Среда, 08.05.2024, 04:00
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
ЛИТЕРАТУРА ДО ХI века [14]
ЛИТЕРАТУРА ХI века [12]
ЛИТЕРАТУРА ХII века [51]
ЛИТЕРАТУРА ХIII века [22]
ЛИТЕРАТУРА ХIV века [28]
ЛИТЕРАТУРА ХV века [29]
ЛИТЕРАТУРА ХVI века [113]
ЛИТЕРАТУРА ХVII века [92]
СТАТЬИ И ИССЛЕДОВАНИЯ [16]
ОЧЕРКИ РУССКОГО САМОСОЗНАНИЯ [50]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Яндекс.Метрика

    Каталог файлов

    Главная » Файлы » СТАТЬИ И ИССЛЕДОВАНИЯ

    Н. Сахновский СВЯТАЯ РУСЬ (Начало)
    07.03.2014, 03:14
    Н. Сахновский

    СВЯТАЯ РУСЬ

    краткая история православного царства


    С нами Бог!


    Соловьев, Ключевский, Платонов и другие историки объясняют распространение славян по восточно-европейской равнине географическими особенностями местности и отсутствием естественных границ. Возрастание Новгорода, Киева, затем Москвы — причинами экономическими и скрещиванием на этих местах "коммерческих путей" того времени. Самое возникновение российской государственности — насущной необходимостью самообороны.
    Остается неясным почему же наконец эти, несомненно существовавшие тогда или еще и в наши дни существующие, причины послужили возвеличению как раз Русского народа, а например не финнов, не литовцев, не татар и никакого иного из многочисленных племен и народов находившихся на тех же местах и бывших не менее могущественными. Бросается в глаза, что рассуждения наших историков грешат односторонностью и что, для правильного понимания исторического процесса развития и роста Российской Империи требуется другой подход.
    Как отдельные люди, так и целые народы, редко руководствуются в своих дeйствиях только экономическими и материальными соображениями. Обычно играют не только большое, но и решающее значение соображения отвлеченного, чисто идеологического и духовного, характера. Почему отдельные люди бросаются в воду желая спасти утопающего, с явным риском для своей собственной жизни? Зачем другие посвящая себя служению Богу, сами себя подвергают разным лишениям? Действия эти идут в разрез с животным материалистическим интересом.
    Также и в жизни народов. Религиозными войнами наполнена история человечества, когда за правильно или даже ошибочно понятый идеал отвлеченной правды и справедливости, целые народы принимали участие в действиях ничего общего с материалистическими соображениями не имеющих. Как раз этого порядка соображения являются главной основой исторического прошлого нашей Родины.
    Русское Православное Царство сложилось, устояло и развилось в Империю мирового значения в первую очередь потому, что русский народ с самоотвержением служил наиболее высокому абсолютному идеалу — идеалу Правды Божией. Эта служба Правде Божией, если и не всегда воплощавшаяся в реальной действительности, тем не менее всегда жила в сознании народном и покоряла соседние племена сливая их всех воедино. Только это, ясно и всенародно осознанное служение позволило нам создать государство по праву называемое "СВЯТАЯ РУСЬ".
    В нашем изложении мы рассмотрим исторические события нашего прошлого в свете развития православного сознания русских людей и приведем хронологическую таблицу иллюстрирующую нашу мысль.
    Возрождение России зависит только и исключительно от ясного понимания этой исторической правды.
    Николай Сахновский
    Буэнос-Айрес, 1965 год.


    ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

    "Се повести временных лет, откуду есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжить, и откуда Русская земля стала есть". Так озаглавил Преподобный Нестор самое древнее сказание русской истории, хотя и не дошедшее до нас в оригинале, но ставшее нам известным по многочисленным спискам. Наиболее известны: "Лаврентьевская летопись" 1377 года, написанная монахом Лаврентием и начинающаяся "Повестью Временных Лет" Преподобного Нестора переработанною Преподобным Сильвестром в 1116 году. "Лаврентьевская" летопись включает единственный дошедший до нас список "Поучения" Владимира Мономаха своим детям; "Радзивиловская" или "Кенигсбергская" летопись, написанная в Смоленске в XV веке, также начинающаяся с "Повести Временных Лет"; затем идет "Ипатьевская летопись", из Ипатьевского монастыря под Костромой, написанная в XV веке, начинающаяся как и первые с "Повести Временных Лет” и единственная говорящая в своем начале о призвании князей.
    Значительное количество других памятников старины дошедших до наших дней, как напр. Остромирово Евангелие, древнейший список Нового Завета, написанный в 1056 году дьяконом Григорием для Новгородского Посадника Остромира. Изборник Святослава, величественные храмы Св. Софии в Киеве и в Новгороде, Киево-Печерская Лавра, и многие другие дают нам яркое представление о состоянии духа наших предков и о тех подлинных побуждениях, которыми они руководствовались в своих делах.
    "Повесть Временных Лет" начинает свое повествование с 862 года, который и принято считать годом основания Русской державы. Другие источники, преимущественно иностранные, рассказывают нам о временах и более древних. Но эти более древние времена, сведения о которых довольно скудны, требуют особого всестороннего исповедования и не входит в задание этого краткого обзора. Мы будем поэтому касаться этого нашего далекого прошлого только в меру необходимого для полного уяснения наших основных задач.
    По этой же причине мы не будем пытаться разрешить спорную проблему о том, кто был и откуда пришел первый Русский Князь Рюрик. Для нас Князь Рюрик является основоположником династии наших Государей, которые правили судьбами нашей страны в течении ряда столетий.

    ПЕРВЫЕ РУССКИЕ КНЯЗЬЯ

    РЮРИК. Летопись говорит, что Рюрик сел княжить в Новтороде, его брат Синеус — в Белоозере, а третий брат Трувор — в Изборске. Оба брата Рюрика вскоре скончались и Рюрик стал единоличным правителем всего государства. До наших дней существует в Псковской губернии "Труворово Городище", напоминающее нам о днях Трувора и о пребывании его в этих местах, так же как "Аскольдова могила" в Киеве свидетельствует об Аскольде.
    Эти факты интересно подчеркнуть потому, что ученые XIX века, находившиеся под сильным влиянием рационалистических идей Запада, были склонны отрицать решительно все предания старины, не считаясь даже с сохранившимися до наших дней памятниками ея. В древности к науке относились серьезно, летописи переписывались тщательно, что легко видно из сличения различных списков дошедших до нас, поэтому правильнее не отбрасывать легкомысленно седую старину, о которой, повествуют летописи, но бережно хранить ее и стараться проникнуть в ее глубокую историческую правду.
    Рюрик объединил под своею властью: кривичей живших в Полоцке, словен — живших в Новгороде, чудь — в Прибалтике, весь— в Белоозере, мерю — в Ростове и Муроме. Его государство простиралось на 1.000 км с запада на восток и около 600 км с севера на юг и уже включало в себя ряд значительных городов.
    ИГОРЬ. Рюрик умер в 879-м году, когда его сын Игорь был еще малым ребенком. В правление поэтому вступил Князь Олег, получивший за свою мудрость прозвание "Вещий".
    Олег подчинил себе Смоленск и Любич и занял Киев, предав смерти правивших Киевом дружинников Рюрика Аскольда и Дира. Затем он перенес столицу в Киев, подчинив себе древлян, северян и радимичей нанеся поражение хазарам и совершил свой знаменитый поход на Царьград.
    Поход Олега на Царьград совершился в 907-ом году. Две тысячи стругов, по 40 воинов в каждом, и многочисленная конница продвигавшаяся сушею, составляла войско Олега. Струги Олега, поставленные им на колеса, обошли под парусами по сухой земле ожидавши их на море Византийский флот и подошли вплотную к Византии. Греки были вынуждены просить мира и подписать выгодный Олегу договор. Этот поход Олега ясно показывает большое могущество, которым уже тогда располагало Русское государство. Олег умер от укуса змеи в 912 году.
    Князь Игорь Рюрикович продолжил дела Рюрика и Олега и совершил два похода на Византию. Но его походы были менее удачными, чем поход Олега. В бою против флота Игоря греки употребили так называемый "греческий огонь", т. е. ракеты, при помощи которых сожгли большое количество русских кораблей.
    Во время отсутствия Игоря, совершавшего свои походы страною управляла его жена княгиня Ольга, принявшая христианство и причисленная к лику Святых нашей Церковью. Интересно отметит, что в это время в Киеве уже было много христиан. Договор с Византией, заключенный в 945 году, дружина клялась соблюдать: язычники перед идолом Перуна, а христиане в храме Св. Илии, который следовательно уже существовал в Киеве.
    Князь Игорь был убит древлянами у Искоростеня в 945-м году, оставив малолетнего сына Святослава, за которого продолжала править его мать благоверная княгиня Ольга.
    СВЯТОСЛАВ. Князь Святослав Игоревич предпринял огромные операции и никогда не нападал на врага не послав сказать свое знаменитое: "Иду на вы!”. Он победил хазар, покорил северный Кавказ, занял берег Черного моря, победил болгар и даже собирался перенести столицу в город Переяславец на Дунае, считая его серединой своей земли. На пути из Переяславца в Киев он попал в засаду, устроенную печенегами, и был убит, в 972-м году.
    Благоверная Княгиня Ольга, "мудрейши всех человек", как говорит о ней летопись, умерла всего лишь за три года до смерти Святослава. Она была погребена по христианскому обряду и в ее свите было много христиан, но Святослав оставался язычником.
    Уезжая после похорон своей матери в Переяславец, Святослав посадил княжить своих малолетних сыновей: в Киеве — Ярополка, у древлян Олега, в Новгороде — младшего Владимира. Фактически за них правили их воеводы.
    ЯРОПОЛК. Это разделенное управление продолжалось 8 лет. Великим Князем был старший брат — Ярополк, который затеял борьбу со своими братьями, чтобы быть единоличным правителем. В этой борьбе сначала погиб Олег, а затем, в 980 году сам Ярополк.


    СВ. И РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР

    Владимир стал Великим Князем Киевским и единым государем над всей землёй в 980 году. Ему было в это время 17 лет. Главным помощником Владимира был его дядя, брат его матери, Воевода Добрыня. Став Великим Князем Владимир оставил своего дядю управлять Новгородом, в качестве посадника.
    Первые шесть лет своего правления Владимир проводит в военных походах и побеждает поляков, присоединяя к Руси земли Восточных Славян вплоть до реки Сан; затем идет против Вятичей и Радимичей, отделившихся во время междуусобия сыновей Святослава и снова подчиняет их; затем наносит поражение литовскому племени ятвягов и предпринимает поход против болгар. Таким образом создалось государство простиравшееся уже от Финского залива до Карпат и от Сана и Немана до Оки, которое и начинает называться Русским.
    В эти годы, воинственный Владимир ведет жизнь военачальника во время походов и пиршеств при своих возвращениях в Киев. У него пять жен "водимых", т. е. законных, и множество наложниц, но он не погибает физически и духовно, как это случалось с молодыми государями предававшимися роскоши и веселью и главную часть своего времени употребляет на укрепление государственности. Даже его знаменитые пиры имеют общегосударственное значение, так как на эти пиры он созывает всех выдающихся своих подданных со всей Русской земли. Съезжаясь в Киев они знакомятся друг с другом, сближаются воедино, начинают ясно сознавать свою принадлежность к одному великому народу.
    В эти годы Владимир обращает внимание на различность верований своих подданных и стремится укрепить языческие верования киевлян. Он ставит множество идолов и даже решается принести Перуну человеческую жертву. Выбор падает на молодого варяга Иоанна, который был христианином. Отец Иоанна Феодор отказывается выдать своего сына и успевает произнести пламенную проповедь. Оба они оказываются убитыми толпою язычников. Это произошло в 983-м году и произвело огромное впечатление на молодого князя. Мужественное поведение перед бушующей толпой Святого Феодора и его сына Иоанна напомнило Владимиру его детство и уроки воспитавшей его, его бабки Святой и Благоверной Вел. Княгини Ольги. В душе Великого Князя начал совершаться решительный перелом.
    Как мы видели, после раннего детства под наблюдением Святой Ольги, отрочество и первая молодость Святого Владимира прошли в борьбе и походах, имевших невиданный успех и приведших к созданию государства обладавшего огромной территорией, но далеко не объединенного внутренне. Большое количество разнородных племен населяло это пространство и перед 23-летним Владимиром вставал ряд проблем требующих разрешения. Мужественная решительность, талант полководца, обаятельная красота внешности, личная храбрость и величайший государственный ум уже в этом юном возрасте поставили авторитет Великого Князя на недосягаемую высоту. Но главное дело совершенное им еще предстояло впереди. Дело это было крещение Руси.
    В 987-м году Владимир выслушивает проповедников пришедших от соседних народов: магометан — от волжских болгар, иудеев - от Ххазар, послов Римского Папы и православного монаха пришедшего из Царьграда. После этого он собирает старших дружинников, то есть бояр, и Киевских старейшин и посылает 10 "добрых и смысленных мужей" объехать соседние страны и исследовать их веру на местах. По их возвращении снова созывается дружина и старцы и посланцы рассказывают им о виденном. В итоге собрание говорит Князю: "Если бы плох был закон греческий, то бабка твоя, Ольга, не приняла бы его". Таким образом, серьезно и внимательно, разрешает Владимиру сомнения возникшие в его душе, но разобравшись в поставленном вопросе — он от всей души, всем своим сердцем, полностью и окончательно принимает решение. В его душе совершается полный перелом.
    В это время вступили на Византийский Престол новые Императоры —братья Василий и Константин, против которых поднялось восстание в Малой Азии. Восстание подошло к Босфору. Владимир обещал помощь справиться с положением при условии, что он примет Крещение и что Императоры выдадут за него замуж свою сестру Царевну Анну. В 988 году войска Владимира нанесли поражение восставшим, но греки отказались от исполнения своих обещаний. Тогда Владимир осадил Корсунь и заставил греков подчиниться.
    Для греков это согласие было делом не легким, так как Владимир был сыном ключницы Малуши, девушки не княжеского рода. Даже Императору Священной Римской Империи Оттону II было сначала отказано в руке Царевны Феофано, сестры Анны, на том основании, что император Оттон II "варвар". Лишь после долгих настояний Оттон II добился согласия на этот брак. Теперь Владимир становился "братом" Императоров Византии и "дядей" Императора Священной Римской Империи Оттона II, иначе говоря он становился равным между главнейшими Государями того времени. Вся Европа была таким образом разделена на три части: Восточная Римская Империи, Западная Римская Империя и Великое Княжество Киевское, причем трудно сказать которому из трех государств следует отдать первенство, фактически, после подавления малоазиатскаго восстания дружины Владимира еще много лет стояли гарнизоном в Царьграде. Святому Владимиру было в это время всего 25 лет. Он правил государством после этого еще 26 лет, и является подлинным создателем Русского Православного Царства.
    Вернувшись в Киев, Владимир крестил своих детей, и приступил к проповеди веры Христовой. Идолы были разбиты и сожжены. Затем Владимир объявил киевлянам: "Если кто, богатый или бедный, нищий или раб, не окажется завтра на реке , тот будет против меня". Бесчисленное множество людей собралось на Днепре. Все сошли в воду, стоя в ней кто по шею, кто по грудь, держа детей на руках. Священники творили молитвы. Так совершилось крещение киевлян, а затем и всех других городов.
    Тем не менее никакого насилия применено не было. Многие, особенно старики, оставались в язычестве. Только в Новгороде, где вскоре после этого произошло восстание устроенное язычниками, при котором было убито много христиан, а также жена воеводы Добрыни, дружина силою подавила восстание. Но это единственный подобный случай.
    Первым митрополитом Киевским и Всея Руси был Святой Михаил, и ко времени его кончины произошедшей в 992 году, уже существовали епархии: Киевская, Новгородская, Черниговская, Ростовская, Владямиро-Волынская и Белогородская.
    В 1007 году было совершено открытие первых русских мощей — мощей Благоверной Княгини Российской Ольги. На месте убиения первых Мучеников — варягов Феодора и Иоанна — воздвигается "Десятинная" церковь во имя Пресвятой Богородицы. Уже с самых первых моментов официального присоединения к православию Русского народа совершенно изменяется законодательство государства. Церковь учит: "Князь, ты поставлен от Бога на казнь злым и добрым на помилование!”. При Владимире Святом входить в употребление новый закон — "Кормчая Книга", то есть перевод на славянский язык греческого Номоканона. Номоканон есть собрание постановлений Вселенских соборов и некоторых гражданских судебных норм Византии.
    Духовное перерождение Святого Владимира, давшего направление жизни и деятельности всему русскому народу, без всякого сомнения является главнейшим моментом Истории России. Нет никакой возможности в этом кратком обзоре даже поверхностно разобрать необъятное значение его личности во всем дальнейшем тысячелетнем существовании созданной им державы.
    Проповедь Слова БОЖИЯ началась в среде славянских народов еще в апостольские времена. Святой Апостол Андрей Первозванный обошел Южную Русь и предсказал, что на месте водруженного им Креста возникнет город — будущий Киев, — из которого распространится вера Христова. На устьях Дуная в 3-м веке существовала Томитанская епархия. Грузия и Армения обратились ко Христу около 335-го года и в эти же годы существовали епархии Херсонская и Босфорская. В 6-м веке была епархия Тьмутараканская, в VII — Сурожская, в VIII — Фульская. В IХ-м веке Святые Кирилл и Мефодий перевели священные книги на славянский язык и составили славянскую грамоту, хотя начало этой грамоты было положено еще Апостолом Андреем, трудами которого воспользовался Св. Кирилл. В самом Киеве на могиле Аскольда была церковь во имя Св. Николая, а при Игоре была церковь Св. Илии. Таким образом, Св. Владимир мог опереться в своей деятельности на уже ранее всеобщего крещении бывших в Киеве христиан.
    Царьградский Патриарх сразу оценил все огромное значение для Церкви совершившегося в душе Св. Владимира перелома. Величайшая святыня Православия, многочисленные Св. Чудотворные Иконы Божией Матери и мощи Святых с первых же лет обращения Руси ко Христу отправляются из Византии в Киев. Среди Чуд. Икон Божией Матери находятся даже несколько написанных Святым Евангелистом Лукой: Иерусалимская, похищенная французами из Москвы во время Наполеоновскаго нашествия и ныне находящаяся в Париже, "Минская" — в городе Минске и "Холмская" — в гор. Холм. В 1071 году прибывает писаная Св. Евангелистом Лукою Чудотворная Икона Божией Матери "Цареградская", находившаяся затем в Псковском Елизаровском монастыре, а в 1083 году — "Одигитрия Смоленская" бывшая в Смоленске. Наконец, в 1113 году — "Феодоровская-Костромская", при которой дал впоследствии свое согласие вступить на престол Михаил Феодорович Романов. Безчисленны чудеса начинают совершаться от этих, и многих других Св. Икон Божией Матери, очень неполный список которых мы приводим в нашей хронологии в конце этого труда.
    К концу жизни Святого Владимира, который умер в цвете сил” всего лишь 52 лет от роду, ему пришлось пережить горе от восстания поднятого против него его третьим сыном — Святополком, получившим прозвище "Окаяннаго". Святополк был женат на польской королевне, дочери польского короля Болеслава. Подучаемый католическим епископом Рейнберном, при помощи польского и печенежского войска, Святополк пытался захватить Киев еще при жизни своего отца, и фактически захватил Престол сразу после кончины Святого Владимира.


    СВЯТОПОЛК ОКАЯННЫЙ

    Святополк Окаянный захватил Престол в 1015-м году и сразу же решил, по примеру своего тестя Короля Болеслава, убить всех своих братьев, чтобы быть единым правителем всей страны. Ему удалось убить трех своих братьев: Святослава, Святого Бориса и Святого Глеба, но пришлось погибнуть самому в борьбе со своим старшим братом Ярославом.
    Святослав был застигнут своими убийцами врасплох, но Святые Борис и Глеб, вовремя предупрежденные и располагавшие сильными и верными им дружинами, сами не захотели сопротивляться старшему брату и добровольно приняли смерть предпочитая ее междуусобной войне. Этот акт смирения и патриотизма на все грядущие годы остался примером потомству. Вместе с поражением Святополка Окаяннаго осталась безуспешною и попытка Рима подчинить себе недавно принявшую христианство Русскую державу. Но это вмешательство положило вековую вражду между братскими славянскими народами: Русскими и Поляками, которой суждено продолжаться и до наших дней.


    ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ

    Вступив на Киевский Престол в 1019 году, Вел. Кн. Ярослав Владимирович вынужден был еще продолжать борьбу против последнего из своих братьев Изяслава, княжившаго в Полоцке. Только после смерти Изяслава, в 1034 году, Ярослав стал единым государем во всей стран. Ярослав Мудрый явился верным продолжателем дела своего Отца Святого и Равноапостольнаго Великаго Князя Владимира. Он много заботился о просвещении, завел первую на Руси библиотеку, издал первые гражданские законы — "Русскую Правду", чрезвычайно украсил город Киев, сделав его самым большим и богатым городом Европы, построил знаменитый Киевский собор Св. Софии и ряд других храмов, в числе которых церковь Св. Георгия Победоносца, день освящения которой, 26 ноября, празднуется и до наших дней —- Праздник Георгиевских Кавалеров.
    Все дети Ярослава получили широкое образование и глубокое религиозное воспитание. Старший его сын, Владимир Ярославович Новгородский, причислен к лику Святых, скончался в 1052 году, еще при жизни отца. Супруга Ярослава, королевна шведская, Анна-Ирина, также причислена к лику Святых. Его младший сын, Всеволод, женат на дочери Византийского Императора Константина Мономаха, его дочери: Анна — королева Франции, Елизавета — Норвегии, Анастасия — Венгрии.
    Ярослав установил новый порядок престолонаследования, имевший большое значение для страны. Вся семья Рюриковичей владеет сообща всей Русской Землею. Каждый Князь имеет "волость", а старший в роду садится на Великокняжеский Киевский Стол. Все младшие подчиняются Великому Князю, как своему отцу. Когда Великий Князь умирает — ему наследует следующий по старшинству брат, а все прочие князья меняют свои волости, восходя по "лествице" ко стольному граду Киеву. Если кто либо из князей умрет не достигнув Великого Княжения — то его дети теряют право на получение волостей и становятся "изгоями". Этот порядок наследования престола имел много положительных и столько же отрицательных сторон. Вся "Земля" сохраняла свое единство и избегала феодализма столь большую роль сыгравшего в странах Западной Европы. Князья не сживались с одним каким-либо городом, но постоянно меняя места своего временного пребывания были лично знакомы с действительным положением во всех краях страны, были лично известны всему населению и сами знали своих людей. Но одновременно с этим между князьями возникало соревнование и даже борьба за скорейшее достижение Киева, от чего зависела дальнейшая судьба потомства каждого из них. Нашествие татар сломало этот установленный Ярославом порядок, но к тому времени уже поспело сложиться общенациональное единство всего народа, что и позволило новое объединение всей страны вокруг Москвы.
    Во время княжения Ярослава Мудрого, в 1032-м году, преподобные Антоний и Феодосий основали под Киевом монашеское общежитие вскоре возросшее в знаменитую Киево-Печерскую Лавру. Преп. Антоний родился в гор. Любич под Черниговым в 983 году, а препод. Феодосий в Василькове близко Киева в 1009-м году. Значение деятельности подвижников этого монастыря в истории России настолько огромно, что нет ни одного отдаленного места во всей стране, где бы не сказывалось его влияние.
    После смерти первого Митрополита Киевского Святого Михаила 1-го, случившейся в 992-м году. Церковью управляли Митрополиты: Леонтий, написавший сочинение против латинян "об опресноках"; Иоанн 1-й; Феопемт; Кирилл 1-й и затем Св. Иларион, первый митрополит из русских, бывший ранее священником в селе Берестов, прославившийся своим просвещением и святостью жизни.
    В эти годы прославились чудесами Святые Чудотворныя Иконы Матери Божией: "Зимненская" в земле Волынской, "Изяславская" в городе Изяславле, "Корсунская", "Старорусская", "Цесарская", "Стена Нерушимая" в Киевском Софиевском соборе, "София Премудрость Божия" в Новгороде и многие другие. Святостью жизни и подвигами веры прославились причтенные к лику Святых: Мученик Георгий, Св. Федор епископ Суздальский, Св. Иоаким епископ Новгородский, преп. Моисей Угрин Печерский, Благоверная Княгиня Анна-Ирина супруга Ярослава Мудрого, Благоверный Князь Владимир Новгородский сын Ярослава, преп. Ефрем Новоторжский и другие.
    Духовное перерождение Святого и Равноапостольного Вел. Кн. Владимира оказало такое огромное влияние на всех его близких, а деятельность первого Митрополита Киевского Святого Михаила и его святых сотрудников с первых же шагов дала такое высокое духовное направление жизни церковной, что языческая среда только в редких случаях могла найти оправдание для сопротивления новой веры. Правда Божия, действительная христианская любовь, высочайшее самопожертвование показанное "сыновьями Св. Владимира и царевны Анны Святыми Борисом и Глебом, полное обращение в православие Св. Анны, супруги Ярослава, дают нам понять то подлинное духовное горение, которое охватило большинство членов правящей династии и высший класс населения сразу же нашедшей такую же духовную высоту в составе церковного клира. Из самой толщи народной с первых же дней выступают подвижники-монахи, христолюбивые воины и смиренные рабы не боящиеся исповедания веры в спасительную силу Животворящего Креста. Как раз это пламя и составляет впредь основную силу Русского государства, позволяющую ему устоять против всех внешних врагов и спаять воедино могущественный народ.
    Ярослав Мудрый скончался в 1054 году оплакиваемый всеми своими современниками.

    СЫНОВЬЯ ЯРОСЛАВА МУДРОГО
    Старший сын Ярослава Мудрого, Святой Владимир Новгородский умер до смерти своего отца. После смерти Ярослава вступил на престол его второй сын — ИЗЯСЛАВ ЯРОСЛАВОВИЧ, но следующий по старшинству брат СВЯТОСЛАВ ЯРОСЛАВОВИЧ, поднялся против него и захватил Киев с 1073 по 1077 годы, откуда был снова изгнан ИЗЯСЛАВОМ. После смерти Изяслава в 1078 году на престол вступил младший брат ВСЕВОЛОД ЯРОСЛАВОВИЧ, правивший до 1093 года.
    После смерти Всеволода на престол вступил, как и следовало, его племянник СВЯТОПОЛК ИЗЯСЛАВОВИЧ, скончавшийся в 1113 году. За эти 60 лет продолжала углубляться проповедь православия. После кончины Св. Илариона митрополитами были: Ефрем 1-й; Георгий 1-й; Св. Иоанн 2-й; Св. Ефрем 2-й; Николай и прославившийся своими поучительными посланиями Владимиру Мономаху митрополит Никифор 1-й. Множество новых Святых Чудотворных Иконе Божией Матери прославилось чудесами. Киево-Печерская Лавра просияла своими святыми иноками, среди которых особо замечательны: иконописец преп. Алипий, летописец преп. Нестор, и другие. Причислена к лику святых дочь Всеволода Ярославовича Благоверная Княжна Анна Киевская, скончавшаяся в 1113 году.
    Святые иноки Киево-Печерской Лавры проходят в эти годы всю русскую землю и всюду утверждают веру Христову. Преподобные Кукша и Никон просвещают Вятичей. Святой Благоверный Князь Ярополк Владимиро-Волынский, смиренный и кроткий, пал от руки убийц 22-го ноября 1086 года. Он был двоюродным братом Святой Анны. Благоверный Князь Константин Святославович Муромский, внук Ярослава Мудрого, подвизался просвещая муромский край, где и был убит в 1125 году его сын Святой Михаил Муромский. Сам Константин и его другой сын Святой Феодор, скончались четыре года спустя.


    ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР ВСЕВОЛОДОВИЧ МОНОМАХ

    После смерти Святополка Изяславича, произошедшей в 1113-м году, на Престол должен был бы вступить Олег Святославович, сын 3-го сына Ярослава Мудрого, прозванный "Гореславичем”. Но он столько зла уже причинил стране постоянными смутами и союзом то с поляками, то с половцами, что киевляне не пустили его и на Престол вступил всеми любимый и уважаемый Владимир Всеволодович Мономах.
    Глубоко верующий и любящий церковь — он живет по слову Божию. Очень красивый собою, сильный и ловкий, талантливый и безстрашный полководец, он никогда не нарушал данной клятвы, всегда мирил. ссорившихся князей, становился на сторону слабого и обиженного. Его не: только любят и уважают, но и боятся. Он женился на дочери английского короля, его сестра замужем за Императором Римским, а внучка за Императором Византии. Из Царьграда ему посылают в дар знаки царского достоинства: шапку и "бармы", то есть особые наплечники. Эти знаки царскаго достоинства вручил Мономаху греческий митрополит Неофит, когда совершал помазание Владимира Мономаха на Царство.
    Для устранения усобиц, Владимир устраивает съезды Князей. На этих съездах разбирались семейные дела, улаживались раздоры, распределялись волости. Вступив на Престол 60-ти лет, Владимир Мономах правил 12 лет и скончался в 1125 году, оставив по себе неувядаемую славу мудрого и справедливого Государя.
    Огромный интерес представляет для оценки тогдашней психологии наших предков "Поучение Владимира Мономаха детям", дошедшее до наших дней благодаря "Лаврентьевской летописи".
    Знаменитым современником Владимира Мономаха был летописец Преп. Сильвестр, значительно дополнивши летопись Преп. Нестора.


    ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ СВЯТОЙ МСТИСЛАВ ВЕЛИКИЙ, ВЛАДИМИРОВИЧ

    После кончины Владимира Мономаха, на Престол вступил его сын Мстислав Владимирович, причтенный к лику Святых в земле Российской просиявших и называемый "Великим" в наших летописях. За время его мудрого правления полная тишина и спокойствие не нарушались никакими смутами вплоть до его блаженной кончины произошедшей в 1132 году.
    Благоверный Князь Константин Святославович Муромский, Благоверный Князь Всеволод Мстиславович Псковский, Благоверный Князь Никола "Святоша" Черниговский были его современниками, также как и многочисленные подвижники Киево-Печерской Лавры.
    Время княжения Святого Мстислава Великаго достойно особого изслледования, так как являет нам образец истинно христианскаго правления государством, мудрого и спокойного, давшего народу возможность спокойно трудиться, чувствуя себя под защитою Князя и его дружины.


    РАСПАДЕНИЕ РУССКОЙ ЗЕМЛИ

    После кончины Св. Мстислава Великого, произошла смута между "старшими" и "младшими" Мономаховичами, в которую вмешались также потомки Олега Гореславича. Смута продолжалась 37 лет и кончилась взятием Киева войсками Святого Андрея Боголюбскаго, который не поехал после этого в Киев, а остался во Владимире-на-Клязьме. Киев перестал быть столицею страны.
    В порядке постепенности правили в Киеве за эти годы следующие Великие Князья:
    1132—1146 Всеволод Ольгович, внук Святослава, правнук Ярослава Мудраго,
    1146—1154 Изяслав Мстиславович, сын Св. Мстислава Великаго,
    1154—1157 Юрий Долгорукий, Сын Владимира Мономаха,
    1157—1174 Святой Андрей Юрьевич Боголюбский,
    1174—1212 Всеволод Юрьевич, Большое Гнездо и
    1212—1238 Святой Юрий 2-й Всеволодович, погибший в борьбе с татарами.
    Все великие княжения прерывались смутами и Престол временно захватывали другие князья, но мысль об общем единстве оставалась сохранной. Особо важную роль в это столбе играла Церковь, постоянно пребывавшая единой, имевшая свой центр в Киеве, и возглавляемая достойными пастырями. В порядке постепенности, Церковью управляли Митрополиты: Климент Смолятич, вступивший в управление в 1133 году; Святой Константин 1-й; Феодор; Иоанн 4-й; Константин 2-й; Никифор 2-й; Гавриил; Дионисий; Матфей; Кирилл 2-й и Иосиф 1-й пропавший без вести в 1237 году при взятии Киева татарами.
    В это время некоторые "волости" стали считать себя "землями", то есть отдельными государствами, князья которых не хотели подчиняться Великому Князю. Таким образом, вместо Киева, стало выдвигаться три новых центра: Галич вблизи Карпатских гор, вскоре после нашествия татар подпавший под власть поляков, Владимир на Клязьме и "Господин Великий Новгород". Кроме того, возникшая борьба содействовала частичной самостоятельности: Переяславля, Черниигова, Новгорода-Северского, Рязани, Смоленска и Полоцка.
    Во Владимиро-Суздальской земле начал укрепляться новый взгляд на княжескую власть — взгляд Византийский: Великий Князь — это настоящий Самодержец. Нарушение государственного единства ослабило страну как раз в то время, когда со всех сторон начала обрисовываться крупная опасность. С Запада — воинствующее католичество, с Юга — половцы, а с Востока — татары. "Слово о полку Игореве" с необычайной яркостью отражает насколько трагично переносило это разъединение население.
    Следует однако особенно подчеркнуть, что повсеместное углубление православного сознания населения, явление и прославление многочисленных новых Чудотворных Икон, подвижничество множества Святых угодников Божиих, настолько продвинули за это время ясное понимание в населении страны, что Русь есть "Дом Пресвятыя Богородицы" и что служение 'Правде Божией" есть задача поставленная Провиденнием Русскому народу, что невозможно обходить молчанием этот неоспоримый факт.
    В состав Киевской митрополии входили в это время следующая епархии: Киевская, Новгородская, Ростовская, Владимиро-Волынская, Белгородская. Черниговская, Юрьевская, Переяславская, Холмская, Подольская, Туровская, Смоленская, Перемышльская, Галицкая, Рязанская, Владимирская на Клязьме. Церковь приобрела полное признание со стороны не только князей, но всей толщи народной и создалось внутреннее единение всех частей страны.
    Ко времени татарского нашествия прославились святостью н причисленных к лику подвижников ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ ЧЛЕНОВ ПРАВЯЩЕЙ ДИНАСТИИ: Благоверная Княгиня Ольга, Св. Равноапостольный Великий Князь Владимир, Благоверные Князья Борис, Глеб, Владимир Ярославич. Петр Изяславович, Константин, Михаил и Феодор Муромские, Великий Князь Мстислав Киевский, Всеволод Мстиславович Псковский, Никола-Святоша Черниговский, Игорь Ольгович Черниговский, Ростислав Мстиславович Киевский, Андрей Юрьевич Боголюбский, Глеб Андреевич Боголюбский, Мстислав Новгородский, Петр Муромский, Феодор Новгородский, Георгий-Юрий 2-й Киевский и Василий Константинович Ростовский, а так же Благоверная Княгиня Анна, супруга Ярослава Мудрого, Княжна Анна Всеволодовна Киевская и Княгини Евфросиния Георгиевна Полоцкая и Феврония Муромская.
    Среди наших Архипастырей прославились: Св. Михаил, митрополит Киевский, Св. Феодор Суздальский, Иоаким Новгородский, Лука - Жидята Новгородский, Леонтий Ростовский, Исаия Ростовский, Ефрем 2-й Киевский, Никита Новгородский, Амфилохий Владимиро-Волынский, Нифонт Новгородский, Константин 1-й Киевский, Аркадий Новгородский, Кирилл Туровский, Лаврентий Туровский, Иоанн Новгородский, Мартирий Новгородский, Симеон Суздальский, Антоний Новгородский.
    Общее число подвижников Божиих достигло более ста.
    Особенно примечательно, что по молитвам перед Чудотворными Иконами междуусобная брань чудесно прекращалась, как напр., войско Святого Андрея Боголюбского, шедшее против непокорного Новгорода, было остановлено без боя и отступило от города.
    Это единение веры, постоянно утверждаемое неувядаемою славою Равноапостольного Великого Князя Владимира и его законами; "Русскою Правдою" Мудрого Ярослава; "поучением" Мономаха; подвигами святых князей, епископов, иноков Печерского монастыря и сотен других монастырей основанных ими по всей земле; сотнями и сотнями церквей, обслуживаемых соответствующим количеством причта, а в одном Киевских их было в это время более 700, — показывает нам, что во всем Русском народе поспел совершиться такой - же духовный перелом, как некогда в душе основоположника Русского Православного Царства — Святого Владимира.
    Уже свыше сорока Чудотворных Икон Божией Матери прославились чудесами, совершавшимися по молитвам верующих. Откуда пришли эти верующие? Из самой толщи народной. Святые слуги Благоверного князя Бориса оруженосец Георгий, конюший Ефрем и слуга Моисей, показывают нам силу духа, которую обрели ко времени татарского нашествия многие русские люди.


    ТАТАРСКОЕ НАШЕСТВИЕ

    В 1223-м году одна из армий Чингиз -Хана, пройдя через Персию и Кавказ, вторглась в южно - русские степи. Половцы и ряд южно - русских князей встретились с татарами на берегах реки Калки впадающей в Азовское море и были разбиты татарами. Татары, однако, в этот год не дошли до чисто русских земель и повернули обратно.
    Только 12 лет после этого, в 1235 году, татары напали на волжских болгар, затем на Рязань и после нее на Владимир-на-Клязьме. После взятия каждого города татары уничтожали поголовно все его население. С войсками, собранными Вел. Кн. Юрием Всеволодовичем, татары встретились на реке Сити. Русские войска были разбиты и сам Великий Князь убит в этом бою. В следующие два года Хан Батый опустошал всю Владимиро-Суздальскую Русь, затем Переяславскую, Новгород-Северскую, Черниговскую, Московскую и Галичскую, перебив 90% всего населения и уничтожив все города. Попутно была разгромлена Венгрия, часть Польши и часть Балканского полуострова. Киев был взять татарами 6-го декабря 1240 года. Оставшаяся неразгромленной Новгородская земля должна была признать над собою татарскую власть, которая и продолжалась до 1480-го года, т. е. без малого два с половиною века. Ко времени татарского нашествия между русскими князьями не было единения даже если бы такое единение и существовало — вряд ли можно было бы справится с татарами. Помимо огромного численного перевеса, татарское войско было великолепно организовано, дисциплинировано и вооружено. Это вовсе не была орда, но правильно организованное войско, снабженное стенобитными машинами, баллистами, осадными орудиями, штурмовыми башнями, и вообще обладавшее первоклассной по тем временам техникой, далеко превосходившей русскую и позволявшей в два-три дня разбить любые укрепления русских городов. Несмотря на то русские города и дружины сражались с отчаянною храбростью и настолько ослабили татар, что они уже не смогли продолжать свой поход против Западной Европы, каково было их первоначальное намерение.
    Оставшиеся князья продолжали на вассальном положении управлять оставшимися в живых своими подданными, но должны были ездить на поклон к Хану и получать от него *ярлык" на право княжения.
    Таким образом, после смерти в бою против татар Святого и Благов. Вел. Кн. Юрия, княжили над полностью разгромленной страной: Великий Князь Ярослав Всеволодович, младший брат Юрия. После него его сын Великий Князь Андрей Ярославович, брат Св. Благ. Вел. Князя Александра Невского, правивший шесть лет и затем, с 1252 года, в течение 11 лет, Александр Ярославович Невский один из самых замечательных героев России.
    Митрополит Кирилл 3-ий, сменивший Иосифа 1-го убитого при взятии Киева татарами, пребывал все годы своего правления в скитаниях с места на место и скончался лишь в 1283-мъ году. Он правил Церковью 46 лет, всюду ободряя русских людей и восстанавливая разрушенные и сожженные храмы.


    СВЯТЫЙ БЛАГОВЕРНЫЙ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ

    В эти же годы, когда значительная часть Руси лежала в развалинах, а на Юге страны шли еще бои против татар, Рим, вместо того, чтобы оказать помощь христианам, погибавшим в борьбе против язычников, решил воспользоваться обстоятельствами и окончательно уничтожить православие в славянских странах, организовав "Крестовый поход” шведов в союзе с рыцарскими орденами Тевтонскими и Меченосцев.
    В июле 1240 года, когда татары двигались на Киев, шведское войско, под начальством регента Швеции Биргера, расположилось лагерем да берегу Невы. Биргер послал в Новгород, где в это время княжил 18-летний Князь Александр Ярославович, требования о сдаче. Вместо выполнения этого дерзкого требования юный Князь повел конные полки Новгорода к Неве, не дожидаясь сбора остальных войск.
    В годовщину кончины Владимира Святого, 15-го июля, войско Александра неожиданно атаковало лагерь шведов и разбило их наголову. Потери шведов были огромны и они надолго бросили свои попытки вторжении в русские пределы. Войско Александра потеряло в этой битве всего 20 человек.
    Это была, для всего русского народа, чисто религиозная победа. Иначе, как помощью Божией ее нельзя и объяснить. Начальник сторожевого поста на Неве, по имени Пелгусий, а в святом крещении Филипп, видел Святых Князей Бориса и Глеба спешивших в ладье на помощь сроднику Александру, и действительно помогших разгромить шведов.
    Через два года после этого Вел. Кн. Александр, уже прозванный "Невский”, одержал новую блистательную победу, на этот раз над рыцарскими орденами. Пятого апреля 1242 года, в битва на льду Чудского озера, называемой "ледовым побоищем”, он на голову разбил их главные силы, положив этою победой окончательный предел "Крестовому Походу" католиков.
    После этого Александр нанес поражение литовцам, но, обладая крупным государственным умом, он прекрасно понимал, что силы Руси слишком слабы для одержания победы над татарами. Он совершил несколько поездок в Орду и умер на возвратном пути из такой поездки, на Волге, около Городца, в возраста всего 42-х лет, в 1263 г.
    Светлый и величественный облик Святого и Благоверного Вел. Князя Александра Ярославовича Невского являет нам образ подлинного национального героя. Современник Св. Вел. Кн. Киевского Георгия-Юрия Всеволодовича и Святых Князей: Василия и Константина Ярославским, Василия Ростовского, Михаила Черниговского, Петра Муромского ; супруг Св. и Благ. Вел. Княгини Вассы; отец Святого Даниила Московского — он особо выделяется среди всех этих подвижников своею исключительной духовной высотой, самоотверженным мужеством, беззаветною храбростью и глубоким христианским смирением. Это истинный Государь своей страны, сознающей свою ответственность перед Богом за вверенный ему народ и готовый принести в жертву своему царственному долгу не только труд или даже жизнь, но и смиренно перенести всякое унижение, когда этого требуют обстоятельства. Главным образом ему и обязана страна своим последовавшим возрождением.
    Категория: СТАТЬИ И ИССЛЕДОВАНИЯ | Добавил: alexeevich5
    Просмотров: 400 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: