Понедельник, 06.05.2024, 01:13
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
ВЕЛЕСОВА КНИГА [7]
ВОСЕМЬ СЛОВ ПРОТИВ ИУДЕЕВ ИОАННА ЗЛАТОУСТА [9]
СИНАЙСКИЙ ПАТЕРИК [8]
ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ [9]
ЖИТИЕ ФЕОДОСИЯ ПЕЧЕРСКОГО [3]
ШЕСТОДНЕВ ИОАННА ЭКЗАРХА БОЛГАРСКОГО [13]
ИЗ "ИЗБОРНИКА 1076 ГОДА" [3]
СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ [20]
(Переводы разных авторов.А так же и сам оригинал текста.)
КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ ПАТЕРИК [7]
КНИГА ЕНОХА (Полное издание) [5]
ЖИТИЕ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО [5]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Яндекс.Метрика

    Каталог статей

    Главная » Статьи » ИЗ "ИЗБОРНИКА 1076 ГОДА"

    ИЗ "ИЗБОРНИКА 1076 ГОДА" (Часть 2)















    ИЗ "ИЗБОРНИКА 1076 ГОДА"
    (продолжение)



    Поучение Исихия, пресвитера Иерусалимского

    Всегда имей страх и любовь к Богу и чистое ко всем сердце.
    Что бы ты ни делал, знай, что сам Бог над тобою стоит.
    Радуйся, творя добро, но не возносись, чтобы не утонуть при спокойной воде.
    Знай, что насколько ты преуспеваешь в законе, настолько ты отстаешь в совершенстве.
    Всякого дела конец перед началом его рассматривай день и ночь, и помни всегда о последнем дне.
    Никогда не водись с теми. кого, ты видишь, порицают хорошие.
    Старайся никому не вредить в его деле.
    Не радуйся цветущему в мире сем, ибо все как цвет травный: только сорвешь — тотчас увядает.
    В печалях благодари Бога, и ярмо грехов твоих облегчится.

    Смотри на себя, иных не осуждая, ибо много и в нас того, что осуждаем в других.
    Пусть псалом всегда будет в устах твоих, ибо Бог, поминаемый словом, прогоняет бесов.
    Молитва твоя пусть будет с разумным смыслом, чтоб не молиться так, как неугодно Богу.
    Всегда поминай Бога — и будет ум твой как небо.
    Прикуси язык свой: часто он то выдает, что лучше таить.
    Добродетели не выставляй свои, пусть лучше будет больше свидетелей твоему житию.
    Лишь столько дай телу, сколько требуется, но не сколько захочет.
    Не наслаждайся чрезмерно, ибо склонность к наслаждению привязывает к жизни, от нее же рождается враждебность к Богу.
    Отвращайся от житейских радостей: на них поскользнется тот, кто ищет спасения вечного.
    Все, в чем согрешил, со стенаньем вспоминай, это дает облегчение.

    Приобщайся служенью святым, ибо ими ты приобщишься к Богу.

    В церковь как в небеса ступай, в ней не болтай, не помышляй о земном.
    Лучше всего имей достаточное, Богу доверь заботиться о том, чтобы всегда ты пользовался изобилием.
    Плоти препону твори благими трудами.
    Мед пей помалу, и чем меньше, тем лучше: не споткнешься.

    Гнев утоли, ибо отец он бесу, если без меры исходит.
    В болезни прежде врача прибегай к молитве.
    Попов одинаково всех чти, а к помощи славных подвижников прибегай.
    Божий дом люби, и сам постарайся создать Божий дом.
    В церкви часто бывай, освобождает нас это от внешних сует.
    Когда молитву творишь, ум возведи к Богу, а если сникнет, снова его вознеси ввысь.
    Не утомляется ум, злые помыслы порождая, — так выметай же злые мысли, добрые — сей.
    Возрадуйся смирением, ибо та высота, что от смирения, непобедима, и в этом — величие.
    Трудись до тех пор, покуда не начнешь обуздывать плотские желанья.
    Помышляй о красоте небесного благолепия, и не будет привязанности у тебя к земному, и красота земная на ум тебе не придет.
    Знай, что земные помыслы — вражие семена. Лишь оставлены эти мысли, тотчас бесы, напасть готовые, посрамятся.
    Уклоняйся от частого смеха, ибо он расслабляет душу, ослабивший же узду закона становится необузданным.
    На дела следует душу направлять и на молитвы, и тогда не отыщет входа в нас дьявол.
    Обычным делом почитай чтение книг: ибо когда захочет кто ум с языком исцелить, пусть всегда обращается к книгам.
    Когда же на дело простираешь руки, пусть язык твой поет, а ум твой молится, ведь просит нас Бог всегда о нем помнить.
    Всякое дело отмечай молитвой — раздвоеньем твой ум от того не смутится.
    Праздный же да не ест, но снова мы видим: иные из вас бесчинно бродят, не делая ничего, но притворяясь работающими.
    Любящий труд без печали пребудет, начало гордыни — не потрудиться с близким посильно; выходя на работу — скажем, не много, но усердно выполним то, ради чего пришли.
    Мать пороков — леность: добродетели, если есть, украдет, а которых нет — не даст обрести.
    Если хочешь, чтобы дело рук твоих божественным было, а не земным — пусть будет делом с убогими вместе.
    Радуйся о молитвах святых мужей. Святых познавай по делам их: всякий овощь по плодам познается.
    Беззлобен будь сердцем, а телом чист; то и другое составит в тебе Божью церковь телесную.
    <...>
    Когда тебя оклевещут, подумай, что в клевете справедливо, и если нет ничего, уподобь клевету исчезающему дыму.
    Когда обижают тебя, прибегай к терпению, и твое терпение поразит обидчика твоего и все устроит.
    Когда богатство или славу предвидишь, вспомни, что тленно все. и тем избежишь крючка жизни сей.
    Терпи несчастья, ибо в несчастьях цветут добродетели, точно в терниях цветы.
    Оплачь же грешника, в богатстве живущего, ибо судный меч на себя готовит.
    Если кто-то, зло творя, за него не стыдится — тяжки его раны, безнадежен становится он.
    Как часто ни будешь ты в горести, подумай, сколько праведникам насылалось бед — и прибудет тебе их талант.
    Каждому христианину надлежит смирение, если же пред одним смиряться, а пред другим нет, — это смирение лицемерных.
    Не разговаривай со злыми, ибо они поучают тебя на злое, и с приближением к ним их же греху приобщишься.
    Слушать добрых всегда и беседовать с ними старайся, ибо они подвигают на битву добрую душу.
    Как церковь домашнюю каждый из нас имеет свой ум, чтоб исполнять в ней потребные церкви законы.
    Тогда возненавидишь порок, когда поймешь, что он — нож беса, на нас наточенный.
    Когда со святыми беседуешь, вопрошай их о духовном, а когда не с ними, то сам о духовном беседуй.
    Кто не твердо живет, с тем не советуйся, а кто злому радуется, тот ненавидит добро и совета о нем не захочет дать.
    Если хочешь избежать вечной муки, никого не осуждай и не клевещи ни на кого: за это Бог больше всего и гневается.
    Хочешь подняться выше любого греха, вглядись в других: ибо много такого в тебе, что в другом осуждаем.
    Избегай надменности, человек, даже если ты и велик: удаляясь от Бога, себя обрящешь ли?
    Возлюби смирение, даже если ты и велик, чтоб в день последний тебя возвысили.
    Не осуждай никогда человека — и не будешь осужден в этой жизни.

    Когда идешь в церковь, пустяками не развлекайся, ведь когда стоят перед князем, не смеются, не потешаются.
    Не смейся над чужим падением, иначе и сам скоро, пав, высмеян будешь теми, от кого не хочешь насмешки.
    Сохраняй все это учение — и пребудешь в венце славы.
    Твердо следуй этим заповедям — и сотворят тебя славным среди людей и Богу угодным, ибо славится так Божество, и этим можно ему угодить.
    Подобает так жить и идущему к вечной жизни, ни во что вменяя тленное.
    И, если чаешь истинной жизни, всегда ожидай смерть человеческую.
    Возненавидь эту жизнь, ибо видишь, что вертится колесом она.
    И выше всего почитай свою душу: славный труд и без устали она для тебя совершает.
    Все здесь тленно, и только душа нетленна, а чтить подобает нетленное больше, чем тленное.
    Не проси у Господа славного, но проси лишь полезного: ведь славного даже попросишь — не даст, а если и даст, оно истлеет.
    Не радуйся о богатстве, ибо его печали удаляют от Бога, даже если и не хотим этого.
    Не отвергай никогда убогого, который плачет, — и не отринутся слезы молений твоих.
    Воздержаться нужно от пьянства, ведь за отрезвлением следуют стоны и раскаяние.
    Помыслов сластолюбивых лучше гнушаться, ибо они растлевают душу и плоть оскверняют.
    И земное добро без труда не творится, отчего же избегаем труда благословенного?
    Если хочешь без труда добро творить, помни, что труд этот временный, а награда вечная.
    Свят дом молебный, потому что свято святое приводит к нам.
    Если сеешь нищим в руки, сей не чужое, но свое: ибо чужое семя горьче плевела.
    Если стремишься к небесному, отринь земное, ибо не даст оно ввысь воспарить.
    Мать благого — чистота и милостыня: ни без той, ни без этой нельзя Христу послужить.
    Не пренебрегай ни любовью, ни милостыней: это они к нам благого Бога с небес свели.
    Не презирай и сосуда непорочного, ибо Творца во плоти представил он людям.
    Не пожелай чрезмерно ни богатеть, ни славиться, ибо все это тленно, мы же — нетленны.
    Не над мертвым плачь, над неразумным, ибо тому общий для всех путь, а у этого своя воля.
    Оплакивай грешащего, а не убогого, ибо этого ждет венец, а того — мучение.
    Говори Богу много, а людям мало, требованиям же закона следуй и там и тут.
    Омовение души — благомолитвенная слеза, но после молений припомни, ради чего прослезился.
    Не завидуй жизни богатых, у сильных сильней испытания будут и тем страшнее их Судия.
    Если сами себя осудим — и Судия не прогневается, ибо радуется Благой, видя грешника, бремя свое бросающего.
    Как тяжко в путах состязаться, так и повязанному этой жизнью тяжело восходить на небеса.
    Всякое дело порочное возбуждает дьявола, и он, возбужденный, свирепо на возбудившего поднимается.
    Если хочешь врага сделать немощным, то свои уменьшай грехи — и, как птица, лишенная крыльев, станет он смеха достоин.
    Горе хулителю, ибо запнется его язык и не сможет отвечать Судии.

    Горе нечестивому, ибо когда просветятся все, он особенно помрачится.
    Горе беззаконнику, ибо к Судье яростному и праведному приступит.
    Горе лихоимцу, ибо богатство покинет его, а огонь его примет.
    Горе ленивому, ибо станет искать, неправедно погубив, но ничего не обрящет.
    Горе блудному, ибо оскверняет ризу жениха, — пусть из царства брака со стыдом будет изгнан.
    Путь к смерти в делах порочных мы видим, в нем неведенье Бога, а таковыми бывают блуд, и разбой, и прочие злые дела.


    Премудрость Иисуса, сына Сирахова

    Всякая мудрость от Господа и с ним во веки: песок морской и капли дождя, и веки Господни кто исчислит?
    Кто исследует премудрость, корень премудрости кому открылся, и смысл ее кто уразумел?
    Один лишь премудр и грозен весьма, на престоле своем сидящий Господь, который создал ее и увидел, и исчислил ее, и пролил ее на все дела свои, и даровал ее всем, кто любит Его.
    Начало премудрости — страх Господень, страх Господень — слава и похвала, и веселье — венец радости.
    Страх Господень порадует сердце, даст веселие и долголетие.
    Страшащемуся Господа благо будет в конце, и в день кончины своей благословен он будет.
    Великая мудрость — страшиться Господа: насыщается тот от плодов своих, весь дом свой наполнит желаемым и житницы житом своим.
    Венец мудрости — страшиться Господа: страх Господень мир украшает, здоровье дает и исцеление.
    Возжелав премудрости, соблюдай заповеди, и ее тебе даст Господь, ибо премудрость и поучение — страх Господень, благословение, вера и кротость.
    Не скрывай своей мудрости, ибо по словам узнают премудрость твою.

    Не может неправедный гнев быть оправдан, ибо миг ярости его — его падение.
    До конца вытерпит терпеливый — и напоследок получит радость; до конца утаит слова свои мудрый.
    Не возносись — и не согрешишь, иначе нанесешь душе своей бесчестие, и тогда откроет Господь тайны твои и среди всех обличит тебя.
    Чадо, если приступишь к служению Господу, то приготовь свою душу к напастям, обуздай свое сердце и претерпи, и не смущайся во время бед.

    Все, что обрушится на тебя, — прими со смирением и терпением: как огнем очищается золото, так и люди в порыве смирения. Веруй ему — и тебя защитит, до времени потерпи в смирении — и даст тебе радость потом. И устами многих раскроется смысл его, и в немощи своей не отвергай.

    Но помолись Господу, и исцелит тебя, отложи прегрешения и протяни руку, от всякого греха очисти сердце.
    Страшащиеся Господа, веруйте в него — и не пропадет вам награда.
    Страшащиеся Господа, надейтесь на лучшее, взгляните на прежние роды и увидите: кто, веруя в Господа, постыдился? или кто страшился его — и оставлен был? или кто призвал его — и забыт был? — ведь щедр Господь и милостив, и простит нам грехи наши, и спасет во время печали.
    Горе грешнику, вступившему на два пути.
    Горе сердцу, ослабленному в неверии.
    Горе вам, потерявшим терпение — как поступите вы, когда явится наш Господь?
    Страшащиеся Господа не противятся словам его и пред ним смиряют души свои.
    Пусть впадем мы в руки Господни, а не в руки человеков: каково величье его, такова и милость его.
    Выслушайте же, чада, меня, отца, и поступайте так — и спасетесь.
    Не борись против истины и невежества своего стыдись.
    Не стыдись исповедать грехи свои, не иди против речного течения, не поддавайся неразумному и не восстань против сильного. До смерти сражайся за истину, и Господь Бог защитит тебя.
    Не говори: «Согрешил я много, так что мне будет?» — ибо Господь терпелив и простит тебя, если не станешь прикладывать ко грехам грехи; и не
    говори: «Щедрость его велика, и много грехов моих он простит» — ибо есть у него и милость, и гнев, и на грешников ляжет ярость его.
    Не будь скор на язык свой и медлен и слаб на дела свои.
    Не будь львом в доме своем, кичась пред рабами своими.
    Пусть не будет рука твоя протянута, чтобы взять, а если дать, то согнута.
    Не полагайся на богатство свое и не говори: довольно мне.
    Не следуй душе своей и не тверди: «Кто меня осилит?» — ибо мстящий Господь отомстит тебе.
    Не жди удобного времени, чтобы обратиться к Богу, откладывая это со дня на день, ибо нежданно изыдет Господень гнев и от мести погибнешь.
    Не полагайся на неправедное богатство, не поможет тебе в день Судный.
    Никаким путем не иди ни с грешником, ни с обманщиком.
    Утвердись в мысли твоей, и верным пусть будет слово твое.
    Внимательно вслушиваясь, обдуманно отвечай, и если умный готов у тебя ответ — отвечай собеседнику, если же нет — возложи руку твою на уста
    твои: и слава и бесчестие — в разговоре, и язык человека — враг его.

    Сплетником не слыви и языком своим не лукавь, ибо великий позор клеветникам.
    В малое и великое не вникай, и из друга не становись врагом: ведь имя лукавца заслужит презрение, как грешника и обманщика.
    Душа обманщика погубит обманувшего, и радость врагам своим он тем доставит.
    Сладость в гортани умножит друзей, а красноречивый язык — добрую беседу.
    В союзе с тобою пусть будут многие, советником же твоим — один из тысячи.
    Если изберешь себе друга, то только в несчастьях, и притом не сразу доверься ему.
    Ибо есть друг на время радости, он не останется в день печали твоей: и из друзей превратясь во врага, брань оскорблений на тебя низвергнет.
    А есть друг — соучастник в пирах, не будет его в день скорби твоей, но в богатстве твоем останется при тебе, и к рабам твоим потянется, а если кротко это снесешь, и против тебя поднимется и от лица твоего скроется. От друзей своих отрекись — и к друзьям своим прислушайся.
    Верный друг — защита твердая, и обретший его обрел сокровище: верный друг — утешение жизни.
    Страшащиеся Господа его обретут.
    Чадо, в юности предпочти науку — и тогда до седин обретешь премудрость.
    И как пашущий и как сеющий, приступи к ней так и ожидай благих плодов ее.
    В работе над ней даже если мало потрудишься, но скоро будешь есть от плодов ее.
    Ибо мудрость имя ее, и не многим она является.
    Слушай, чадо, и соверши мою волю, и не отвергни совета моего, и вложи ноги твои в путы ее, и в колодку ее вложи шею, подставь плечо свое и неси ее — и пусть не будут тесными узы ее.
    Всею душою своею приступи к ней, и всею силой своей исполни пути ее, исследуй и взыскуй — и познаешь ее, и сам уж ее не оставишь и наконец обретешь с ней покой, и обратится в радость тебе. И станут путы ее покровом твердости, и колодки ее одеждой славы, ибо золота блеск на ней и узы ее — ожерелье из драгоценных камней.
    В одежды славы облечешься ею и венец радости на себя возложишь.
    Если захочешь, чадо, научишься, и если вложишь душу свою — будешь разумен, и если полюбишь слушать — всё получишь, и если преклонишь ухо свое — станешь мудрым.
    Чадо, средь множества старцев встань и выбери самого мудрого, к нему подойди и все, что скажет, выслушай, и тайны разума не избегут тебя.
    Если встретишь разумного, то поспеши до света к нему, и ступени крыльца его пусть сотрет нога твоя.
    Не делай зла, и не постигнет тебя зло, отступи от неправды — и отойдет от тебя.
    Сын, не сей на межах неправды — и не пожнешь ее семикратно.
    Не проси ни у Господа власти, ни у князя места почетного.
    Не оправдывайся перед Богом и больше царя не мудрствуй.
    Не старайся выйти в судьи: вдруг не сумеешь побороть неправду, вдруг устрашишься лица владыки и слукавишь в своем правосудии.
    Не согрешай перед множеством сограждан, не изобличай себя перед толпой.
    Не сотвори греха дважды — уже в одном виновен.
    Не насмехайся над человеком, в горести пребывающим: ибо есть смиряющий и возносящий.
    Не изрекай лжи на брата, и другу не сотвори того, чего для себя не хочешь.
    Не пожелай и лгать бесконечной ложью, ибо ее постоянство — не благо.
    Не смешай себя со множеством грешников, помня, что гнев Господень не замедлит.
    Не меняй друзей разнообразия ради, и брата родного ради золота и драгоценного камня.
    Не бросай жены мудрой и доброй: ведь ее благодать дороже золота.
    Не оскорби раба, работающего старательно, ни работника, трудящегося с душою.
    Раба разумного пусть возлюбит душа твоя, не лиши его свободы.
    Если есть у тебя дети, их поучая, склони уже с юности шеи их.
    Если есть у тебя дочери, заботься о теле их, и не оставляй их своим вниманием.
    Выдай дочь — и совершишь великое дело, только мужу разумному отдай ее.
    Если есть у тебя жена душевная — не выгоняй ее, а ненавидит тебя — так не верь ей.
    Всем сердцем своим восхвали отца своего, и про материнские не забудь муки, помни, что ими рожден, и ничем не воздал им так, как они тебе.
    Всею душою своей послужи Господу, иереям его покоряйся; всею душою своею возлюби Сотворившего тебя и служителей его не оставляй.
    Бойся Господа и почти иерея, отдай долю его, как заповедал Господь, начав с согрешивших и принесших святую жертву. Нищим протяни ты руку свою, чтобы совершилось благословение и благодать даяния перед всяким живым.
    И над мертвым не откажись сидеть, не уходи от плачущих, и с печальными сетуй и не оставь посещающих, — всеми ими возлюблен будешь.
    Во всех словах своих помни о конце света и Страшном суде — и не согрешишь во веки.
    Не бранись с человеком могущественным, не то попадешь к нему в руки.
    Не спорь с человеком могущественным, не то умножит тебе забот: многих сгубило золото и сердца до земли свалило.
    Не бранись с человеком бранчливым, не подкладывай дров в огонь его слов.
    Не глумись над невеждой — и не примут бесчестья предки твои.

    Не бесчесть человека в старости его: и от нас ведь состареваются.
    Не радуйся об умерших, помни, что все умрем.
    Не отврати объяснений мудрых и по поучениям их живи, потому что из них и наставление получишь и послужишь вельможам.
    Не отступись от заветов старцев, ведь и те восприняли их от отцов своих, наберись и ты из них разума, чтобы в нужное время дать ответ.
    Не давай взаймы человеку, который тебя сильнее, ибо если дашь ему что взаймы, считай, что сгубил это.
    Не поручайся сверх своих возможностей, а поручился — отвечай, как и дающий.
    Не ссорься с судьею прежде, чем он рассудит тебя.


    О приглашении со стороны сильных

    Когда призовет тебя сильный — отступи, если и снова тебя призовет, не приближайся — и не отвергнут тебя, однако не стой далеко — и не будешь забыт.
    Не старайся быть равным с сильным и не всем словам его верь, ибо речами он проверяет тебя; и если со смехом пытает тебя, берегись, будь внимателен, ибо ходишь рядом с паденьем своим.
    Пошатнувшись, богатый утверждается в друзьях, бедный же, пав, будет оставлен друзьями своими.
    Когда ошибется богатый, много заступников и словами несказанными оправдают его.
    Бедный же ошибся — и наказали его, произнес разумное, — но не дали ему места.
    Мерзко гордому — смирение, как и богатому мерзок — бедный.

    Богатый заговорил — и все умолкли, и речи его вознесли до облаков, а бедный заговорил — и все сказали: «Что это такое?» — а если оступится, еще и подтолкнут его.
    Богатство, в котором нет греха, — добро, — но в устах нечестивого и бедность — зло.
    Завистливому человеку не пристало богатство: разве тот, кто к себе зол, к другому будет ли добр? Радовался ли он имению своему?
    Нет хуже того, кто даже к себе скуп, и вот расплата за порок его: если добр и творит, то ненамеренно, и всегда выкажет свой характер.

    Око лихоимца не насытится лихвой, а обида лукавого иссушает душу его.
    Око лукавое завистливо на хлеб, но скудно за своим столом.
    Нет веселия больше сердечной радости, и лучше смерть, чем горькая жизнь.
    Душу свою упокой весельем и сердце свое утешь, и печаль подальше гони от себя — и не скоро состаришься.
    Красна милостыня во время скорби, как и облака дождевые в жаркую погоду.
    Братство и помощь во время скорби, но больше обоих — милостыня спасет. Богатство и твердость возносят сердце, но больше обоих — страх Господень.
    <...>
    Во всяком деле будь смел, и никакой порок не подступит к тебе.
    Чадо, жизнью своей испытай свою душу и пойми, что ей вредно и не дай ей этого: не годится ведь все и всем, не всякая душа всему благоволит. Не пресыщайся всякою пищею и не набрасывайся на различные яства.

    От многих яств возникает недуг, и пресыщенье доведет до кручины, от пресыщенья многие умерли — об этом помнящий продлит свою жизнь.
    Ничего хорошего нет в том, чтобы не остерегаться суда.
    Чадо, если есть у тебя добро — приноси достойное Бога подношение, помни, что смерть не замедлит, и завет ада не объявлен.
    Пока не умрешь, твори другому добро и по силе своей протяни руку, подавай убогим по силе своей.
    Не отказывайся от добра, и часть добра не минет тебя; и не другим ли оставишь стяжание свое, и труды твои на раздел по жребию, ведь не станешь в аду искать сласти?
    Чадо, не ходи на бесполезные сборища и не радуйся невеждам, то есть нечестивым; если и умножатся. Не радуйся им, если нет страха Господня с ними. Не доверяйся обманчивой их жизни, ибо вздохи и плач невидимы — и внезапно конец их постигнешь.
    Ибо лучше один, чем тысячи, и лучше умереть бездетным, чем иметь нечестивых чад. Ведь и от одного разумного заселится град, тогда как поколение неразумных исчезнет: много подобного видело око мое.
    Мудрый человек во всем угодит и в дни греха избежит согрешений, всякий благоразумный познает мудрость.
    Разумные речами умудрились и сохранили в точности притчи.
    Работник пьяница не разбогатеет.
    Мед и женщины отвратят разумных, а приставший к любодейцам наглее будет.
    Услышал тайное слово — пусть умрет с тобою, да и не всякому слову веру давай.
    И одежда человека, и лица усмешка, и походка его —все скажут о нем.
    Есть молчаливый из мудрости, есть и другой, за велеречивость отвергнутый, но есть молчаливый оттого, что не знает ответа.
    Мудрый человек промолчит до времени, а множащий словеса становится мерзок, заносчивого — возненавидят.
    Дар неразумного не принесет никакой пользы: ибо мало даст, но многое выбранит.
    Неверный шаг по земле все же лучше, чем языка ошибки.
    Устами неразумного будет отвергнута притча, ибо не скажет ее когда следует.
    Злой порок человека — ложь, и в устах невежд навсегда останется.
    Лучше уж тать, чем вечная ложь, но оба равно уничтожатся.
    Мзда и взятка ослепляют очи мудрых, так что и зрячие не видят.
    Стыд отцу за невежество от него рожденного.
    Дочь же на радость будет, мудрая дочь принесет почести и мужу своему.
    Отца и мужа посрамит дерзкая, и от обоих примет бесчестие.
    Плачь над мертвым — он лишился света, но оплачь и безумного — разум его покинул.
    Кинувший камень в птиц их отгонит, тот же, кто друга своего бранит, разрушит дружбу.
    Если на друга поднимешь голос, не скорби, ибо есть примирение.
    Не клянись именем святого: человек, клянущийся часто, преисполнится беззакония, и не покинут дом его беды, и если согрешит — его грех на нем.
    Человек, встающий с постели своей, говорящий в душе своей: «А кто меня видит? — и стены меня заслоняют, и никто не видит меня, так и скрою грехи свои, и не вспомнит Всевышний». Боится он глаз человека. И не понял, что очи Господни — и во тьме ярче солнца, взирают на все пути человеческие и видят в самых тайных местах, и понимают спасенные: ничего нет лучше страха Господня, и ничего нет слаще, как внимать заповедям Господним.
    Стыдись отца и мать — из-за блуда, вождя и вельможу — из-за лжи, судью и князя — из-за согрешений, людей и совета — из-за беззаконий, соратника и друга — из-за неправды, места, на котором живешь, — из-за разбоя и измены правде Божьей и завету Его.
    Остерегайся слов бранных на друга, но не брани их сказавшего и не стыдись за них.
    И на суде не оправдывай нечестивца.
    Категория: ИЗ "ИЗБОРНИКА 1076 ГОДА" | Добавил: alexeevich5 (04.03.2014)
    Просмотров: 347 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: