Вторник, 07.05.2024, 13:47
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
ВЕЛЕСОВА КНИГА [7]
ВОСЕМЬ СЛОВ ПРОТИВ ИУДЕЕВ ИОАННА ЗЛАТОУСТА [9]
СИНАЙСКИЙ ПАТЕРИК [8]
ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ [9]
ЖИТИЕ ФЕОДОСИЯ ПЕЧЕРСКОГО [3]
ШЕСТОДНЕВ ИОАННА ЭКЗАРХА БОЛГАРСКОГО [13]
ИЗ "ИЗБОРНИКА 1076 ГОДА" [3]
СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ [20]
(Переводы разных авторов.А так же и сам оригинал текста.)
КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ ПАТЕРИК [7]
КНИГА ЕНОХА (Полное издание) [5]
ЖИТИЕ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО [5]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Яндекс.Метрика

    Каталог статей

    Главная » Статьи » ШЕСТОДНЕВ ИОАННА ЭКЗАРХА БОЛГАРСКОГО

    Слово шестого дня
    ШЕСТОДНЕВ
    ИОАННА ЭКЗАРХА БОЛГАРСКОГО



    Слово шестого дня


    Как дивится смерд и бедный человек, к тому же чужестранец, пришедший издалека к ограде княжеского дворца, увидев его, и как восхищается, приступив к вратам и спрашивая, можно ли войти, и как восторгается, войдя внутрь, когда видит по обе стороны стоящие храмы, имеющие украшения из камня и резного дерева. И как, войдя во дворец и увидев высокие палаты и церкви, изукрашенные в изобилии камнем, деревом и красками, а внутри мрамором и медью с серебром и золотом, не знает, с чем сравнить их, ибо не видел на своей земле ничего, кроме убогих лепленых хижин, и думает, что он теряет рассудок. Но если удастся ему, то увидит и князя, сидящего в одежде, осыпанной жемчугом, носящего на шее цатообразную гривну и браслеты на руках, подпоясанного пурпурным поясом, с золотым мечом, висящим у бедра, а по обе стороны от князя — стоящих бояр в золотых гривнах и поясах, и браслетах.
    И если после того, как он возвратится на свою землю, кто-нибудь спросит его, что он видел там, вдали, отвечает, не знаю, как рассказать вам об этом, своими глазами нужно видеть эту красоту, чтобы по достоинству оценить ее. Так и я не могу должным образом описать эту красоту и порядок. Но каждый из вас сам, видя это плотскими очами и домысливая бесплотным умом, может восхищаться гораздо больше. Свои ведь очи никого не обманывают, а если иногда они и вводят в заблуждение, то все равно они лучше для каждого, чем глаза кого-нибудь другого.
    Когда я, видя небо, украшенное звездами, солнцем и луной, землю — травой и деревьями, море - всяческими рыбами, жемчугом и руном пиннов, дохожу до человека, то как бы теряю ум, восхищаясь, и не могу додуматься, как в столь малом теле может быть заключена такая мысль, которая, обойдя всю землю, поднимается выше небес. Где закреплен тот ум? Как может он, исходя из тела, проходить все покровы и миновать воздух, облака, солнце, месяц, все звездные пояса, эфир и все небеса и в тот же момент находиться в своем теле? На каких крыльях он взлетает, каким путем прилетает — не могу уследить за этим. И только то и знаю, что сказать вместе с Давидом: «Дивно для меня ведение Твое — высоко, не могу постигнуть его», «Ибо Ты возвеселил меня. Господи, творением Твоим, и делами рук Твоих возрадуюсь», «Как возвеличились дела Твои, Господи! Все сделал Ты премудро».
    Начало. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию, и да владычествует он над рыбами морскими и птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми пресмыкающимися, что ползают по земле». Пойми и ты, человек, и удивись тому, как Бог, дойдя до создания человека по своему подобию, раскрыл наилучшим образом единство Божественной сущности и неделимость триединой природы. В малых словах дал он человеческому племени истинное понимание непознаваемого и непостижимого Божества. Когда Он сотворил небо и землю, то ничего не говорил, потому что все это было создано прежде человека, но когда хотел создать человека, тогда сказал так: «Сотворим человека», раскрывая единство Божества в трех Лицах. И не было при первом творении такого достойного создания как человек. Тут было уместно и правильно привести высказывание, разъясняющее, что Он хотел его создать по Своему образу. И потому когда Он создал его и завершил до конца его природу, то еще прибавил, сказав: «И сотворил Бог человека, по образу Божию сотворил его». И это же сказано пророком Давидом через Святой Дух, когда он, беседуя, явно назвал именами три Божественных Лица, творящих небесные высоты и их могущество и все сущее на них, то есть ангельское воинство. Ибо сказано: «Словом Господа созданы небеса, и духом уст Его — вся сила их».
    Пусть устыдятся Божии противники иудеи, и те, кто придерживается неправедной веры, последователи Ария, Савелия и Македония, осужденные четырьмя соборами, которые сами не понимают, насколько они заблуждаются. Ибо одни из них смешивают Божественные Лица, другие злостно разделяют их, проповедуя неравнозначность достоинства Лиц и нечестиво считая их бытие то одним, то другим. О них же говорит Тот, кто сказал: «Сотворим человека по образу Нашему», посредством гласа пророка Осии: «Горе им, что они удалились от Меня; они несчастны, потому что из-за бесчестия отпали от Меня, они трусливы, потому что бесчестили Меня». Ибо Троица едина и едины три Лица Троицы и также едина Она по природе. И Она не терпит разделения по природе, и не терпит слияния и смешения. И то и другое положение отвергнуто Священным Писанием.
    Мы же снова возвратимся к повествованию Моисея. Он сказал «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию». Обратим же здесь свое внимание, почему Он, просто пожелав, вывел из небытия в бытие это великое и без меры широкое, движущееся по кругу тело небесного величия и небесные светила. которые положены на нем, и все бесчисленные звезды, укрепленные в середине, сотворил же еще и землю, и море, и все то, что получило свое бытие и от неба, и от земли, а когда Он захотел создать человека, то нуждался в совете и помощи Своих рук? И, взяв прах, создал из него тленную форму того живого существа, которому дал простой образ. Ибо он человек прост по виду и при ходьбе устремляет свой взор вверх к Творцу. И своим дуновением влагает Он ему душу. Следует ясно осознавать всем, что Бог, желая сотворить его достойнее и лучше всего иного, что было создано Им прежде, по Своему образу сотворил человека. Поэтому и держал Он совет. Подобно тому, как властители ценят выше то, что они делают своими руками, чем то, что создано по их приказу, так и славный Царь Господь захотел Своими руками и Своим благодатным дуновением сделать человека достойнейшим и более великим, чем все иное, оказывая честь не столько образу, сколько тому, что это Его образ. В этом образе познается величие красота Того, Кому он принадлежит. Из этого мы можем понять, почему человек является созданным по образу Божьему или имеет подобие Божие. Это ясно и детям, хотя для многих еретиков, измышлявших зло, стало гибельным. Ибо ничем иным не является человек, и не иначе понимается образ Божий и подобие, как то, что человек должен иметь душу разумную и мысленную, наделенную даром слова и бессмертную, обладающую властью и одаренную свободной волей, и ничто на земле не может обладать ею вследствие ее природы.
    Если признать первое сказанное выше, что человеку свойственно иметь разумную и мысленную душу, то по необходимости следует признать и определение всех остальных наименований и наоборот, если отбросить одно из этих названий, то разрушится и остаток, изложенный первоначально. Ведь древний великий философ утверждал: каждый, говорящий что-то по какому-либо поводу, много сообщает, так как многое следует сказать в определенной последовательности по необходимости. Как например, если бы кто-нибудь говорил о человеке, то он сказал бы, что это животное, имеющее душу, с двумя ногами и обладающее умом и разумом . Если какой-либо из этих признаков отбросить, то вслед за ним разрушается и первоначальное определение. Поэтому если кто-то знает, верит и исповедует, что человек имеет разумную и мысленную душу, то тому требуется признавать и все установленные названия, которые следуют за этим положением и которые подразумевают, что человек создан по образу и подобию Божию. На это, как и сказано ранее, каждый смотрит как на первообраз.
    Творец же и Строитель — сверхъестественное Существо, непостижимый и непознаваемый, но разумный, и мысленный, и бессмертный Властелин, и Самодержец, обладающий свободной волей, и никому не подвластный; в Него верят и славят Его те, кто не погубили своего ума. Всуе волнуются некоторые, рассуждая так и этак, и измышляют нечто, прибавляя это к образу Божию и подобию. Истинной вере явлено то, что раскрывается через значение слов. Если кто-то говорит, будучи неразумным и не имея силы разумной души и способности к рассуждению, что человек никаким образом не воспринял изначально посредством боголепного дуновения разумную душу, но только воспринял силу природного живого существа и душу бессловесных животных, со способностями питаться, расти, ощущать, двигаться, а кроме этого ничего не имеет, то тот легко может быть обличен как проповедник лжи и худы. Поэтому Творец только одним повелением приказал земле произрастить траву, сеющую семя по роду и по подобию, и дерево, приносящее плод, в котором семя его на земле. И еще Он повелел произвести текущим водам пресмыкающихся с живой душой, то есть водных животных, и птиц, парящих над землею, а еще приказал произвести из земли душу живую: ползающих животных, и домашних животных, и диких зверей, определив, что все живые существа будут иметь душу. Из этого следует, что все другие животные кроме человека имеют слитые воедино тело и душу, имею в виду, что тело и душа происходят от обеих сущностей: от водной и земной, и нет никакой разницы и никакого различия по сущности души и плоти, но они имеют одно и то же происхождение.
    И единая сущность сама по себе является составной, то есть образованной сложением и сочетанием четырех стихий. И как животное тело видимо со всех сторон, так же и то, что в нем скрыто внутри, то есть душа, с ее помощью каждое живое существо живет, чувствует и двигается. Тело же составлено из тех четырех стихий, а всему бессловесному животному роду душа есть кровь, как сказал создавший все Бог, не велевший все есть. Приступая же к созданию человека и давая ему бытие. Он показывает, что держал о нем совет и размышлял, специально создав его по Своему образу и подобию. Он хотел объявить, что человек является более достойным, чем все то первоначально созданное творение, и что он также не только достойнее его, но является властелином всего этого, и ради него все создано.
    Бог создал человека двояким образом: не только посредством слова, но и сам участвуя в творении, ибо «0н взял прах от земли и создал человека и вдунул в лицо ему дыхание жизненное, и стал человек душою живою». Вот почему настолько достойнее душа человека в сравнении со всякой душой животных. Ведь Творец вдунул душу в человека, а душа животного и птицы есть плоть и кровь, взятая от земли и от воды. И насколько достойнее и выше Бог влажной и сухой сущности ибо от воды и земли получили свое бытие души всех бессловесных, настолько выше и достойнее всех бессловесных душ человеческая душа, так как она ни от какой другой материи, но от самого того Творца получила бытие, посредством Его благодатного вдуновения. Ведь сказано «вдунул в лицо ему дыхание жизненное, и стад человек душою живою».
    Дух, а не тело есть человеческая душа. Поэтому и в Евангелии говорит Господь: «Бог есть дух, поклоняющиеся Ему должны поклоняться в душе и истине». Душевным движением более всего, в первую очередь нам подобает совершать церковное преклонение и лишь потом преклонять колени, то есть поклоняться телесно. И поскольку духом назвал человеческую душу Тот, кто ее сотворил, то как можно считать, что животная душа такова же по своему роду? Но отвергни сам такое злое рассуждение, о человек! У всех других животных кровь является душой, что и определенно объявил Творец, как я уже выше говорил. Кровь же плоть есть, а не дух. Душа же, называемая духом, имеет разумное и мысленное естество, которое явно находится вне всякой телесной материи, как это можно хорошо рассмотреть и понять на примере небесных ангелов.
    Сказано же: «Творящий ангелами духов и служителями Твоими огонь пылающий». Что же подразумевает Давид, говоря «духи»? Разве не показывает, что душа — разумная сущность и выше телесной материи. Таким же образом найдешь и пророка, говорящего то же о человеческой душе. Ведь он сказал: «ибо Он знал устройство наше, помнил, что мы — персть. Человек как трава, дни его — как цвет полевой, так он отцветает». По какой причине тут он привел слова, говоря, что «Пройдет дух, и не будет его, и не узнает уже места своего», явно назвав душу духом, которая, он считает, по разлучении с телом живет самостоятельно и уже не узнает места своего, а именно места в теле, в котором прежде была. Если бы он хорошо не знал, что она живет сама по себе, то и не говорил бы: «И не узнает места своего».
    Бессмысленно и попусту было бы говорить это о душе, обратившейся в небытие. Ибо он сказал: «И не узнает уже места своего». Называя дух душой, он не считает, что дух никогда не примет своего тела, находящегося с ним в паре, имея в виду время последнего воскресения всех мертвых и новое рождение, но говорит о настоящем, то есть о том. что он (дух) не возвратится в свое тело в настоящее время. Поэтому он прибавил, говоря: «Милость же Господня от века и до века на боящихся Его». Бессмертие, и вечное существование души, и новое соединение души со своим телом — вот что он подразумевает, добавляя это к сказанному. Об умерших и навсегда погибших не подобало бы говорить так пророку: «Милость же Господня на боящихся Его». Какую же милость приняли боящиеся Его, если бы душа переходила в небытие и ее нигде бы не было, и она не жила бы отдельно, разлучившись с соединенным ранее телом?
    И все пророки душу человеческую называют духом. Но нам нет времени приводить здесь все их высказывания, иначе беседа сильно затянется. И поскольку дух есть душа человеческая, то она не является телесной, а раз она бесплотна, то душа бессловесного животного не такова, как человеческая душа. Душа животного телесна, а потому смертна и бессловесна, умирает вместе с его телом и погибает безвозвратно.
    После того как было объявлено, что души человеческие являются духом, учитывая соединение души с телом, ее создание самим Богом, почитание ее естества, а также принимая во внимание книжные повествования, необходимо сказать, что душа человека обладает разумным и мысленным естеством. И всякого простого и материального тела она лучше, больше и достойнее. Благодаря этой бесплотности и власти, разуму и мысли мы считаем человека созданным по образу Божьему. И еще: имея стремления к добродетели, приобретает он подобие, по которому становится подобен Богу. И он является владыкой и господином всех живых существ, и тех, которые телом больше его и значительно сильнее, и тех, которые имеют лучшее зрение, потому что он создан по образу Божию.
    И по форме самого тела можно увидеть особенности человеческой души в сравнении с бессловесными животными и всем живым. Ибо всякое живое существо смотрит вниз на землю и на воду, где оно и было создано, а человек один смотрит на высоту. Ведь он является созданием, сотворенным так Божьими руками, да и душа его, будучи бесплотной и имеющей родство горнему творению, то есть тому, что устроено выше небес, бесплотными действиями поднимает все мысли, разум и ум наверх и восходит туда. Разве ты сам, о человек, не чувствовал иногда, стоя на молитве, что твой ум поднимается выше небес и что ты видишь эти места боголепные, славные и светлые и вместе со святыми, радуясь, хвалишь Бога в прекрасных этих местах. И ты видишь дивное зрелище и веселие. И как же ум этот и душа, заключенные в сем бренном теле, когда ты находишься в храме, имеющем над собой крышу, а над ней воздух, и эфир, и все небеса, могут возноситься там к Богу невидимому? Как же сквозь храм пролетает ум, взлетая в высоту и небеса и скорее чем за одно мгновение оказывается там, не останавливаемый ничем? С чьей помощью он это прошел? С помощью ли неразумной силы животной души, которая смертна, потому что она — кровь, или с помощью бесплотной силы, как ей и подобает, действиями разума и силами своей мысленной и разумной души? И если ты скажешь, что с помощью животной души бессловесных, то тогда это может сделать и конь, и вол, и любая птица. И не желая признать одно живое существо — человека, имеющего разумную и мысленную душу, ты все равно будешь неоднократно убеждаться в этом. даже не желая этого, поскольку смешно так думать и считать, что животная душа мо­жет подниматься вверх. Безумен тот, кто думает так, ибо это невозможно. Необходимо говорить, что бесплотными и разумными действиями мысленной души может это осуществляться, то есть не имеющий ни в чем преграды человеческий ум может подниматься на небо, как это не может быть иначе у ангелов, имеющих блаженный разум и устремления.
    И ты, имеющий разумную душу, никогда не оказывайся подобным животному, ни словами, ни тем более делами, но сохраняя без ущерба свой достойный образ делами, поспеши быть таким, каким тебя создал Бог. И сохраняя Его Божественный образ и подобие, по мере своих сил примешь от Него дар — быть как Бог, чего нельзя никаким образом обнаружить у неразумных животных, ибо этого у них нет. Души бессловесных животных располагают только способностями к ощущению и движению, не имеющими и малого подобия Божественному величию, которым обладает человек. Его же Бог Творец всего создал по Своему образу и подобию. «По образу» означает, что человек обладает душевным действием. Хотя те. кто руководствуется слабым умом, в большинстве своем становятся одержимыми грешными страстями, по собственному желанию поработив свой одаренный свободной волей ум. И то, что по установленному порядку должно быть подобным Богу, они злобно погубили. О них же и пророк говорил; «И человек, существуя в чести, не понимал этого; соединился с неразумными животными и уподобился им». Но не таковы те, которые имеют по роду способность действовать на основе своей сущности, не уклоняясь ни на какое зло, но сохраняя ее в неприкосновенности. И никаким образом они не уклонились от того доброго, что дано им первоначально и при всем том сохранили без изъяна человеческую сущность и природу, и мысленную душу, и способности к размышлению, изо всех сил научившись всей доброте. А то, что они желали оставаться сотворенными по образу Божию и подобию, засвидетельствовали и сообщили этими самыми дедами. Ибо они показали в действительности, что сотворены Божьей рукой, и обладая мысленной душой, способной к рассуждению, являются хозяевами самих себя. и проявили себя как люди, которые ничему не подчиняются: ни тому, что хочет изнутри заставить их уклониться от добра, ни злым людям, одержимым бесами, которые не могут извне заставить их уклониться от свободной воли и добрых мыслей и склонить их на свою злую мысль. Ведь они поистине наилучшим образом и мудро и даже очень премудро восприняли образ и по этому чину и по подобию Божию, насколько это можно людям, они уподобились богам и, согласно Писанию, проявили себя с помощью благодати и дара. Ибо сказано; «Я сказал: вы — боги и сыны Всевышнего — все вы». Как огонь, который если вплотную приблизится к какому-нибудь материалу, будь то золото, иди серебро, или камень, отдает ему теплоту своей сущности и раскаляет его, и он действует, как палящий огонь, так и те, кто часто прибегает к Богу и всегда устремляются к Нему, соединяясь с Ним, принимают от Него свет. И они поистине являются праведниками, через Божий образ уверенно принимая все подобие Его.
    Хотя и к образу бывает присоединено подобие, и можно думать, что оба они представляют собой единое и имеют одну и ту же сущность, но в действительности это не едино и имеет различия. Одно помогает воспринимать сущный свет всем людям, и добродетельным, и злым, из-за присущего разумному существу качества — обладать свободной волей. А «по подобию» означает, что мы по своему желанию принимаем совершенство и спасение. По образу Божию созданы и не верные, и злые люди, но если просто определить словом такую разумную сущность, то она не имеет подобия, ибо она ничего не делает по своей воле. Потому такой человек и не имеет подобия Богу. Ведь Бог добр, и праведен, и достоин почитания, и существует, и называется всеми одним словом.
    А те, кто творит зло, и мерзости, и ложь, и несправедливость, вообще не имеют подобия Божия и не имеют с Ним ничего общего. Те же, кто творит добрые дела, сохраняют истину и чистоту, в действительности и сами всячески не только уподобляются образу Божию, но и по подобию оказываются как боги. Ибо всякий образ в действительности имеет подобие с тем, кого он отображает. Если же находится образ, который не соответствует первоначальному образу и не имеет подобия ему, то он напрасно называется образом. Из-за того, что он погубил свое подобие, он и не является образом. Тот, кто не соответствует первоначальному образу, но подчиняет часть души и сил скверным и нечистым страстям и сам позволяет, чтобы его пленили грехи, тот неизбежно губит то, что должно быть в нем по образу Божию, поскольку отказывается обладать свободной волей.
    А тот, кто сохраняет то, что позволяет ему быть по образу, тот по тому же чину имеет и подобие. И также наоборот: если кто-то имеет подобие, то существует и по образу. Ведь Моисей только говорит об образе и подобии их, лучше сказать — Бог через Моисея. Ибо он объясняет, что означает «по образу и подобию», и вслед за этим прибавляет, говоря: «И да владычествуют они над рыбами морскими, и птицами небесными и скотом, и всею землею и всеми гадами, пресмыкающимися по земле». Говоря «по образу и по подобию» он сообщает, что занимающая господствующее положение человеческая природа имеет свободную волю, которая заключена, как мы знаем, в разумной и мысленной душе.
    Но дойдя до сего места, мы решили побеседовать о том, что неправильно учили церковные мужи, известные праведной жизнью, говоря, что одновременно и вместе были созданы тело и душа. Они говорили, что и прежде, при первом творении, и ныне в каждой материнской утробе у зарождающегося зародыша образуется душа. Так как иные спрашивали их об этом, говоря: «Если бы душа была создана после тела, то она была бы хуже тела, потому что была бы создана ради него», то задававшим такие невежественные вопросы они отвечали не знаю сколько раз. Не бывает ведь то, что появляется позже, хуже прежде бывшего. Полевая трава создана прежде бессловесных животных, но для пищи скоту, которую нужно было создать, а не скот появился ради травы. И все естество, дающее семена, и прозябание растений, не дающих плодов, и еще тех, которые дают съедобные плоды, все это было выведено в бытие намного раньше появления человека. Но это не значит, что человек создан ради этого и будет хуже. чем этот плод и дерево. Но скорее бывает наоборот. Все, что появилось прежде человека, который был создан последним, невыразимая Премудрость определила на пользу и счастье человека. И не все, что было создано раньше последнего, также достойнее его. Если это не так, то тогда необходимо признать, что и все пресмыкающиеся, и птицы, и рыбы окажутся лучше и достойнее человека.
    Но чаще бывает наоборот. То, что появилось раньше, создано для того, что должно появиться позже. Поэтому, согласно Моисееву повествованию, тело появилось раньше души, когда Творец взял прах земной и создал из него неодушевленное тело. Потом появилась душа, созданная в результате Божественного вдуновения, непосредственно от него получив свое существование. Но и теперь при зачатии младенца в утробе сначала путем вливания семени образуется тело, и оно получает свое естество посредством попечительного слова Бога. Затем премудрый Творец сущего дает ему душу, что только Он сам может сделать. Это же сообщает и великий Моисей, устанавливая закон и говоря: «Если ссорятся два мужа и ударят женщину, имеющую в утробе младенца, и выйдет ее младенец, не имеющий человеческого образа, то пусть ей возместят убыток, размер которого назначит муж этой женщины и тот, другой заплатит по достоинству. Если же младенец будет иметь образ, то пусть тот даст душу за душу» Великий Моисей явно показывает, поскольку он назначил такой суд, что вхождение души бывает после телесного сотворения и образования. Ибо он провел строгое и четкое разграничение между младенцем, вышедшим из утробы без образа, и младенцем, имеющим образ. И о том первом он определил и назначил соответствующее возмещение, поскольку было совершено зло. а рассуждая о другом, приказал дать душу вместо души. Таким образом, во время зачатия не одновременно образуется тело с душой, и, когда семя всеяно в утробу, не появляются две сущности — плотская и бесплотная, но сначала создано только тело и потом, по завершении, когда сформируется весь человеческий образ, тогда получает от Бога существование душа, она войдет в тело и будет в нем. согласно первой заповеди о первом человеке, как создание и творение премудрого Творца и благодатного Владыки. Но эта душа получает свое бытие не как когда-то посредством вдуновения, как ей тогда было определено, но ныне она получает его так, как захочет сама творческая причина и дело, посредством самих дел и согласно закону, то есть по завершении формирования образа и душе надлежит получить рождение и бытие с помощью Божественной силы, благолепие, благодать и величие которой мы не можем постигнуть.
    А мужское семя, когда оно извергается и входит в женское лоно, имеет только природные силы живого существа, с помощью которых оно растет, питаясь, и не имеет в себе способности ощущать и двигаться, тем более не имеет оно разумной и мысленной сущности бессмертной души. Если бы во время всех извержений семени, которые зачастую бывают во сне во время возбужденного ночного состояния, и даже у бодрствующего мужчины, в семени существовала разумная и мысленная душа, она бы погибла. Если даже кто-то получит от Бога дар, препятствующий излиянию из него семени, или вследствие телесных болезней иди естественных причин, то есть истощения, то в нем, освобожденном от этого излияния, оказалось бы заключено бесчисленное количество разумных и мысленных душ.
    Но все это наивно, и нам приходится очень удивляться, как это может быть, поскольку и природный порядок, и великий Моисей показывают, что по сотворению первого человека и по непрекращающемуся рождению телесной природы можно судить, что прежде образуется тело, а потом душа получает свое бытие. А как же те осмеливаются ни одного довода не принять и в своих книгах не применять Священное Писание, но, отвергнув его, принимают учение, не соответствующее Писанию. Поэтому нам следует знать, что их учение не является учением великого учителя Церкви, но искажено еретиками, которые присоединили свои злые учения к церковному, как вмешивают яд в мед, чтобы из-за этих слов и его учения не принимали. Ибо славный Григорий, который как по плоти брат Василия Великого, так и по уму, и по вере, и по доброй воде, истинный правдолюбец, ничем не хуже оного, исполнен знаний и мудрости. Во многие же места его учения оказались вставлены такие неверные положения теми, кто имеет обыкновение во многих случаях искажать истинное правоверие. Потому что тот, написав что-нибудь, отдавал, чтобы это переписали те, кто просил его об этом, в то время как среди них было много врагов правой веры. Называют и другую причину, по которой было удобно в его учение вставлять свои слова его противникам. Но об этом довольно.
    А что же сказать еретикам, которые говорят, что души появились прежде тел? Они говорят, что души, выскользнув из бесплотной жизни и лучшего устройства в результате некоего извращения уклонения, своевольного безрассудства и нерадения, входят в человеческие тела. Если они, находясь в них, будучи добрыми, улучшают жизнь, то снова входят в свое прежнее состояние. Если же они больше духовной жизни любят видимые материальные предметы и земную жизнь и предаются им привержены им, то переходят в низкое состояние и со временем войдут и в худший образ животный, а оттуда — в растения и во всякое дерево и в конце концов перейдут в небытие. Это должно было бы быть так, если бы души изменялись не к лучшему, а к худшему. И тех, кто проповедует такие глупости и небылицы, следует спросить: «Как же вы считаете души созданными прежде тел? Читали ли вы книги Моисеевы? В них он говорит, восклицая: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию», и что «Бог создал человека, взяв прах из земли и вдунул в лицо ему дыхание жизни, и стал человек душой живой». Или вы не читали этого? Если вы отрицательно отвечаете на второй вопрос, то никакое слово не может исцелить вас, потому что вы безнадежны. И из-за этого зломыслия вы уклонились от общего лечения, и проявили себя еще хуже, и не познали истинного пути. Говорит же таким Господь в Евангелии: «Оставьте их, они слепые». Он говорит это, показывая добровольное отчаяние и ослепление их сердечное и нежелание обратиться к доброму. Ибо как могут те, которые не желают раскрыть свои неразумные глаза на слова Моисея, сказанные Богом, сияющие, как солнце, и которые живут во тьме неведения, как ночные вороны и летучие мыши, как могут они смотреть на озаренные светом слова, ясно сказанные другими?
    И если они утверждают первое, то скоро услышат ответ, данный нами. Как же Бог поведал великому Моисею, говоря: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию» и еще: «И создал Бог человека, взяв прах из земли, и вдунул в лицо ему дыхание жизни, и стад человек душой живой». И из этого изречения ясно видно, что именно тогда душа первого человека была создана, потому что ее не было прежде. А вы зловерно и дерзко проповедуете ее как прежде существовавшую. Как же так? Или вы не верите великому Моисею, или верите? Если первое верно, то становится ясно. что вы не верите и Творцу Богу. Тогда уместно и подходяще было бы сказать то. что давно Он говорил иудеям: «Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне. И если вы его словам не верите, то ясно, что не поверите и Моим. Ибо Мои Моисеевы слова». И если это так, то горе вам и вашей погибели и неверию. Лучше бы вам было совсем не знать этих слов святой веры и не называть своим Бога, который Один истинный, чем исповедовать Его, считая своим, а потом не верить сказанным Им словам. Если же вы исповедуете второе и верите великому Моисею, то поймите, что он сказал: «И создал Бог человека, взяв прах из земли, и вдунул в лицо ему дыхание жизни, и стал человек душой живой». Поэтому, когда он вдунул в лицо Адама, и тогда появилась душа посредством благодати Божественного вдуновения, то понятно, что прежде ее нельзя было видеть, иначе неправильно было бы говорить «стал». Когда говорят «стал», подразумевают, что это было создано, а прежде этого не существовало. На это ясно указывает также Моисей, когда говорит: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет». И еще: «Да будут светила на тверди небесной, чтобы светить на землю». Он имеет в виду не то, что они были раньше, а то, что их не было, и они прежде никогда не существовали, а потом были созданы.
    И еще: «И создал Бог человека по образу Божию». Он имеет в виду не того, которого Он создал прежде (ибо прежде никого не было), но того, который был создан тогда. И во всем мировом творении было создано то, что изначально не существовало. Сказано, что Божьим поведением было образовано и небо, и земля, и море, а не создано то, что прежде было. Тот. кто верит второму утверждению, просто неразумен и глуп. Когда Творец Бог вдунул в лицо первому человеку, которого Он создал из праха, дыхание жизни, тогда оно стало его живой душой. Явно, что она тогда появилась, не существовав прежде. Ибо Он вдунул дух жизненный, то есть духовный, бесплотный и нематериальный, и человек принял духовную жизнь и стал душой живой. Тот, кто раньше был создан из праха и устроен таким образом, чтобы ходить прямо, как это свойственно человеческому телу, лежал бездыханным и без души, которая была создана посредством божественного вдуновения, но тот принял тогда душу, которая не была создана раньше (ибо прежде она не существовала). Если бы она была, то он (Моисей) сказал бы: «И вложил в него ту, которой прежде дал дыхание и жизнь, или живую душу», или нечто подобное, поскольку этим она определялась бы как существующая или прежде существовавшая душа, а не как душа, приведенная тогда в бытие. А если сказать: «И вдунул в лицо его дух жизненный, и стал человек душой живой», то становится ясно, что боголепным вдыханием получил Адам дух жизненный, и получил он душу живую, не существовавшую ранее. Он (Моисей) сказал «дыхание жизненное», чтобы показать различие между бесплотной, нематериальной, разумной, словесной и бессмертной душой и такой, которая отклонилась от духовной жизни и лучшего устроения.
    Если же вы просите дать ответ на второй вопрос, то знайте, что если бы прежде создания человека все живые существа, которые из воды, и из земли, и из воздуха, были бы созданы по образу и по подобию Божию, то им досталась бы такая же душа, которую впоследствии получил человек — бесплотная, разумная, мысленная и бессмертная. Но если это так, то прежде всего станет ясно, что неверно Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию», ведь и прежде этого по образу Божию и по подобию было создано множество других животных, так как способной к размышлению, одаренной разумом, бесплотной душе, как известно, надлежит быть по образу Божию и по подобию, как и прежде сообщало слово истины. Но если кто-то думает так, то это пагубно и является крайним зловерием, так как сама Истина, Бог, не может лгать. И тогда вы оказываетесь теми, кто извращает истину и говорите то, во что невозможно поверить, а именно, что душа, прежде чем войти в человека, ушла из лучшего мира и, не создав ничего доброго в природе человека, переходит в домашних животных, и зверей, и пресмыкающихся. Вы же о каждом из них сообщаете, что оно получило прежде человеческого бытия мысленную, разумную и бессмертную душу. Это же явно противоречит вашей вере, ибо вы сами ее разрушаете. И второй ваш вопрос ни в малой степени не соответствует истине, и вечная погибель ожидает вас с обеих сторон.
    И еще спросим у вас. Если человек появился последним и получил такую же душу, какую получили другие животные, то как тогда ему сказал Бог: «И владейте рыбами морскими, и птицами небесными, и всеми животными»? И затем сказал Ною: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. И страх перед вами пусть будет на всех зверях земных, и на всех птицах небесных, и на всем ходящем по земле, и на всех рыбах морских. Все вам в руки отдано будет в пищу; как зелень травную, дал вам все».
    Как же, если животные имеют одно существо и ту же самую природу, что и люди. Он повелел им владычествовать над всеми другими животными и иметь их в качестве пищи, как траву? Или их сущность и естество иного рода? И если вы утверждаете второе, то вас следует признать лживыми, потому что ранее вы говорили, что такую же душу, как и люди, получило каждое другое живое существо. Если же вы утверждаете первое, то значит, человек принял владычество над существами одного с ним рода и одной сущности и получил разрешение употреблять их в пищу. И у всего, что он заколет, овцы ли, или быка, иди оленя, или журавля, или у чего-то иного родственного им, разумная и мысленная душа оказывается отделенной от тела, а человек, обладающий той же сущностью и родом, что и животные, закалывает их и съедает, — вот что должно быть по вашим словам. Но это все смешно и действительно является крайним безумием, — то, во что вы верите. Ибо вот как Он сказал об одном только человеке: «Всякий, кто проливает кровь человеческую, прольет свою кровь вместо той, потому что Я создал человека по образу Божию». А обо всех иных животных, плавающих, парящих и ходящих сказал: «Все дал вам в пищу, как зелень травную, ешьте ее». Если бы они были созданы по образу Божию и подобию, и все было так, как говорите вы, а именно, что до создания человека они получили мысленную и разумную душу, следовало бы по необходимости то, что говорится о нем [человеке], сказать и о них [животных], что тот, кто прольет кровь кого-нибудь одного из тех животных, кто парит по воздуху, или плавает в море, или ходит по земле, то вместо той крови прольется его кровь, потому что по образу Божию сотворил их. Ныне же Он, как зелие, повелел людям есть их, явно показывая, что они имеют иную сущность, иной род и племя и имеют не разумную душу, но способную к ощущениям, плотскую и смертную. Ведь и сам Творец всего Бог сказал, что душа всякого живого существа — кровь. Но откажись от такого безумства, безрассудства и зловерия, о действительно неразумный и не желающий принимать все силы разумной души человек! Если бы прочие животные раньше получили ту же душу, что и человек, то не следовало бы называть их бессловесными животными, и им не подобало бы иметь такого образа, при котором они смотрят на землю, но им нужно было бы тело, как и человеку, чтобы смотреть вверх, устремляясь к природе родственного и духовного творения, чтобы сообразно своей силе показывать действия разумной и мысленной души.
    Если же вы по двум вопросам утверждаете одно, а именно, что прежде создания человека каждое из живых существ имело плотскую, способную к ощущениям, незлобивую и смертную душу, то это соответствует самой истине, что утверждал и сам Создатель, то есть, что душа всяких животных есть кровь. Как вы считаете, когда и с какой высоты спустились от духовного и лучшего устройства разумные души и вошли в названные тела? И от сотворения неба и земли и до сих пор нигде не найти таких животных, которые изменялись бы, то есть принимали бы разумные души и изменялись к лучшему. Во всякое время, изначально и доныне, лев, и конь, и вол, и пес, и волк имеют тот же нрав и проявляют все черты, присущие им. И вообще не найдется никакого животного, которое имело бы другой нрав и другие природные свойства, кроме тех, с которыми оно родилось изначально. Из этого мы должны уяснить, что они не имеют разумной души, вложенной в них, но приняли от своего Творца изначально благословение на умножение, и рост, и наполнение воды, воздуха и земли. Поэтому они являются такими сущностями, которые изменяются не иначе как, но по своему роду, ибо души их не являются злыми, и нет ни малейших следов, что они согрешили и за это осуждены наказанием на смерть.
    Но и так довольно обличены в своей пустой вере те, кто считает, что души и то, что есть лучшего в человеческой природе, существовали прежде тел. Мы же, избежав упрека в таком долгом рассуждении, побеседуем и узнаем кое-что о другой части человеческой сущности, а не только о высоком сане и разумном и божественном образе человека, но осознав худость и низость земного нашего существования, поймем, что мы имеем двойственную природу, то есть мы небесные и земные. Мы, воздушные и ползающие по земле, выше смерти и имеем скоротечную жизнь, спешим и направляемся к покою и возвращаемся к праху, из которого созданы. Когда душа по разлучении со своим телом снова вернется в тело, с которым она была здесь и вместе жила или хорошо, или плохо, то оба [душа и тело] как здесь устроили свою жизнь, такую и там получат. Ибо сказано: «И создал Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо ему душу живую, и стал человек душой живою».
    Человек, создавая образы и скульптурные изображения, по-своему каждое умение претворяет в дело, что происходит по необходимости, ибо разнообразие видов творчества вызывается многообразием материала. Один, создавая изображения, начинает писать тело с головы и заканчивает ногами, а другой, создавая изваяния, материал которых твердый, как-то: медь, или что-то другое, отливает из него отдельные части и потом составляет их, завершая создаваемый тот образ. Впрочем, каждое искусство подражает внешнему виду живого существа, художник воссоздает его, смотря на него. Художник создает человека, или льва, или коня без души, давая только их видимое подобие. Но не так создает премудрый Творец все, что можно видеть в творении.
    Он создал все существующее из материи, не глядя на ее качества и не беря за образцы первые тела, которые появились прежде, образовал и описал не так, как думает Платон, присвоивший слова Моисея. Ибо тот слова, которые говорил Моисей, с другими речами извратил, так что их нельзя стало узнать, а его нельзя уличить как вора, их укравшего; исказил, как хотел, хотя и не сумел их утаить. Ибо один Моисей сказал, как ему говорил Бог, что Он Сам сотворил сущность человека. Сказано же: «Сотворим человека по образу Нашему». Платон же не уразумел должным образом понятия «образ и подобие», не по правде написал о них, превратив их в многочисленные образы. И все образы и виды, которые существуют в этом мире, объявил он созданными подобно разумным сущностям, а затем и самому Творцу. Так неправильно он сказал и установил. Ибо он сказал: «Благодатен Бог. Будучи благодатным, он никаким образом ни о ком никогда не пребы­вает в зависти. Он чужд ей и пожелал, чтобы все было подобно ему». Так беседует философ Платон.
    Я же считаю, что выражение «по образу и по подобию быть человеческому естеству» означает приложение этого понятия к Божественному подобию. Даже если примирить то и другое сказанное, хотя Платон считал, что «быть подобным» относилось к чему-то иному, откажусь ли от слова «подобие» как необходимого? Ведь все выведено в бытие и введено в сущность и лучшим образом названо Творцом. По этому утверждению только то, что является первичным и еще то, о чем сказано «создал хорошо и подобно своему присносущему и единому Творцу», и то, что имеет первоначальное добро, — все это называется одним и тем же именем «подобие». Но он [Платон] сказал это без основания, не сделав ограничения, но провозгласив это о том, что недостойно быть принятым по природе, сей показал слово истины.
    Бог же творит, не имея перед собой ничего того, что было прежде, и каждое создает подобным тому, с чем схож его образ. Он Сам сначала сотворил всю материю, и создал все сущности и роды, и сформировал образы и подобия, как захотел. Поэтому Бог телам всех животных дал голову, которая всегда обращена к земле, а не вверх, на высоту. Он не дал им по своей природе стремления к родству с вышними силами, по­тому что они не имеют ничего общего с ними, но дал им способность склоняться к земле головой и чревом.
    И чтобы была большая разница между животными и человеком, животных Он создал смотрящими вниз, а человека — смотрящим вверх и вниз. Он создал его, ходящего по земле и смотрящего на нее очами, а на небо устремленного разумом. Поэтому и имя его таково — «антропос». Это имя имеет следующее толкование: «антропос — смотрящий вверх». И это естественное толкование едва ли не во всеуслышание объявляет, глася: «Ты, человек, имеешь но природе подобие и родство небесным силам». К ним же и заповедано тебе устремляться по своему образу. Кроме всех животных ты один познай возвышение своей сущности. Не позволяй себе опускаться вниз из-за своей лености и не погребай во прахе жизненной скверны свою разумную душу, не допускай, чтобы самодержец-царь (ум) повиновался воину (природе). Ибо тело — воин, а ум — князь и царь.
    Не позволяй себе никоим образом губить такую высоту, не лишайся такого высокого положения из-за своего малодушия, любя в жизни мимолетные наслаждения, вводящие в соблазн. Но подчиняя рабу-плоть на пользу госпожи-души, пренебрегай всем низменным и видимым, земным, телесным, направь свои очи к небесному и разумному и воспари мыслью к присносущим разумным деяниям. Родственны высшим силам эти разумные души и радуются вместе с ними. И попытайся устремиться вверх и мысленно представить, насколько это возможно, какова создавшая тебя таким непостижимая и совершенная доброта.
    Таким образом, человек достойнее всех животных и занял положенное ему место в природе и подучил такое строение тела, потому что он один воспринял разумную душу, в которой образ Божий и подобие, как сказано выше словом истины. Но так как мы ничего не сообщили о природе человека, то, чтобы не считали, что мы не знаем слов, которые в этом писании нам на пользу, мы далее в надлежащей мере поведаем о частях и удах телесных.
    О главе. Сообщают, что человек имеет на голове три шва, соединенных под углом. Женская же голова имеет один шов, проходящий вокруг головы. По этому признаку можно различать и в гробах, мужская ли голова или женская, хотя, как говорят другие, изредка находится мужская голова, которая вообще не имеет ни одного шва. Как мы сказали, голова выше всех удов, а иные части тела вслед за ней занимают место сообразно своей природе.
    Голова составлена из трех частей: в передней ее части находится темя, которое считается образованным после других частей, сзади — так называемое «иние», то есть тыл (затылок). Между тылом и теменем имеются «коруфи», то есть верх (макушка). Эту часть называют еще и «скрание», то есть череп. Но иние вообще все пусто, не имеет в себе ничего, а темя имеет мозги, покрытые оболочкой.
    У крайней стороны мозга находится мозжечок. Считают что его нет ни у какого животного, кроме человека. Мозг бескровен, так как вообще не имеет кровеносных жил, потому мозг постоянно холодный и любит больше тепло, а не холод. Некоторые полагают, что мозг является местом, где находится ум.
    От каждого глаза в мозг идут три канала, один большой, один средний, каждый из них своим концом доходит до мозжечка, а третий, меньший, входит в самый мозг.
    Над обоими глазами на лице находится лоб. Если он велик, то это означает, что человек является тугодумом. Если же лоб мал, то люди с таким лбом умеют быстро соображать и остры на язык. Если лоб широк на вид, то это признак свирепого человека, а крупный лоб признак нетерпеливого, вспыльчивого и гневливого человека.
    На конце же лица, спереди, имеются две брови. Если они расположены прямо, то показывают благонравного, кроткого и милостивого человека, а если загибаются и опускаются к носу, то тот человек сварливый, крутой нравом и свирепый. А если они больше изогнуты к краям черепа (вискам), то свидетельствуют о том, что он коварный и лукавый. Так считали первые из физиков, то есть естествоиспытателей, которые много наблюдали это. Под каждой бровью на своей стороне расположен глаз, имеющий верхнее и нижнее веко. У каждого из них по краям находятся волосы, называемые ресницами. Внутри глаза имеется влага, с помощью которой мы видим, — зеница, а то, что непосредственно окружает ее по кругу черное, а далее белое по виду.
    Есть глазная впадина, а также верхнее и нижнее веко. Глаза имеют много различий: одни голубые, другие серые, третьи черные, а четвертые веселые. Но и по величине одни больше других. И те, которые не очень большие и не очень маленькие, но средние, считаются лучше всех. Еще бывает, что глаза сильно впали внутрь, занимая вокруг больше места, чем им предназначено, а другие сильно выдвинуты вперед, как будто хотят выскочить из глазниц. А третьи не похожи ни на те, ни на другие, но средние. Их считают знаком доброго нрава тех людей, которые ими обладают. А те, у которых глаза впали внутрь, как считают, имеют хорошее зрение. Это относится ко всем животным. Если у кого-то глаза часто мигают, то, говорят, что и ум его не стоит на одном месте, но часто меняет предмет своего размышления и всюду перемещается. А если есть глаза редко мигающие, то из-за этого признака принято считать, что их обладатель не имеет ни стыда ни совести. А если среди таких глаз есть средние, не мигающие ни часто, ни редко, то эти глаза — признак доброго нрава.
    Но для чего я так долго веду об этом свою речь? Чтобы рассказать читателям о нашем сотворении и привести соображения о частях тела и назвать имена членов и то, как они соединены друг с другом, и описать нравы, как мы слышали это от знающих, каков образ каждого — добр ли или зол, чтобы и другие узнали, как себя вести. Этими знаками милостивый Бог дал возможность понимающим уклоняться от злонравного и приближаться к добронравному. Это сделано подобно тому, как Он дал знамения по солнцу и месяцу определять затишье и теплую погоду, бурю и непогоду, ветры и бездождие и многое другое, чтобы человек, видя это, смог приготовиться к работе, или, убоявшись, уклониться от нее, и этим прославить Бога, который устроил это для своих рабов. Но мы возвратимся к оставленному нами, чтобы еще более удивляться Божьей силе и славить ее.
    Есть иной важный уд, которым мы просто слышим, а не дышим, ибо ошибался в древности Алгмей, не по истине сказав, что козы дышат ушами, как утверждал Аристотель. Известно, что только человек не может двигать ушами. Известна часть уха, которая по-гречески называется «ловоса», а по-славянски край уха (мочка), на который вешают серьги. Другую часть оставим как не имеющую названия. Внутреннее же ухо, закругленное, имеет в конце кость, такую же по форме, что и оно само. В него, как в пустой сосуд, проходит всякий громкий звук, дрожа и звеня. Ухо не имеет ни канала, ни прохода в мозг, но имеет проход к губам и глотке, откуда направляется канал в мозг и без труда доводит к нему глас и звук.
    И оттуда ум, разумная и державная сила бесплотной души, как некий правдолюбец, нелицеприятный и непоколебимый судья, или, проще говоря, некий царь, сидящий на высоком престоле, быстро понимает то, что слышит и то, что он видит глазами, воспринимает с помощью восходящего канала, и различает природу каждого предмета, и приемлет сознательно то, что будет на благо и на пользу. И ту двойственность, которая существует в нашем бытии, ум разделяет и различает, и дает бесплотному бесплотное, а вещественному — вещественное, и ни того оному, ни оного тому не предоставляя, чтобы не случилось, что творящий недостойное своей власти погубит тем самым самодержавную власть своего царства, если ум будет действовать неправильным образом, с помощью бессмысленного разделения и рассуждения. А если нечто покажется не таким, как надо, и не пойдет на пользу, тотчас отгоняет и отправляет подальше от своего восприятия. В том же, что приближается к нему, он воспринимает образы родственного и духовного.
    Ум сам по себе, то есть своим действием, поднимается на высоту и доходит до небес, видит и созерцает духовные блага в большей или меньшей степени, в зависимости от своей чистоты, никоим образом не требуя для этого телесных чувств, но, наоборот, отделяясь от них и нисколько не ощущая, что сдерживается ими. К созерцанию же видимых и чувственно воспринимаемых предметов ум подходит посредством чувств, сообщая о находящихся перед нами предметах. Чувства служат уму, как рабыни, и сообщают, каждое в соответствии со своим природным устройством, назначением и естественной способностью, о природе того, что следует принимать как хорошее или избегать его. Глаз посредством зрения, иди ухо посредством слуха, или нос с помощью силы обоняния, или уста посредством слова, а также вкуса, или осязание с помощью ощупывания предмета, как своему владыке и царю сообщают и раболепно доносят уму о каждом качестве воспринимаемого предмета, чтобы затем получить о нем общее представление и отделить плохое от хорошего и решить, что для человека полезно.
    Есть только две способности у разумной и мысленной души, обладающие духовной силой, — ум и рассудок, подобные двум братьям, равным по мощи и мудрости, которые, как отцовское имение, разделяют и раскрывают умение размышлять. Ибо представление есть способность разумной души, которая ничего не прибавляя от себя, воспринимает все от внешнего и обогащается тем, что постигает с помощью чувств и памяти в чувственно воспринимаемых предметах, находящихся перед глазами, или с помощью действия слуха и записанного словами, будь то увиденное или услышанное; человек, или конь, или вол или нечто неодушевленное, скажем, камень или огонь. Из этого указания становится ясно, что естество предмета представлено его именем, человек это, или конь, или вол, или нечто иное остальное, которое было воспринято посредством чувств или сохранено памятью и путем сочетания и наслоения создает представление о чувственно воспринимаемых предметах. А в образовании суждений и понятий участвует память и воображаемое представление вместо чувств.
    Когда мы слушаем святых пророков — Иезекииля и Исаию, которые славословят вышних — серафимов и херувимов, — и описывают их словами как шестикрылые сущности, имеющие четыре лика, то тогда нам требуются не чувства, но только то, что мы слышали и сохранили в памяти, и воображение, которое Платон удачно назвал «воображаемым описанием». И если мы сохраняем то и другое, то получаем верное представление о предмете. Если же одно из двух исчезло с течением времени или по какому-нибудь другому случаю, даже если другое и останется, то представление не сохранится и тотчас погубит свою сущность, так что предмет невозможно будет ни представить, ни вообще назвать. Ведь если погибает причина создания, то неизбежно погибнет и ее следствие.
    Итак, имеются только две способности разумной души — рассудок и ум. Но рассудок есть направленное на размышление душевное действие, которое с помощью углубленного изучения и расспросов постигает истинную природу предмета, который мы стремимся познать. Поэтому и философ Платон сказал: «Размышление есть внутреннее рассуждение души, направленное на себя, указывающее на способность души к исследованию и осмыслению. А то, что исходит от нее, с помощью голоса выходя из уст, является словом. А ум есть деятельность души, он быстро и без преград воспринимает материальную природу существующего». Поэтому и иные из первых философов называли ум «око душевное», потому что он непосредственно проникает в природу предмета и очень скоро постигает его суть. Но довольно об этом.
    Уши разделяются на большие и средние. Средние уши предназначены для того, чтобы хорошо слышать, по ним нельзя узнать нрав человека, кроме того, что если они не велики, не малы, не торчат вверх и не слишком прижаты к голове, — словом, если они будут таковы, то свидетельствуют о добронравии. А большие и сильно торчащие вверх уши являются несомненным признаком глупости и празднословия.
    Еще одной частью лица является нос — через него мы вдыхаем и выдыхаем. Нос выдыхает воздух, выпускаемый легкими из глубины сердечной, через грудь и гортань. Ноздри выдыхают воздух, выпуская его наружу, и затем воздух опять туда попадает, пропускаемый внутрь естества через те же части. Но нос имеет и способность к обонянию. Это природное средство для определения приятного и неприятного запаха. Нос разделен надвое: посредине он имеет хрящевую перегородку, с обеих сторон ее пустоты, каждая из которых подобна трубке каналу, с помощью которой он дышит и взаимодействует с внутренними органами.
    С обеих сторон лица имеются две челюсти: верхняя называется «усом», а нижняя «бородой». Человек имеет общее со всеми животными — может двигать нижней челюстью как угодно. Только речной крокодил, говорят, может двигать верхней челюстью. Под носом находятся две губы, имеющие мягкую плоть. Поэтому ими удобно двигать. Человек из всех животных имеет наилучшие чувства — осязание, с помощью которого он воспринимает осязаемое, а также вкус. В отношении других чувств человек намного хуже животных. Внутри губ и челюстей находится рот. Первые части его таковы: наверху — нёбо, которое по-гречески называется упероя. В середине рта — язык, имеющий способность ощущать и воспринимать кончиком сок всякого плода и вообще все качества, имею в виду теплоту, холод, мягкость, жесткость и многое другое. И если он не широкий, не узкий, но средний по величине, то такой язык лучший. Плоть языка редкая и ноздреватая, пористая, как губка. Вот почему язык может быстро распознавать на вкус все соки плодов и иных растений. Но и так называемый язычок, то есть «лалока», является его частью. При нем находится так называемый исофаг (глотка), спереди от него лежит трахея, которая как бы берет начало от «лалоки» и далее отклоняется к носовым отверстиям. Часто, когда мы пьем, вода проникает в них и тут же сразу выливается обратно.
    Рот, имеющий две губы, сверху и снизу, спереди и сбоку полон зубов. Физики считают, что люди, имеющие редкие зубы, мало живут. Есть внутренняя часть рта, лежащая на кровавой жиле, на верхней части мягкого нёба, которая, наполнившись влагой, внезапно воспаляется и как бы задушить хочет человека, преграждая путь дыханию, ее называют «лист».
    По своей природе трахея окружена мелкими кровеносными сосудами и по этой причине мы дышим. Между трахеей и пищеводом находится язычок. Когда мы, разжевав сухую пищу, пропускаем ее в живот, он закрывает трахею и дает ей возможность действовать сообразно своему назначению. Случается, что трахея, не принимая воздуха извне, передает внутренний воздух легким. Когда трахея надувается, то образуется проход воздуха через легкие, сквозь пористые части легкого. Легкие имеют протоки и проходы, через которые входит воздух в эти отверстия, и легкие препровождают его в сердце.
    Между лицом и грудной клеткой находится шея, разделяющая их, как межа. Передняя ее часть называется гортанью, а задняя пищеводом. Передняя часть хрящевая по строению, через нее проходит голос и воздух, а другая, мясистая, — пищевод — находится внутри, перед позвоночником (хребтом). Задняя часть шеи называется выей (загривком).
    От головы до грудной клетки части и уды имеют такие названия и следующее строение. Грудная клетка ниже шеи в средней части имеет сначала грудь, потом живот, корень его — пупок, после них так называемый ифрон (подчревие).
    Сердце установлено в середине грудной клетки, в ее глубине, оно окружено и хранимо легкими, обвивающими его своими покровами, как будто обнимая перстами.
    О неизъяснимая премудрость Того, кто нас создал и так устроил! Он создал нас, как владыку естества, сидящего в палатах и чертогах, и снабдил необходимыми частями и окружил удами, которые не дают приносить никакого вреда. Поэтому достойно и нам ныне воскликнуть вместе с Давидом пророком: «Как возвеличились дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро». И еще: «Ибо Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим, я восхищаюсь делами рук Твоих». Какой же ум, услышав это, подобающим образом не похвалит и не прославит Того, кто так достойно создал дело основания всего своими руками. Но хорошо еще раз обратиться каждому из нас к Тому, единому для всех Богу и искусному Создателю и сказать: «Дивно для меня ведение Твое, не могу противиться ему».
    Категория: ШЕСТОДНЕВ ИОАННА ЭКЗАРХА БОЛГАРСКОГО | Добавил: alexeevich5 (04.03.2014)
    Просмотров: 299 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: