, что и дало основание боярам снова поднять смуту. В мае 1606 года произошел мятеж, при котором Лжедимитрий был убит и вместе с ним до 2.000 поляков.
    Царь Василий Иванович Шуйский был провозглашен Царем случайною толпою собравшейся на Красной площади сразу после убийства Лжедимитрия. Он дал обещание "править с боярами и остался на Престоле в течение 4-х лет, но своего обещания не исполнил. Против него сначала произошло восстание некоего Болотникова собравшего вокруг себя всех "воров". Болотников был словлен и казнен, но из Литвы наступал новый Самозванец, получившей прозвище "Тушинский вор”: по селу Тушину в 10 верстах от Москвы, где он устроил свою главную квартиру. Его поддержали Донские казаки, остатки "воровъ” Болотникова и поляки. Марина признала его своим мужем, к нему же перебежали царский воевода князь Трубецкой. Племянник Царя Василия, молодой воевода князь Скопин-Шуйский, получил вспомогательное войско от шведов и повел его против самозванца, но перед самым выступлением из Москвы кн. Скопин-Шуйский внезапно умер и его войско, лишенное вождя, было разбито. Воспользовавшись этими обстоятельствами бояре свергли Царя Василия с Престола и насильно постригли его в монахи. Таким образом, в июне 1610 года власть перешла в руки
    группы бояр.
    Смута. Новая власть получила прозвание Семибоярщины. Желая избавиться от Тушинского Вора, бояре решили возвести на престол польского королевича Владислава при условии, что он примет православие, будет правит независимо от своего отца Короля Сигизмунда и по всем делам совещаться с боярами. Владислав согласился на эти условия и в Москву вступило польское войско под командою Жолкевского, который присягнул за Владислава в соблюдении договоренных условий, а Москва присягнула Владиславу. Но Владислав не уехал в Москву, а русские послы были задержаны в Польше. Затем стало известно, что Сигизмунд сам желает быть Царем Московским и Польским одновременно. Поляки же вели себя в Москве, как в завоеванной стране. Тогда Патриарх Ермоген объявил русским людям о нарушении Владиславом присяги, данной Жолкевским и освободил москвичей от их присяги, призывая народ встать на защиту веры и отечества. За это Патриарх был уморен поляками с голоду, но его призыв был услышан народом.
    К весне 1611 года со всех сторон стали подходить к Москве ополчения, разбившиеся на три разнородных группы: частью ополчения командовал князь Димитрий Михайлович Пожарский, но он быль тяжело ранен при первом же столкновении с поляками; другою, состоявшей главным образом из остатков войск Тушинского Вора, который был убит своими людьми еще в декабре 1610 года, командовал князь Трубецкой; а третьей частью, состоявшей из "северных мужиков”, командовал рязанский дворянин Прокопий Ляпунов. Были тут еще казаки и "воры" под командою атамана Ивана Заруцкого, в стане которого была Марина Мнишек и ее сын Иван.
    Эти совершенно разнородные силы были объединены только желанием изгнать поляков из Москвы, но дальнейшие их цели были совершенно различны. Все же удалось создать одно общее правительство под возглавлением троеначальников: Князя Трубецкого, Прокопия Ляпунова и Михаила Заруцкого, но уже через полтора месяца после этого Прокопий Ляпунов был предательски убит и его ополчение разошлось по домам. Вследствие этого доверие населения было утеряно и дело первого ополчения "сталось невыполненным”.
    В этот исключительной исторической важности момент решающая роль выпала Архимандриту Троице-Сергивой Лавры Святому Дионисию и келарю монастыря Авраамию Палицыну. Незадолго до этого выдержавший длительную осаду поляков монастырь стал рассылать грамоты по всем городам страны. Посланцы проникли даже в тюрьму, где поляки держали Св. Патриарха Ермогена и получили от него наспех составленную грамоту к нижегородцам, и в результате этого в Нижнем Новгороде стало собираться новое ополчение, во главе которого снова встал, оправившийся от ран, Князь Пожарский. Большую роль в создании ополчения сыграл крупный нижегородский мясоторговец Кузьма Минин Сухорук, протоиерей Савва Ефимьев и Нижегородский воевода князь Звенигородский.Это ополчение хорошо организованное и обученное, разбило поляков и освободило Москву. Ополчение кн. Трубецкого все еще стоявшее около Москвы долго не хотело вступать в бой и приняло участие в сражениях только в последнюю минуту. Несмотря на это, после взятия Москвы и изгнания поляков, новое правительство оказалось возглавленным двоначальниками: Князем Пожарским и князем Трубецким.
    Москва была освобождена 22-го октября 1612-го года. Без всякого промедления правительство Пожарского и Трубецкого приступило к созыву Земского Собора, для "Государева обирания" и в январь 1613 года съехалось в Москву по 10 избранным, "лучших людей" от 50 разных городов. Эти выборные, вместе с высшим духовенством и уцелевшими боярами и представителями города Москвы и составили Земский Собор положивший конец Смутному времени.
    7-го февраля 1613 года казачий атаман Межаков и два дворянина предложили Собору имя 16-тилетнего Михаила Федоровича Романова как ближайшего потомка Царя Иоанна 4-го Васильевича Грозного и сына Митрополита Филарета.
    21-го февраля 1613 года Михаил Феодорович Романов, был торжественно провозглашен Царем и была принесена присяга. Но Царь был в это время в Ипатьевском монастыре под Костромой и только 14-го марта, после многих сомнений, дал свое согласие на вступление на Престол.
    Смутное время внесло огромную разруху. Достаточно сказать, что помимо потери балтийского побережья, полного разрушения многих городов, погибла почти половина всего населения государства. В корн изменились и взаимные отношения сословия Но пожалуй самым важным для дальнейшего хода нашей истории было появление в России значительного количества иностранцев. Уже при Иоанне Грозном англичане пользовались большими привилегиями и внесли свое вредное влияние в сознание бояр. Затем появились датчане, голландцы, шведы, поляки. Цельные армии иноземцев вливались в войска различных самозванцев и просто "'воров", а также призывались на помощь Царями. Русские же люди измалодушествовались и развратились. Только Церковь сохраняла относительное единство, так как и в среде духовенства полного единомыслия уже не было. Все же во всех сословиях нашлись в эти годы выдающиеся личности, как Св. Дионисий. Св. Патриарх Ермоген, князь Скопин-Шуйский, князь Пожарский, воевода Прокопий Ляпунов, атаман Межаков, Кузьма Минин, Иван Сусанин и множество иных знатных и простых людей входивших в состав ополчения. Все они ничего не искали для себя, но жертвовали всем, что имели для пользы отечества.
    Первый Патриарх Московский Иов 1-й скончался в 1605 году. Его сменил Игнатий 1-й, правивший Церковью менее одного года при Лжедимитрии. Затем Патриархом был избран Святой Ермоген, на долю которого и выпала тяжелая участь править Церковью в годы смуты и погибнуть от голода в польской тюрьме. После призвания на Царство Царя Михаила Феодоровича был наречен в патриархи отец Царя Митрополит Филарет находившийся в это время в польском плену и фактически возведенный в сан Патриарха только шесть лет спустя. В течение этих шести лет Церковью управляли Митрополит Казанский Ефрем и затем Митрополит Крутицкий Иона.
    Бесчисленные чудеса продолжали совершаться в эти годы перед Чудотворными Иконами Божией Матери, что показывает нам с очевидностью, что вера Христова продолжала гореть в сердцах русских людей. Можно с полною уверенностью сказать, что только этими людьми и "помощью им Пресвятой Богородицы было осилено Смутное время и страна вернулась на свой исторический путь служения Божией Правде”.


    ЦАРЬ МИХАИЛ ФЕОДОРОВИЧ РОМАНОВ

    Царь Михаил Феодорович вступил на Престол в 1613 году и царствовал 32 года. Он не сразу распустил Земский Собор, а правил опираясь на Собор и вникая во все многочисленные нужды страны. Патриарх Филарет после своего возвращения из польского плена, правил Церковью и тоже внес порядок и успокоение во все церковные дела. В эти годы была ярко выражена самая глубокая сущность Православного Самодержавного правления, при полной гармонии и взаимодействии церковной и светской властей.
    "Утвержденная Грамота" Собора 1613 года о призвании на Царство Царя Михаила является документом большой исторической важности, а для верующих православных людей, законом духовным. Текст этой грамоты следует всегда иметь перед глазами для правильной оценки последующих событий. В ней заключается подлинный голос Великой Русской земли и в то же время Православной Церкви.
    "Послал Господь Свой Святый Дух в сердца всех православных христиан, яко едиными усты вопияху, что быти на Владимирском и Московском и на всех Государствах Российского Царства, Государем, Царем и Великим Князем вся России Самодержцем, Тебе, Великому Государю Михаилу Феодоровичу. Целовали все Животворный Крест и обет дали, что за Великого Государя Богом почтенного, Богом избранного и Богом возлюбленного. Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, всея России Самодержца, за Благоверную Царицу и Великую Княгиню, и за их Царские Дети, которых Им, Государям, вперед Бог даст, души свои и головы положити и служити Им, Государям нашим верою и правдою, всеми душами своими и головами. И иного Государя, мимо Государя, Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, всея России Самодержца, и Их Царских Детей, которых Им Государям впредь Бог даст, искати и хотети иного Государя из каких людей ни буди, или какое лихо похочет учинити; то нам боярам, и окольничим, и дворянам и приказным людям и гостям, и детям боярским, и всяким людям на тоге изменника стояти всею землею за один. Прочтоша сию Утвержденную Грамоту на Великом Всероссийском Соборе, и выслушав на большее во веки укрепление, быть так во всем потому, как в сей Утвержденной Грамоте написано. А кто ибо не похощет послушати сего Соборного Уложения, его же Бог благослови, и начнет глаголати ино, и молву в людях чинити, то таковой, аще от священных чину, и от Бояр, Царских синклит, и воинских, или ин кто от простых людей, и в каком не буди, по священным правилам Св. Апостол, и Вселенских седми Соборов Св. Отец, и Поместных; и по Соборному Уложение всего низвержен будет, и от Церкви Божией отлучен и Святых Христовых Таин приобщения; яко раскольник Церкви Божией и всего Православного христианства, мятежник и разоритель Закону Божию, а по Царским Законам месть воспримет; и нашего смирения и всего освященного Собора, не буди на нем благословения от ныне и до века. Дж будет твердо и неразрушимо в предидущие лета, в роды и роды, и не прейдет ни едина черта от написанных в ней”.
    Вот эти, а не материалистические соображения, позволили стране выйти из смуты и хоть и с большим трудом, но выправить и внутреннюю разруху и внешние неудачи.
    В 1617 году была окончена война со Швецией и заключен "Столбовский” мир, по которому шведы вернули России Великий Новгород. В 1632 году закончилась 2-я война с Польшей, причем королевич Владислав отказался от претензий на Московский Престол, Московские войска очистили от "воров" Заруцкаго Астрахань. Заруцкий и сын Марины были казнены, а сама Марина умерла в тюрьме. Разбойничий атаман "Баловень”, доходивший даже до Москвы, был разбит и разбойники переловлены. Князь Пожарский долго гонялся за польскою бандою Лисовского, которую удалось уничтожить только после смерти самого Лисовского. За это же время произошло большое распространение русских по Сибири и были основаны Енисейск, Красноярск, Вилюйск и другие города.
    Патриарх Филарет скончался в 1634-мъ году. После него правил Церковью Патриарх Иоасаф 1-й скончавшийся в 1640-м году, Патриарх Иосиф до 1652 года. Царь Михаил Феодорович скончался в 1645 г.

    ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

    После смерти Михаила Феодоровича, на Престол вступил его сын 16-ти летний Алексей Михайлович не совсем основательно прозванный "Тишайшим”. Царь проводил много времени на коне в военных походах или за охотой и скорее обладал порывистым и горячим характером во многом передавшемся затем его сыну Петру.
    Внутренняя смута еще далеко не была изжита и простой народ был постоянно расположен к бунту по любому поводу. Ряд бунтов произошли в самой Москве в 1650 году разыгрались бунты в Новгороде и Пскове; но самый тяжелый бунт был поднят Стенькой Разиным, который захватил ряд городов на Волге и был разбит только новыми регулярными полками, организованными еще Царем Михаилом Феодоровичем.
    Для прекращения распространившихся злоупотреблений был издан новый сборник законов под названием "Соборное Уложение Царя Алексея Михайловича, 1649-года”. 'Царский Судебник" Иоанна Грозного уже сильно устарел.
    Едва два события огромной важности произошли в годы царствования Алексия Михайловича: Присоединение Малороссии, что вызвало ряд внешних воин, и исправление церковных книг, предпринятое Патриархом Никоном, которое вызвало глубокий церковный раскол не прекратившийся и до наших дней.
    Присоединение Малороссии. Вскоре после татарского нашествия Галич, Волынь и Киев были объединены под властью Великого Князя Галицкого Даниила претендовавшего на присоединение к своему титулу слов: "и Всея Руси”. Даниил получил от папы Римского королевскую корону, за что обещал папе подчинение русской Церкви, но своего обещания не выполнил. Интересно вспомнить, что папа Римский предлагал королевскую корону и Св. Александру Невскому, но Александр отказался от сделок со своею совестью и папские легаты уехали ничего не добившись. Несколько позже Киев и Волынь были захвачены Литвою, а Галич — Польшею. По этому поводу королю Польскому тоже советовали прибавить своему титулу слова: "и Всея Руси", но он прибавил только слова: "и Меньшей Руси", откуда и пошло название "Малороссия". Об "Украине” в XIV веке еще не существовало и понятия. После брака Великого Князя Литовского Ягайлы с польской Королевой Ядвигой, в 1386-м году, состоялось соединение Литвы и Польши в одно государство и началось ополячивание и окатоличивание высшего класса литовско-русской земли, но первое время этот вопрос н стоял слишком остро. В 1569-м году состоялась более полная, "Люблинская” уния по которой поляки получили полный перевес, а Киев и Волынь были переданы от Литвы прямо в польские руки. После заключения "Люблинской Унии" польские Иезуиты употребили двадцать с лишним лет, чтобы пополнить русский православный епископат Малороссии недостойным элементом и провести в жизнь так называемую "Брестскую Унию", т.е. соединение Православной Церкви с католической при подчинении ея Папе Римскому.
    Борьба между преданным православию населением и ''униатами" стала принимать все более острый характер и привела к кровавым восстаниям против ненавистной польской власти. Наконец, в 1648-м году, произошло всеобщее восстание Малороссии, возглавленное гетманом Богданом Хмельницким, которое продолжалось с переменным успехом до 1654-го года когда на общей раде, созванной Хмельницким в городе Переяславль единодушно было постановлено просить Царя Московского Алексея Михайловича принять Малую Русь под свою высокую руку.
    Так совершилось воссоединение древней Киевской Руси с новым общерусским центром Москвою, но за четыре века отдельного развития этих двух частей единой прежде Руси произошли многие различия, с которыми приходится считаться и в наши дни.
    Богдан Хмельницкий умер в 1657-м году. Последовавшие за ним Гетманы не отличались верностью Москве. Выговский тянул обратно к Польше, Дорошенко и Брюховецкий — к Турции, Мазепа — к Швеции. Но большинство населения твердо стояло за Москву, что и нейтрализовало самолюбивые желания недостойных правителей.
    Патриарх Никон и исправление церковных книг. После кончины Патриарха Иосифа, в 1652-м году, в управление Церковью вступил Патриарх Никон. Глубоко верующий, обладавший исключительной мужественностью и силою воли, Патриарх Никон быль также человеком чрезвычайно властным и гордым и считал, что Патриарх стоит выше Царя. "Власть архиерейская, утверждал он, отвечает свету солнца, а царская — свету месяца". Этот совершенно новый и несвойственный православию взгляд, соединенный с резким и непреклонным характером Патриарха, создал ему многих врагов и в среде духовенства и в среде придворных царя. Предпринятое им исправление церковных книг, проводимое резко и категорично, быстро вызвало поэтому столь же резкое сопротивление, а затем и настоящий раскол. В 1666-м году был созван "Великий Собор”, с участием Александрийского и Антиохийского Патриархов и представителей Патриархов Константинопольского и Иерусалимского, который признал произведенное исправление книг правильным и отлучил от Церкви всех сопротивляющихся. Но этот же самый Собор рассмотрев также и столкновения происходившие между Царем Алексеем Михайловичем и Патриархом Никоном, признал Никона виноватым, лишил его патриаршества и священного сана и сослал в отдаленный монастырь как простого монаха. Только через 15 лет после этого Никону разрешили вернуться из ссылки, но он скончался в пути в 1681-м году.
    Проблема церковного раскола, возникшего во время правления Церковью Патриархом Никоном, настолько сложна, что мы лишены возможности коснуться ее более подробно. Обширное исследование этого вопроса также как и взаимоотношений между Патриархом и Царем было опубликовано в 1934 году профессором М. В. Зызыкиным. Мы не можем полностью согласиться с выводами проф. Зызыкина, но рекомендуем его книгу как богатый источник материалов и данных.
    "Дело Патриарха Никона" сыграло огромную роль и в царствование Петра 1-го Великаго, когда было принято решение учредить Святейший Синод, заменивший Патриарха в вопросах управления Церковью и устранивший вопрос о первенстве власти. Неизбежное, связанное с этим унижение Церкви; роковым образом отразилось на духовном состоянии правящих русский кругов, было одной из причин вызвавших появление прогрессивной интеллигенции и обусловило возможность февральского бунта в 1917-м году. Фактически, с этого времени, гармония духовной н светской власти, всегда бывшая характерной чертой Российской Государственности, была утрачена и семь поколений спустя привела всю государственность России к переживаемой нами ныне катастрофе.
    Категория: СТАТЬИ И ИССЛЕДОВАНИЯ | Добавил: alexeevich5
    Просмотров: 331 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: