Воскресенье, 19.05.2024, 00:54
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
ВЕЛЕСОВА КНИГА [7]
ВОСЕМЬ СЛОВ ПРОТИВ ИУДЕЕВ ИОАННА ЗЛАТОУСТА [9]
СИНАЙСКИЙ ПАТЕРИК [8]
ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ [9]
ЖИТИЕ ФЕОДОСИЯ ПЕЧЕРСКОГО [3]
ШЕСТОДНЕВ ИОАННА ЭКЗАРХА БОЛГАРСКОГО [13]
ИЗ "ИЗБОРНИКА 1076 ГОДА" [3]
СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ [20]
(Переводы разных авторов.А так же и сам оригинал текста.)
КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ ПАТЕРИК [7]
КНИГА ЕНОХА (Полное издание) [5]
ЖИТИЕ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО [5]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Яндекс.Метрика

    Каталог статей

    Главная » Статьи » ШЕСТОДНЕВ ИОАННА ЭКЗАРХА БОЛГАРСКОГО

    Слово шестого дня (окончание)















    ШЕСТОДНЕВ
    ИОАННА ЭКЗАРХА БОЛГАРСКОГО



    Слово шестого дня
    (окончание)


    Сердце, поставленное Творцом, как князь и владыка естества человеческого, лежит в сокровенном месте, как говорилось, выше. Имеет оно по своему роду твердую плоть, состоящую из тяжей. Его биение явственно показывает, что оно больше наклонено на левую сторону. На этой стороне у живых существ оно находится по двум причинам: во-первых, из-за так называемого воздушного и ветреного чрева и, во-вторых, в нем больше нуждается левая сторона, потому что она более слабая. Как говорят другие о правой стороне, она принимает немалую помощь от печени. Сердце более наклонено на левую сторону, как мы уже выше сказали, но его основание не находится в середине грудной клетки, слева и справа от нее, также и верх его не справа в верхней части, а конец внизу, но наклоняется немного к левой стороне на своем конце. Оно округло по виду, но не продолговато, а затем заостряется и конец его сходится в острие.
    Сердце имеет три желудочка: справа — больший, слева — меньший и между ними средний. Два малых желудочка заканчиваются у легких. Ниже большой желудочек привешен к большой кровеносной жиле, к которой примыкает средний желудочек сердца. От сердца к легким идут несколько каналов, которые расходятся, как и артерия, по всем частям легких и доходят до трахеи. Они принимают воздух, то есть ветер, и препровождают его к сердцу. Считают, что легкие имеют крови больше, чем другие органы, но она заключается не в них самих, а в сосудах. И сердце имеет кровь, но только само в себе, как никакой другой внутренний орган не имеет. В большой полости сердца кровь тонкая и чистая. Так называемое «препоясание» (диафрагма), то есть грудобрюшная перегородка, находится под легкими, ее называют «френес», или «мысли».
    Выше диафрагмы с правой стороны лежит печень, имеющая округлую форму, а с левой — селезенка, продолговатая и узкая. К большой кровеносной жиле прилегает печень, привешена к ней и селезенка. И печень, и селезенка имеют каждая свою кровеносную жилу, отделяющуюся от большой кровеносной жилы и прогоняющей по ней кровь. После них у самого позвоночника находятся почки, имеющие протоки от большой кровеносной жилы, через эти протоки они получают приток крови.
    Но те, которые спрашивают о сердце и почках, должны знать, что поистине единый Творец и великоименитый Господь Бог наш положил нам грань внутреннего и внешнего знания частей и удов в человеческой природе и решил, что более детально и углубленно следует постигать его тем, кто научен врачебному искусству. Мы же возвратимся к последовательности рассказа Священного Писания.
    Сказано: «И был вечер, и было утро: день шестой». А иные несведущие вопрошают, говоря: «Почему Бог не сотворил весь мир за три дня или за четыре или даже за один день, так как Он всемогущ и имеет неведомую силу, но до шести дней продолжил это творение?» А седьмому дню, в который Он ничего не создал, дал благословение, и честь, и славу. Подобало бы более дать славу тем дням, в которые он сотворил бытие и образовал природные сущности, а не тем, в которые Он ничего не сотворил. Наиболее подходящим было бы нам чтить те дни, в которые все сотворено, а не те, в которые ничего не было создано. Истинное же знание и объяснение известны только одному Богу, поскольку Он является Владыкой всех знаний. Он поистине знает все. С помощью же Его дара это понимают и благочестивые мужи.
    Мы же, имеющие ограниченный ум, у Того же Господа просим, насколько позволяют силы, разума. Поэтому мы только говорим то, что Он не в один день составил и образовал мир, чтобы безумие не имело веры и не утвердилось в мысли о построении всего сущего и форм в результате случайности. Если же будем считать так, как полагали пустословы, то мы должны видеть природу созданного самой по себе существующей, неупорядоченной, лишенной системы, расстроенной и хаотичной, как второе и последнее материальное бытие. которое составлено случайно из чего-то живого или неживого. Но и за два дня подобающим образом невозможно было бы сотворить все и придать формы миру, чтобы не дать возможности бесчестно и безрассудно прославить два начала по причине этих слов и чтобы каждый день не был посредством такого начала отделен и всячески обособлен от остальных или объединен на основании того, что в каждый из них было выведено в бытие. Но и за три дня невозможно было бы создать то, о чем говорилось, чтобы ни один из этих трех дней и все, что в каждый из них происходило, не считать в качестве ипостасей Святой Троицы, как это делают зломысленные люди и вносят разделение природное в нераздельное и единое Божество. Но и за четыре дня не подобало дать бытие всему, о чем говорилось выше, чтобы не думали, что весь мир сотворен свободно и самовластно сущностью из четырех вещественных начал, то есть стихий. Пусть останется без ответа эта ложная вера и пусть получат вред и погибнут люди, которые так считают, ибо единственна Благодать, творящая сущности вечного благолепного бытия и величия.
    Но следует преодолеть соблазн неподобающим образом описать все творение за пять дней, ибо не по такому порядку было определено время всей жизни. Если бы творение закончилось в пятый день, а шестой день был бы определен Творцом на покой и его почитание, то по тому же порядку и исчислению шести дней появилось бы шесть периодов. От этого понесли бы ущерб все люди, которым случилось бы родиться в седьмой век и получить в нем бытие и существование, еще предстояло бы к тому же узнать Творца и познать ожидаемую в Нем жизнь и вечный и блаженный покой и причастие в Боге. Но было бы большой неправдой, если бы кто-то по этой причине так говорил. Создание этого мира могло бы продолжаться и до восьмого, и до девятого, и до десятого дня, но и тогда, то есть в соответствующие этому числу века, не претерпели бы ущерб и в этой и в будущей жизни все существа. И сколько бы их ни появилось в остальных веках, им предстояло бы познать Бога Творца, и вечную жизнь, которая у Него, и получить ту же славу. Но послушай слово истины о том, что время имеет большую продолжительность. За ним в действительности стоят высказывания, которые показывают, что их автор Стагирит, ибо он учил, говоря: «Нет истечения времени, время вечно, так как оно никогда не имело начала и не предстоит ему никогда получить конец». Это было бы большим вредом — приравнивать Творца к творениям и считать их равными Ему и вечными.
    Ныне же, сообщив о создании мира в шесть дней, седьмой Он отделил в память о благодати, чтобы прославить свои боголепные добрые дела и совершенное число, полученное от числа дней, в которые был создан мир, и разрушить все измышления и исторгнуть с корнем кривое коренье всех нечестивых и зловерных людей.
    Первое место к высшему числу семь занимает число шесть, поскольку оно равно своими составными частями. Части же его таковы: половина равна трем, или три раза по два. Взятые вместе, они образуют единое число шесть. Три, два и один в сумме составляют шесть. Итак, с помощью совершенного числа премудрый Создатель всего мира составил совершенное творение прекрасно и хорошо. Показательно, что во многом все природные различия отразились в самом числе дней. в которые было составлено и окончено творение этого природного и сложного мира.
    И так за шесть дней свершилось творение, надлежащим образом устроенное Богом. Ибо Бог вообще не творит ничего напрасно, но все на большую пользу, что подтверждает, проповедуя, Моисей. Он определил седьмой день на покой и почитание по иным причинам, недоступным нашему пониманию, более всего из-за первого дня, который великий Моисей назвал «единым». Господин всех знаний, знавший все, прежде чем оно получило бытие, знал заранее, что Ветхий завет переменится и превратится в большой закон (Новый завет) путем вочеловечивания Единородного Ему слова, вечно существующего с Ним... Это сказано по причине несовершенства и детства тех, которые тогда приняли эти законы. Потому и последний день, который идет за всеми шестью и в который не было создано никакого другого доброго дела, воздает честь и прославляет или Творца всего, или то, что Им создано. И Он знал когда придет время Нового завета. Он изменит несовершенные законоположения на совершенные и превратит их в лучшие, и совершит переход, заключающийся в том, чтобы почитание седьмого дня было подобно и сообразно почитанию первого, в который получило начало бытие всего созданного. Так называемый восьмой день совершит обновление и переход в лучшее бытие, знаменуя и образуя по многим другим причинам наступающий восьмой период. Ныне же, поскольку лучший иных шести дней (то есть седьмой день) по сравнению с будущим менее милостив и после предстоит появиться более достойному, так же и наступающий период естеством старше седьмого и настоящего, образом которого является седьмой день, который и бытием и числом последний среди других. Подобно тому, как нынешний век последний перед наивысшим и наступающим, который появится последним и удостоится чести, как и первый день, потому что не имеет другого, который бы его сменил, так и будущий век не имеет после себя иного века. Седьмой период, являющийся ныне настоящим, тогда будет минувшим, как миновало настоящее седьмого дня. Поэтому и нет ничего неправильного, но, наоборот, следует по установленному порядку правильно понимать и считать. как учит Божественная премудрость и разум, которая выше всякого ума, что число семь есть таково по природе, то есть служит для обозначения покоя. Он Бог определил его [седьмой день] на покой от своих дел и установил его наилучшим образом другим для отдыха, чтобы тот, кто не хотел бы ни одной мыслью согласиться с иудейскими помыслами, согласно которым последний день не имеет ни чести, ни славы, ни утверждения, приступил бы в мыслях к тому дню, который имеет наилучшим образом и по необходимости и то и другое, который является первенцем среди дней и который ради этого по Божественному закону, как всякий первенец, предназначается Богу. Ибо Бог велит так, и день, предназначенный Ему, оказывается первосозданным среди всех иных дней. Он называет его восьмым, в действительности же это Святая Неделя, в которую Иисус Христос, начальник и устроитель всей жизни, обновитель будущего века и жизни бесстрастной, нетленной и блаженной, державу смертную и губительную поправ и упразднив, воскрес из гроба, явив собой Новый завет. Будем же достойны этого святого, прекрасного и богообразного жития и благодати.
    Святого Василия. «Да произведет земля душ живых, скотов и зверей и гадов». Уразумей глагол Божий, охватывающий все творение, некогда начавшийся и доныне действующий и исходящий до конца, пока не закончится весь мир. Ибо как нечто круглое, если будет брошено кем-то, стремится вниз по свойству своей шарообразности, а также по удобству места, и до тех пор не остановится, пока не найдет ровную поверхность, так и природа сущего, одним повелением получив бытие и приобретя разрушение, равномерно проходит то и другое, сохраняя последовательность родов посредством подобия, пока не дойдет до самого того конца. Ибо конем она заменяет коня, и львом — льва, и орлом — орла и каждым животным создает преемственность до скончания всего. Никакое время не повреждает свойства животных. Но природа их, как и ныне созданная, течет вместе со временем.
    «Да произведет земля душ живых». Это повеление было дано земле, и она не перестает служить Творцу. Одно производится посредством преемственности существующего, другое же еще и ныне является происходящим из той же земли, дающей ему жизнь. Ибо не только кузнечики рождаются во время дождя и иные бесчисленные роды птиц, парящих по воздуху и не имеющих, по малости своей, имени, но и мыши, и жабы из нее происходят. Как и в Фивах Египетских, где в жару пройдет большой дождь, тут же сразу нивы наполняются полевыми мышами. А угри, как мы видим, никак иначе не образуются, кроме как из тины. Они не рождаются ни из яиц, и никаким другим образом мы не видим их преемственности, кроме того, что из земли получают они свое рождение.
    «Да произведет души». Скот — животное земное, смотрящее наклонившись на землю. Но человек — растение небесное, выше четвероногих животных как по образу телесного строения, так и по достоинству души. Каков вид четвероногих животных? Голова их наклонена к земле, смотрит на чрево и всевозможными способами ищет приятного чреву. А твоя голова смотрит на небо, и очи твои вверх смотрят. Но если ты сам себе творишь бесчестие плотскими сквернами, служа чреву и подчревию (кишкам), то присоединишься к скоту неразумному и уподобишься ему. Но на тебе забота большая — искать высшего, где есть Христос, быть мыслию выше земного. Какой дан тебе образ, таким себя сам и устрой. Жизнь свою имей на небесах, истинное твое отечество — горний Иерусалим, граждане и близкие твои — первенцы, написанные на небесах.
    Не из земли появилась душа бессловесных, лежащая в ней, но образовалась вместе с повелением. А душа бессловесных одна, ибо ее отличает бессловесие. Но каждое животное отличается различными свойствами. Трудолюбив и медлителен вол, ленив осел, горяч конь в вожделении, волк не приручается, очень лукава лисица, боязлив олень, трудолюбив муравей, не забывает добра пес. Ибо где создано каждое животное, тут же получило оно свое естественное свойство. Лев родится яростным, склонным к уединенной жизни и к отсутствию желания общаться с себе подобными. Он, как владыка бессловесных, по своему превосходству, которое он имеет от природы, не терпит равных себе. Он не принимает простой еды и не ест того, что остается от его добычи. Ему же в естество вложены такие органы голоса, что многие животные, превосходящие его скоростью, часто бывают схвачены благодаря его реву. Стремительна и быстра в своих движениях рысь. И тело ее, связанное с влагой, созданное легким, следует за душевными движениями. Природа медведя ленива и своеобразна, нрав коварен, глубоко спрятан в себя. Он облечен в подобное тело, плотное, лишенное составов...
    Если мы подумаем над тем, какова сила бессловесных в заботе о своей жизни, которой они не учились, но имеют ее от природы, то или приступим к сохранению самих себя и промышлению о спасении души, или еще более осудим себя, когда найдем, что мы хуже в подражании бессловесным. Медведица часто, когда ей нанесут много ран, сама лечит себя разными хитростями, закрывая язвы травой, имеющей сухое естество. Видишь и лисицу, которая лечит себя сосновой смолой. Черепаха, наевшись ехидниной плоти, помогает себе избежать вреда от яда, употребляя душицу. И змея излечивает глазную болезнь, грызя модот (волошский укроп) . А способность заранее узнавать изменение погоды не заменяет ли у животных разумного знания? Ибо овца перед наступлением зимы сильно налегает на корм, как бы наедаясь на время будущей нужды. Волы, стоящие закрытыми в хлевах продолжительное время зимой, когда ожидают предстоящую воздушную перемену к весне, естественным чувством ощущая ее, встают все и смотрят на выход, как бы посовещавшись между собой. Имеются и иные, которые направили свои труды на наблюдение земного ежа, которые заметили, что он делает две отдушины в своей норе, и, если собирается дуть северный ветер, загораживает отдушину с севера, и наоборот, если подует южный ветер, то загораживает эту часть норы и переходит на северную сторону. Что же от этого видно нам, людям? Не только то, что все проходит по предначертанию Творца, но и то, что у бессловесных есть некое чувство, как и у нас, не только прилепляться к этой жизни, но все время иметь заботу о будущем веке. Не позаботишься ли сам о себе, о человек? Не в этом ли веке приготовишь ты себе то, что тебе будет нужно в будущем для обретения покоя, взирая на пример муравья? Он летом собирал себе пищу на зиму и не проводил времени в праздности, пока не пришло зимнее время, но с усердием направлял свои усилия на работу, пока не наполнил достаточным количеством пищи свою житницу. Он делает это не с небрежением, но хорошо осмыслив, чтобы пищи хватило на долгие дни. Своими устами он перетирает зерно посередине, чтобы оно не проросло и не стало непригодно для пищи, и просушивает его, когда чувствует, что оно имеет в себе влагу, и не во все дни выносит его сушить, но когда почувствует, что погода будет ясной. Поэтому и не увидишь дождя, льющего из облаков, в то время, когда муравьи вынесли сушить свои запасы.
    Какого слова будет достаточно для этого? Какой слух вместит это? Хватит ли времени, чтобы рассказать о Творце и описать Его чудеса? Скажем и мы вместе с пророком: «Как возвеличились дела Твои, Господи, все соделал Ты премудро». И не довольно будет наших ответов, что мы не научены книгам, когда нам на пользу может быть естественный закон, которому не нужно учиться. Знаешь ли, что доброго ты можешь сделать ближнему другу? Не то ли, что хочешь, чтобы другие сделали для тебя? Знаешь, что есть зло? То, что ты сам не хотел бы получить от других. Никакое искусство лечения корнями и опыт лечения травами не открыло бессловесным врачебную науку, но каждое животное само естественным образом открывает путь к спасению и имеет непостижимую связь с природой. И у нас есть добродетели по природе, с которыми душа имеет сродство не от учения человеческого, но от естества.
    «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему». Где иудей, который, когда богословесный свет просиял как бы через некие дверцы и тайно показалось второе Лицо, но еще не явилось явно, воспротивился истине, считая, что Господь беседовал сам с собою. Ибо тот говорил: Бог сказал, и сотворил. «Да будет свет, и стал свет». И тогда явными стали зло и неуместность того, что было ими сказано. Какой же кузнец, или плотник, или сапожник, сидящий над орудием своего ремесла и работающий без посторонней помощи, говорит сам себе: «сделаем нож» или «сколотим плуг», или «сошьем сапог», а не молча делает свое дело. Поистине большой глупостью было бы считать, что тот, кто сам себе хозяин и наставник, сидит и властительски поучает сам себя. Но тот, кто не ленится клеветать на самого Господа, чего не может сказать, имея язык, обученный во лжи? Но настоящее изречение полностью заграждает им уста. «И сказал Бог: сотворим человека». Тогда скажи мне: неужели и теперь одно Лицо? Не написано ведь: «Да будет человек», но «Сотворим человека». Пока не появился тот, которого нужно было учить, тайна богословия была скрыта в глубине. Но когда к тому же пришло время создания человека, обнажилась вера и яснее открылся догмат истины. «Сотворим человека». Слышишь ли, противник Христа, что речь обращена к Участнику творения, к Тому, «через Которого и веки сотворил и Который содержит все словом силы Своей».
    Но иудей не молча принимает слово благочестия. Как звери, не любящие человека, когда они заключены в клетки, показывают природную лютость и не могут сдержать свою ярость, так и враждебный истине род — иудеи — досадуя, говорят, что было много лиц, к которым было обращено Божие слово. Ибо они утверждают, что ангелам, предстоящим Ему, Он говорит: «сотворим человека». Эти измышления созданы иудеями. Не желая признать одного, собирают тысячу и, отвергая Сына, рабам дают сан советника, и слуг наших делают владыками нашего сотворения.
    Усовершенствовавшийся человек возводится в чин ангела. Какое же создание может быть равным Творцу? Смотри же далее: «по образу Нашему». Что скажешь против этого? Един ли образ Божий и человеческий? У Сына и у Отца один образ, и сущность его нужно понимать боголепно, то есть как образ, заключающийся не в телесном очертании, но в Божественном свойстве. Слышишь и ты, принадлежащий к новому обрезанию и придерживающийся иудейского закона, но называющий себя христианином, кому Он сказал: «По образу Нашему»? Разве кому-нибудь другому, а не Сиянию славы и Образу ипостаси, который есть образ невидимого Бога. Он сказал это Своему Образу, Образу живому, говорящему: «Я и Отец — одно», и «Видевший меня видел Отца». Тот говорит: «Сотворим человека по образу Нашему». А раз образ один, то где же иное подобие? И сотворил Бог человека, а не сотворили. Моисей избежал здесь множественности Лиц, одним поучая иудея, другим же заграждая уста эллинам, безопасно достигая единства, чтобы ты разумел Сына вместе с Отцом и избегал соблазна многобожия. В образе Божьем создал его. И ввел Лицо Советника. Он не сказал: «в образе Своем», но «в образе Божьем». В чем же человек имеет подобие Богу и как принимает это подобие, даст Бог, расскажем далее.
    Иоанн. Много великих даров дано человеколюбцем Богом людям, но выше всех даров — книжное учение. Солнце и луна, и весь круг звезд, и реки, и озера, и источники, и колодцы созданы для угождения телу и на службу ему, а Священное Писание — ради управления душой. Насколько душа выше тела, настолько же иных даров выше Священное Писание. Поэтому Спаситель говорит: «Исследуйте Писания, ибо в них вы думаете найти жизнь вечную».
    Итак, исследуем сокровища книжные, исполним свое обещание и начнем изъяснять по мере своих сил рассказ о сотворении человека. Пусть никто больше не порицает тех, кто тщательно делает это. Свойственно ведь тем, кто начинает лгать и порицать Божие установление, упрекать за то, что рассказано с тщательностью. Слышал я, как некто укорял, говоря: «С какой целью было говорить об огне и воде, что огонь трещит, когда на него льют воду?» Мы, говорит, не естественным наукам хотим научиться, а богословию. Следует же знать, что это слова праздных и ленивых. Богословию же физиология является основанием. Если же отвергают физиологию, то пусть упрекают пророков и порицают апостолов. Ибо апостол говорит о природе: «Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у скотов, иная же рыбья, иная же птичья. Есть тела небесные и тела земные». Какая нужда была Павлу говорить о природе вещей? Зачем говорит о природе Павел, рассуждая так: «Ибо если труба дает неясный звук, кто станет готовиться к сражению? И свирели и гусли, если не дают различения звуков, то как распознать, что играется на свирели?» Что общего у языка Павла со свирелью и гуслями? Но он говорит о природе видимого, чтобы разъяснить духовное. Зачем требовалось в книгах Иова столько рассказывать о природе, говоря: сила льва, глас львицы, угасло веселие змей. Мраволев погиб, потому что не имеет еды. Птенцы же лебедей летают не высоко. Какая нужда в естествословии? Почему один пророк говорил, что если лев схватит добычу и заревет на охоте, то наполнятся горы его ревом.
    И еще сам Спаситель говорит, приводя в пример предметы природы: «Подобно есть Царство Небесное зерну горчичному, которое, хотя и меньше других злаков, когда вырастет, будет больше всех злаков». И еще учит: «Подобно есть Царство Небесное тому, как если человек бросит семя в землю, и как оно всходит и прорастает, он не знает. Ибо сама собой земля производит сначала траву, потом колос, потом пшеницу в колосе» и тому подобное. Для чего это нужно говорить? Это я говорю для тех, кто плохо понимает. О Боге речь идет, а ты убегаешь от истины, данной законом, поскольку прилично по Божьему дару говорить о создании человека по мере силы нашей. Необходимо перейти к положенному рассказу.
    Украсилось небо, увенчалась земля плодами, разделены были воды, проросли травы, появились бессловесные животные, наполнилась Вселенная, украшен был дом. Хозяина же дома и всего созданного не было. Сказал Бог: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию». Выше мы показали, какой смысл имеет сказанное «сотворим». Чье слово или кому оно обращено? Кто Советник и чей общий совет? Но из книг Священного Писания мы узнали, что Советником давнего совета был Сын, но умолчали о славе Святого Духа. И чтобы из-за нас, здравых, болящие не начали его умалять, необходимо знать, что одна слава, один совет, одна мысль, одно дело Отца и Сына и Святого Духа. Сказано здесь: «Советник есть Сын». В другом месте указано, что Божьей вести никто не знает, кроме Духа Святого. Говорит Павел: «Никто из людей не знает ум человеческий, кроме духа человеческого, который есть в нем, также и Божьего не знает никто, кроме Духа Божьего». И если находящийся в тебе дух чужд твоему существу, то и Дух, который есть в Боге, чужд Божьему существу.
    Хочет ли чего-либо Отец? То же и желание у Сына и Святого Духа. Хочет ли чего-либо Сын? То же желание у Отца и Духа Святого. Хочет ли чего-либо Дух? То же желание у Отца и Сына. Воскрешает ли Отец мертвых? Воскрешает и Сын. Спаситель говорит: «Ибо как Отец воскрешает и оживляет мертвых, так и Сын оживляет тех, кого захочет». Это их совместная воля. «Это все совершает единый и тот же самый Дух, разделяя каждому свое, как Он хочет». Порицает же Бог того, кто без воли Божьей пытается что-либо делать. «Горе вам, — говорит Он через пророка, — чада отступившие, которые делают совещания, но без Меня, и создают союзы, также не духом Моим». Ясно же указывая на Святую Троицу, говорил пророк Захария: «Да укрепятся руки Зоровавеля,— говорит Господь, — и да укрепятся руки Иисуса Иоседекова, иерея, и руки людей , ибо Я с вами, и слово Мое благодатное, и дух Мой среди вас, говорит Господь».
    И еще иным образом, братие, крещение наше свидетельствует о творении. Если бы не содействовал Святой Дух Отцу и Сыну в творении, то не участвовал бы и в крещении. Как же мы крестимся? Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Какое же больше рождение: при создании или через крещение? Там — начало жизни, приводящее к смерти, здесь — начало смерти, приводящее к жизни. Как же может Святой Дух при большем содействовать Отцу и Сыну, а при создании телесном отдаляться от общего создания? Мы не были бы созданы, если бы не были образованы Святым Духом. И поскольку в первом творении Дух был един с Отцом и Сыном, также и в крещении Он содействовал и участвовал. То же было и при воскресении. Невозможно ведь нам иначе воскреснуть, как по воле Отца и действию Сына и силой Святого Духа. Слушай, что говорит Господь; Хорошо я сказал: «Господь». Хотя это и голос Павла, но и Христов также, как это можно слышать от самого Павла: «Ищете ли вы доказательства, что во мне говорит Христос». Ведь говорит Он в Павле: «Вы же не в плоти, но в духе живете, поскольку Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, то тот не Его. Если же Христос в вас, то тело мертво для греха, а дух жив для праведности. Если же Дух воскресившего Христа живет в вас, то воскресит и мертвые тела ваши Духом своим, живущим в вас». Без Отца, Сына и Святого Духа нет ни первого творения, ни второго крещения, ни последнего Воскресения.
    «Сотворим человека». Здесь я уже раньше сделал наставление тем, кто порицает Писание. Имя «человек» по-еврейски значит «огонь». Внимай с усердием, прошу тебя. Тот, кто все время слушает, как настоящий друг истины, тот освещается ее светом, а тот, кто слушает с враждебностью, тот не ищет чего-либо полезного, а ищет того, за что его будут упрекать; он не ищет, что бы ему приобрести, а ищет того, за что его будут осуждать.
    Человек на еврейском языке означает «огонь». Это имя дается Адаму не напрасно. Но четыре стихии имеются в мире (опять говорю о природе вещей, хотя этого не хотят): земля, вода, воздух, огонь. И иные стихии, как существуют, так и пребывают в том же объеме. Если возьмешь ком земли, то не можешь увеличить его от его содержимого. Но каков он есть, таким же и остается. Если нальешь воду какой-нибудь мерой, то остается она такой же, не принимает прибытка. Мера воздуха, если наполнишь им мех, остается такой же, и ты не можешь наполнить им другого меха. А огонь не остается таким же самым. Зажигается малая свеча, а от нее ты можешь зажечь множество лампад, целую печь, объятую большим пламенем, но если зажигается древо, то множится огонь. Так как Бог провидел, что от одного человеческого тела наполнятся концы Вселенной (одна свеча зажигает столько свеч — и запад, и восток, и юг, и север), то Он положил и имя, достойное дела. Поэтому и имя то Адамово было названием Вселенной. Поскольку от него должны были наполниться четыре страны света, Бог положил ему имя Адам: «восток», «запад», «север», «юг». Это по-гречески дается такое имя. И имя и дела свидетельствуют, что человеку надлежит наполнить Вселенную.
    На еврейском же языке человек значит «огонь». Поскольку человеку дается такое имя, Писание не устает называть людьми и ангелов. Когда Мария и Марфа с другими женами пришли к гробу, то об этом Писание говорит: «Се два мужа стояли пред ними», были же это ангелы. И ангелы называются огнем; «Творящий ангелами Твоими духов и служителями Твоими — огонь палящий». Писание называет их мужами, потому что они имеют общее с человеком понятие. Чему ты удивляешься? Он сам зовется огнем и потому называется человеком. Говорит Спаситель о своем Отце: «Был некий хозяин дома, который насадил виноградник. И послал рабов своих», и убиты были рабы. Но сокращу. И сказал человек тот: «Еще один сын есть у меня, пошлю его, может быть они устыдятся». Что подразумевает употребление слова человек вместо имени Божия? Не рассказал ведь Спаситель притчу. Он не сказал «подобно есть», но сказал «был некий человек», как если бы сказал «был некий огонь». Поэтому и Моисей говорил: «Бог наш — огонь сжигающий». И Спаситель, придя, говорил: «Огонь пришел Я низвести на землю». Восприми же имя, соответствующее предмету. Так как огонь, как я уже сказал выше, из малого становится большим, и человек от малого наполнил концы земные, то поэтому человек и прозван был огнем, а «сотворим человека» по-еврейски означает «сотворим огонь».
    «Сотворим человека по образу Нашему». Многие неразумные и необученные в душе полагали, что человек создан по образу Божию так, что имеет такой же нос, как у Бога, или такие же глаза, или такие же уши, или такой же рот. Ошибочен и неправилен такой взгляд. И есть такая ересь до сегодняшнего дня, признающая Божественное человекообразным. Так как они [еретики] слышали: «Очи Господни, и уши Господни, и уста Господни говорили сие, и руки Господни сотворили», и ноги Господни, то и приписали Бестелесному члены, не понимая безумия мысли. Бог говорит, чтобы ты понял, что никакого сходства не имеет человек с Богом, насколько дело касается телесного вида. Я не отрицаю этим выражения, когда Он говорит «по образу», но размышляю, что Бог хотел вложить в это понятие «по образу».
    «Небо и землю Я наполняю», говорит Господь, и наполняет все. И еще Он же говорит: «Небо — престол Мой, а земля подножие ног Моих». Буду буквально следовать за словом, но это следование обличит меня. Как понимаю я, что престол это небо? Престол объемлет сидящего, Бог же неописуем. Но нет ничего вокруг Бога, Он все объемлет и осеняет Сам. И если небо Ему престол, то как Он может измерить небо пядью. Как же Он сидит на престоле? «Небо престол Мой, а земля подножие ног Моих». Где Он сидит? На видимом небе, но ниже тверди звезды, выше же тверди вода. А если Он сидит наверху, то или на водах сидит, или на небе. Но если Он сидит на вышнем небе, то ноги Его свисают до земли. Такой ли образ ты прилагаешь Тому, кто не имеет образа? Но не нечестиво ли так думать? К тому же, если ноги Его ходят по земле, то как мы сеем, как жнем, мимоходом не задевая за ноги Его? Как же Он измерил небо пядью? Какие для этого надо иметь большие персты, соответствующие Божеству? Как же такими перстами писал Он малые скрижали? И притом немногими? Мы пишем тремя пальцами, помогая остальными. Бог писал единым перстом. Видел ли ты кого-нибудь, пишущего одним пальцем? Это скорее мысли, а не слова.
    «Сотворим человека по образу Нашему». Бог хочет, чтобы мы стали подражать его добрым делам. Что означает «быть по образу»? Бог свят. И если мы будем святы, то будем по образу Божию. «Будьте святы, как и Я, Бог ваш, свят». Бог праведен. Если мы поступаем по правде, то являемся образом Божьим. Ибо «праведен Бог и правду возлюбил». Если мы будем человеколюбивы и милостивы, то будем образ Божий. Христос говорит: «Будьте милостивы, как и Отец ваш небесный». Будьте совершенны, как и Отец ваш небесный. Смотри, Павел показывает, в чем состоит образ, когда говорит: «Совлекитесь ветхого человека и облекитесь в нового, который создан Богом для познания истины, по Его образу». Видишь ли, что «по образу Нашему» относится к добрым делам? В чем образ? Во власти. Далее: «...да владеют рыбами морскими, и птицами небесными, и зверями, и всеми гадами и скотом и всею землею». О Божья последовательность! О точность сказанного! Почему прежде назвал рыб морских и птиц небесных, а потом зверей земных? Потому что первыми произошли рыбы из моря, после них птицы, а потом четвероногие из земли, Бог сначала говорит о том, что уже прежде было: «Да обладают рыбами морскими, и птицами, и зверями, и пресмыкающимися, и скотом». Вот почему и три отрока в печи, благословляя Бога, говорят: «Благословите Господа, моря и реки, благословите, киты и все движущееся в водах, благословите, птицы небесные, благословите, звери и скоты, благословите, сыновья человеческие». Можно было бы и по-другому объяснить, но мы обратимся к следующему.
    И сказал Бог: «Сотворим человека». Ничего не создал Бог без красоты, но на пользу и красоту. Например, глаза имеют два назначения: пользу и красоту. Они видят и украшают лицо, и смотрят на все. Ухо имеет назначение — придавать вид человеку, как бы обрамляет его. Так же и нос человека имеет обоняние на пользу, но у него в сравнении с другими животными, он образует как бы разделяющую стенку и дополняет красоту. Это у человека выражено более, чем у другого животного. Есть же животные, которые не имеют носа, а просто ноздревые отверстия. Это создал Бог, о чем говорит Давид: «Насадивший ухо не услышит ли? И образовавший глаз не увидит ли?» Так и небо и землю создал Бог для красоты, для творения и на пользу. И чтобы не показывать тебе много примеров красоты, расскажу тебе об одном.
    Бог дал человеку, мужскому полу, вместе с прочим красоту сосков. Зачем мужчине сосцы? Пусть женщине нужны сосцы по необходимости для кормления, но зачем же они мужчине? Ради красоты и благовидности. Как в здании одно бывает на пользу, другое ради красоты, так и Бог дал одно человеку для красоты, а другое — на пользу. Создал человека, взяв персть от земли. Блаженны надежды христиан, если мы понимаем то, что слышим. Почему не сказано: «Взял ком земли»? Чтобы создать такое тело, не требовалось Богу кома, но взял Он персть. Так как Бог, знающий все наперед, провидел существо человека и знал, что человек должен умереть, поэтому и сотворил его из праха, то Он в самом творении указал надежду на воскресение. Он взял персть, чтобы ты, когда увидишь в гробу прах, сказал: «Тот, кто оную создал, Тот и сию воскресит».
    Бог создал человека, взяв персть от земли и вдунул в лицо ему дыхание жизненное. Обрати внимание на различие человека и бессловесных животных. Когда Бог творил бессловесных, он вместе с телом произвел и душу. Внимай, прошу тебя. Создал у плавающих рыб тело вместе с душою.
    «Да произведет земля животных». Вместе с телом произошла душа. А человеку Он создал тело, а потом душу. Ради какой надежды? Каково создание, таково и разрушение. Животные воскрешения не имеют, потому что они как произошли, так и умирают, ибо душа у них вместе с телом была, вместе с телом и прекращает она свое существование. Тело человека Бог взял от земли, а душу дал, создав ее, а не взяв из своего существа, чтобы, когда умрет тело или человек, мы не отчаивались о природе души. Хотя тело и погребено в гробе, не надейся, что там и душа. Не от земли она взята, и не в землю входит. Так Бог дал нам надежду. Поэтому и Иезекииль пророчествует о воскрешении, говоря: «Мертвым костям явилось тело» и еще сказал: «От четырех ветров да придет ветер и войдет в сих мертвых, и да оживут они». Также и Давид: «Отнимешь дух, и исчезнут, и в персть свою возвратятся. Пошлешь Дух свой — созидаются и Ты обновляешь лице земли». Видишь ли Духа — Творца, видишь ли содейственника Богу?
    Но возвратимся на предыдущее. «Вдунул». Поскольку Он создал сложные тела, то слово «вдунул» подразумевает простоту души и ее большую гармоничность. Обрати свое внимание на это. Так как творение обветшало, обновляет его Христос Своим воплощением. Адам создан был из земли, Христос создал очи слепому из грязи, чтобы показать Того. кто взял персть от земли и создал человека. Бог вдунул в лицо Адама, Бог вдунул в лицо ангельское и сказал: «Приимите Дух Святой». То дуновение, которое погубил Адам, отдал Христос, и стал опять человек душой живой. Смотри здесь на последовательность. Хотя и утомился мой голос, но обращаясь к обычной надежде и идя навстречу желаниям братии, верую, что мне будет дано слово не ради моего достоинства, но ради сильного желания слушателей. Хотя мы и недостойны святых, но и те тоже испытывали трудности и страдали из-за телесной немощи. Об этом свидетельствует Давид, говоря: «Я изнемог от вопля, засохла гортань моя». Лучше охрипшим голосом говорить прекрасное, чем, обладая громким голосом, иметь развращенную душу.
    «И насадил Бог рай в Едеме на востоке». Что есть Едем? Едем означает наслаждение. Можно было бы сказать: насадил Бог рай в блаженстве, в прекрасном месте. Поэтому в конце и говорится: «И изгнал Адама и поселил его против райского блаженства».
    «Насадил Бог рай в Едеме на востоке». Почему не в иной стране, а в той? Откуда начало течения светил, оттуда и начало жизни человеческой. Бог дает предзнаменование будущему. На востоке рая поселяет человека, чтобы показать, что как и те восходящие светила текут на запад и заходят, так и сему человеку надлежит идти от жизни к смерти и закончить жизнь по образу светил и достигнуть другого востока посредством воскресения из мертвых. Адам устремился к западу, лег в гроб, за ним последовали страны земные и погребены были с умершим. Пришел Христос и дал воскресение умершему. Поэтому и Писание говорит о Нем: «Вот муж, восток — имя ему и под ним восстает из гроба». В Адаме человек умер, во Христе восстал. Свидетельствует Павел: «Как в Адаме все умирают, так и во Христе все оживут».
    «Взял Бог человека, которого Он создал, и положил его в раю». Ввел его в готовый дом. Как зовущий на пир прежде приготовит дом и потом введет позванного, так Бог приготовил человеку достойное красоты жилище — рай и ввел позванного. Где создал человека? На земле, вне рая. Как светила были созданы вне неба и положены на нем, так и Адам создан на иной земле и потом введен в рай. Откуда это видно? Писание говорит в конце, когда Адам был изгнан из рая: «Изгнал Бог Адама из рая блаженного, чтобы возделывать землю, из которой он был взят», где ему надлежало возделывать и сохранять рай? Возделывать. Что за скудость была в раю, если ему был нужен делатель? А если ему и нужен был делатель, то откуда там лопата и рало? Откуда и другие земледельческие орудия? Еще не было ремесел, не было кузнечного искусства и не было еще земледельческих орудий. Делать и сохранять заповедь Божию и веровать заповеди — вот в чем заключалось дело. Сказал Спаситель: «Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого послал Он». Таким образом, следовало верить заповеди, что если кто-то коснется запретного плода, то умрет. Если же не прикоснется, то будет жив. Делом было соблюдение духовных словес. Какое дело было у Павла? Был ли Павел земледельцем? Или имел иное дело? Не было ли делом его слово и проповедь? Он говорил ученикам: «Не мое ли дело вы в Господе?» Делать, сказано ему, и хранить. От кого хранить? Разбойника не было, прохожего не было, злоумышленника не было. Хранить для самого себя рай, чтобы не преступить заповеди и не погубить себя самому, но соблюдая заповедь, сохранить себе рай. Вместе с голосом утомляется и моя мысль. Но приступим к объяснению.
    Поселил его в раю. Писание указывает на предсказание будущего событиями предшествовавшими. «Из Едема выходит река, чтобы оросить рай». От этого узнай, что рай не мал и имеет немалый размер. Такая река орошает его, что от ее обилия образуются четыре реки. Река выходит из Едема, чтобы оросить рай. Оттуда по орошении разделяется на четыре реки: на Тигр, Нил, Евфрат и реку, которую в Писании называют Фисон, его теперь многие называют Дунав (Дунай).
    Обрати внимание на величину реки, разделившейся на четыре такие реки. И она едва орошает рай. Зачем был такой рай? Один был Адам. Что за нужда была, чтобы рай был таким? Но не только ради него одного, а уготован до края Вселенной всем: патриархам, пророкам, апостолам и евангелистам, мученикам, исповедникам, святым, верным, православным, благочестиво живущим, всем праведным. Спаситель обещал рай разбойнику, во едином часе исповедовавшему Его, говоря: «Днесь со мной будешь в раю», а трудившиеся духовно с детства до старости Авраам, Исаак, Иаков последовали за ним. Прежде них разбойник достиг рая. Бог творит свои дела не ради видимого настоящего. Зачем Он создал такую земную ширину? Ради Адама или ради тех, которые живут ныне?
    «Оттуда разделяется на четыре начала». Не сказал «На четыре потока», но на «начала», т. е. источники, имеющие имена. Имя одному — Фисон, его мы уже сегодня называли, затем Гион, это Нил, первое имя его Гион. Об этом свидетельствует Иеремия, говоря иудеям: «Для чего вам путь в Египет, чтобы пить воду Гионскую?» Отсюда смотри внимательно. Представь, что это рай. Все это лучше передается наглядно, чем словесно. Проходит большая река, имеющая много воды, и орошает рай. Оттуда она течет в подземное место и растекается под землей неведомым путем, который знает только сам Тот, кто положил его, то есть Владыка; и на долгий путь утаено течение ее, и по разным местам расходится она, выходя одной рекой в Эфиопии, другой рекой — на западе, третьей же — на востоке. Так Бог подземными ходами ведет поток под землею и создает чудесные источники с помощью первой реки. Почему это так? Не для того ли, чтобы люди, шедшие по берегу реки, не нашли рая, но чтобы его местонахождение было неведомо людям. Если бы до рая можно было дойти, то никто раньше богатых не нашел бы его, но Бог скрыл его и от бедных, и от богатых, чтобы только с помощью добрых дел они нашли туда дорогу. Сколько трудились патриархи и святые пророки, желая видеть рай, и не обрели его! Разбойник же нашел этот путь, не идя по нему, но поистине уверовав в Того, который говорит: «Я есмь путь». Тот, который нашел путь, нашел и открытый рай, который был заключен ослушанием.
    Размышляю над причиной, по которой Моисей, вспоминая о первой реке, сказал: «Там есть золото хорошее и анфракс (рубин) и камень зеленый». И если он описывал все страны Вселенной, то нужно было сказать, на каких местах находятся богатства — где смарагд, где гиацинт, где топаз, где другие различные драгоценные камни. Но он выбрал золото и два камня как начала священства, так как иерей носил золотую полированную дощечку, на которой было написано имя Божье. Двенадцать камней было на груди иереевой: сардий, топаз, смарагд, рубин, сапфир, иаспис (яшма), лигирий, агат, аметист, хризолит, бериллий, оникс. Из этих двенадцати камней зеленый камень был определен иерейскому роду, а анфракс (карбункул) — царскому. Почему? Не потому ли, что как огню свойственно жечь и светить, так и царю свойственно одаривать и наказывать. Полагают, что Рувиму, первому колену посвящен сардий, Симеону — топаз, Левию — зеленый камень, Иуде, от которого Христос, — анфракс, о котором спустя многое время Исаия скажет Иерусалиму: «Вот, говорит Господь, на руках Моих начертал стены твои, и предо Мною ты всегда». ... «Вот, уготовляю анфракс, камень Твой», имея в виду Христа. «Вот, говорит: Полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный. честный, верующий в него не постыдится». Так анфракс определен царскому роду, а зеленый камень — священническому, ибо делать добро свойственно священству.
    От той реки отделяются четыре источника рек. Почему же вода их не одинакова? Спрашивают же те, кто любит учение: «Если она от одной реки и от одного источника, то почему у нее не одно качество и не один вкус сладость?» Почему это бывает? Не принимают ли воды от земли вещественные свойства того места, через которые они проходят? Подобно тому, как и сама вода, если в ней намочат полынь, имеет одну природу и одно качество, а если — анис, то другое, а если руту, то третье. Хотя природа ее одна, но вещества изменяют ее. Так же и реки, поскольку они проходят по новым местам, получают вкус в соответствии с местом, по которым они протекают.
    В раю «всякое дерево прекрасно на вид и хорошо для пищи» . Чтобы никто не подумал, что оно было красивее всех других деревьев, Моисей засвидетельствовал красоту всех деревьев. Он сказал, что все они были красивы на вид и прекрасны, чтобы ты понял, что Адам преступил заповедь не по причине недостатка, а совратился, имея изобилие. «И древо, сказал, жизни посреди рая, и древо, чтобы познать добро и зло». Трех родов были деревья: одно ему было дано, чтобы жить, другое — чтобы хорошо жить, а третье, чтобы вечно жить, а древо познания, чтобы хорошо жить, а древо жизненное, чтобы вечно жить. Он мог жить от того дерева, от которого было разрешено есть. Он мог хорошо жить, не касаясь дерева, которое было ему запрещено. Ему было бы хорошо жить, если бы он ел плоды тех деревьев, которые ему было разрешено есть и не ел того, что ему возбранялось. В том заключалось хорошее житие, чтобы повиноваться Богу. Древо жизненное находилось посреди рая как венец, а древо познания — как предмет борьбы и как искушение. Сохранив заповедь об этом древе, получаешь венец. Посмотри на диво! Все деревья райские вокруг растут и повсюду изобилуют плодами. И только два посредине как предмет искушения и упражнения. Вокруг была пища. Но рассказ о преступлении и о древе оставим на другое время. А то, о чем предстоит сказать, расскажем теперь.
    Приводит Бог всех животных к Адаму. Пусть услышат все еретики. Не удивляйся, что по поводу каждого слова и высказывания речь обращается к еретикам. Те, которые восстают на царство славное, бывают обличены по всем причинам. «Камень из стены вопиет», не говорю — слово от Писания, или «йота едина, или черта едина» не оставляет еретиков без порицания. Всячески порицаются те, кто отказывается от Владыки всех. Смотри, ибо видеть это было удивительно: Адам стоит, а Бог, как слуга, приводит к Адаму животных. «Привел Бог животных». Здесь обрати внимание не на слова, а на смысл. Представь Бога стоящего, а Адама оценивающего. Привел Бог льва и говорит Адаму: «Скажи мне, как, по твоему мнению, следует назвать его?» Говорит: «Пусть называется львом». Тогда Бог говорит: «Правильно утвердил это. — А это что? — А это, говорит, пусть быком называется. — Хорошо назвал». И так по одному из называемых Бог утвердил.
    Говорит ведь Писание: «Привел их к Адаму, чтобы видеть, как они называются, и чтобы как назовет их, так и было их имя».
    Смотри. Поскольку Он сотворил его человека по образу Своему, то захотел представить его достоинство явно и показать, что он поистине являет собой образ премудрости. И заметь удивительное! Бог прежде Сам образовал имена, но хотел показать посредством образа, что распоряжение Адама согласно с мыслью Божьей. Этим Писание хотело показать, что Он дал те же имена, которые Бог предопределил. Ибо сказано: «И как назовет Адам душу живую, такое и имя ей», то есть, что он назвал, то и Бог так распорядился.
    Но мы возвратимся к тому, о чем шла речь. Стоит Адам, а Бог приводит к нему животных, но это не создает бесчестия, что Владыка приводит их к рабу. Но если услышат еретики, что Христос приводит нас к Отцу, то тотчас же рекут: видишь, что Он раб? Привел животных к Адаму. Раб стоял, оценивая, а Владыка приводил. И Бог, приводя их к Адаму, не делал себе бесчестия. Когда же еретики слышат что Христос приводит нас к Отцу, то считают Его за слугу. Когда Спаситель говорит: «Никто не приходит к Отцу, если только не через Меня», то еретики сразу навостряют уши, более того, искривляют их. Когда Бог приводил к Адаму животных, Он не был ему слугой. А если человека приводит к Богу Бог, то входит в разряд слуг. Но чтобы незнание слова Писания не навредило тебе, я поведаю следующее. Я знаю, что и Сын приводит к Отцу и Отец приводит к Сыну. Хотя Он говорит; «Никто не приходит к Отцу, если только не через Меня», но и Он же говорит: «Никто же не придет ко Мне, если Отец Мой небесный не привлечет его». Хотя я и сам знаю, что прежде говорил об этом, но так как это имеет близость к предмету речи, а многим не пришлось это слышать, то скажу ныне. Представь, сколько существует четвероногих, но не просто четвероногих, а наших домашних, диких, живущих в горах и равнинах, в Галлии, Индии и тех, кто живет во всех странах Вселенной, а еще все роды гадов и виды птиц, всех пресмы­кающихся и плавающих, и все, что в море, озерах и реках. Все это было приведено к Адаму, и всему этому он дал имена, и Богу это было угодно. Но все тысячи имен воспринял Бог. Одно имя называет Бога, свидетельствуя с небес: «Се есть Сын Мой». Еретики же не принимают голос, свидетельствующий об одном имени, — тот святой голос, который воспринял тысячи имен и ничего не отверг. Приведены были животные названные. При этом человек стоял, как царь.
    Подобно тому, как выступающие на войну кони отмечаются царским знаком, так и Бог, поскольку хотел придать ему человеку власть, сделал так, чтобы человек сам назначал имена, как владыка. Слушай со вниманием. Из имен одни положил Бог, другие — Адам. Бог назвал небо и землю, море, твердь, день, свет, ночь, плод, траву, сено, дерево, роды поведал, а не виды. Бог сказал: «Птицы, род весь». Адам — имена животных и птиц, орел, телец, овца, сей виды, а Тот роды, чтобы не солгало слово Сказавшего; «Сотворим человека по образу Нашему». Бог полагает имена светилам, как-то: Деннице, Плеядам, Ориону. Все это назвал Бог, о чем свидетельствует Давид, говоря: «Исчисляет количество звезд и всех называет именами их». Бог дает имена вышнему, Адам же — тому, что на земле. Бог называет небо и землю, все ползающее и все остальное, призывает Адама и называет имя его «Адам», которое обозначает «огонь», и называет человека. Адам что называет? Имена зверей.
    Адам называет удивительные имена — кость, плоть, говоря о жене: «Се ныне кость от костей моих и плоть от плоти моей». Бог, когда создавал человека, не говорил, что создал его из костей и плоти. Затем Бог говорит «арсен» (мужчина), а тот говорит «муж». Бог говорит «тули» («женщина»), а сей говорит: «жена». Тоже удивительно! Так как человек был исполнен Святого Духа и еще не преступил заповедь, но исполнен был благого дара, то имел дар пророчества, как я уже говорил вам. Он знал прошедшее, знал настоящее, ведомо ему было и будущее, как уже существующее. В теле костей не видно снаружи, но так как он имел Дух, то и говорил: «Се ныне кость от костей моих». Он говорит о том, чего не видит. А что означает «се ныне»? Не то ли, что не напрасно, не видев жену, говорит «се ныне» и познает ее как новое дело, которое происходит от него. «Кость от костей моих». Откуда бы он знал, если бы Святой Дух не открыл ему?
    Почему же сначала кость, а потом плоть? Потому что сначала Бог взял у него ребро. Сия, говорит, «назовется жена, ибо взята от мужа». Он пророчествует о прежде бывшем, подразумевая настоящее, говорит о будущем. «Ради этого оставит человек отца своего и матерь свою». Еще не было брака, тогда откуда отец и мать? Пусть опять послушают еретики. Бог пожелал сотворить Адаму жену. «Навел Бог исступление на Адама, и тот уснул». Всякий древний глагол Божий стал законом природы. Научись на примере первого человека, как должно происходить от человека создание. «Навел Бог сон на Адама». Удивительное дело! Называет время, в которое происходит брак. Сон называется исступлением, потому что во сне человек находится как бы вне себя. Душа внутри него и как бы не внутри. Она не чувствует, не понимает, слыша не слышит. Как теперь мы говорим: он в исступлении, вне материального мира, так и душа, когда будет вне чувств, находится в исступлении. И уснул, говорит. И взял Бог одно из ребер его. Спрашиваем еретиков: как взял Бог? Как не почувствовал Адам боли? Один волос вырвется из тела, и мы почувствуем боль. И даже если сон глубок, то проснемся от боли. А такой член изымается, такое ребро исторгается, а спящий даже не просыпается? Он [Бог] извлек ребро по нужде, а не вырвал так, чтобы Адам проснулся.
    Но желая показать краткость действия Создателя, Писание говорит «взял». Разошлись связи, и человек ничего не почувствовал. Бог взял ребро, как взял персть. Если бы кто-то один создал ребро, а другой изъял его, то была бы борьба. Если же связавший освободил, то он знал, как связать и знал, как освободить. «Взял ребро и наполнил плотью место его». Откуда наполнил? От иной плоти протянул. Но всякая плоть, если ее тянуть, становится тоньше. Тогда как наполнил? О теле говорим и не понимаем, а много говоря о Боге, вопрошаем?
    «И создал Господь из ребра, которое взял у Адама, жену». Откуда в ребре были глаза, откуда взялось сердце чувствующее, откуда язык говорящий? Как образовалось из ребра чрево, как возникла из ребра печень? Ты не можешь об этом додуматься, а много вопросов задаешь о Создателе. Но повсюду смотри на образ Христов. Бог взял у Адама ребро не раньше, пока он уснул. Почему? Потому что от ребра должен был произойти грех, который через жену вошел в людей. Пришел же Спаситель, несущий из ребра кровь и воду: воду, которая омывает грехи, кровь, дающую нам таинство. Смотри на таинство. Когда Адам уснул, его ребро было взято; когда наступил сон для Христова тела, отверзлось ребро, чтобы разрешить новой историей первую печаль — имею же в виду сон, который был на кресте.
    «Создал из ребра жену». О человеколюбие Господне! Сколько Он творит, создает, сколько благодеяний делает, даря добро! Приводит животных, женит. Так как Адам был сиротой, не имевшим ни отца, ни матери, а Ева была девицей и также не имела ни отца, ни матери, то Бог исполняет обязанности отца и матери. И заметь закон. Всякое первое слово Бога есть закон природы. «Привел Бог жену к мужу». И стало это законом до настоящего дня — приводить жену к мужу, а не мужа вести к жене. Сводит обоих.
    «Оба были наги, и не стыдились». Действует установление, закон гласит. Всех стыдится муж, кроме своей жены. Всех стыдится жена, кроме своего мужа. Это я сказал по закону. А причина, по которой первые люди не стыдились своей наготы, заключалась в том, что они были одеты в бессмертие, облечены славой. Слава не давала им видеть наготы, она покрывала наготу. Где могу видеть нагого человека и не стыдящегося? Во Христе его найдешь. Пришли Петр, Иоанн к гробу в поисках тела и не нашли. Но нашли свернутые ризы, чтобы стало явным, что после воскресения воссоздается первый образ Адама и он бывает без риз, но не наг, а одет. Христос воскрес и слагает с себя ризы, в которые оделся Адам. Был нагим, но одновременно не казался нагим. После Воскресения жены видят поверженные ризы. Марфа и Мария, видевшие Христа, узнали Его, и припали к Нему, но нагим Его не видели. Как же оделся Он в ризы, которые брошены были в гроб? Прежние бывшие на нем одежды разделили воины. Откуда же Он стал одетым? Как же был нагим и одновременно не нагим? И видели одежду и плащаницу на одной стороне, а плат, которым была повязана глава Спасителя, на другой. Это было сделано, чтобы показать, что Воскресение произошло без шума. И так как иудеи хотели пустить слух, что тело украдено учениками, то поэтому Он оставил свои ризы в гробе. Тот, кто крадет мертвеца, крадет его с одеждами. Можно было видеть Спасителя выходящим из гроба, как Иосифа из дома Потифара. И обрати внимание на различие: по Воскресении явился Христос нагим, и Петр был наг. Но один обладал бессмертием, а другой был смертен. Иисус же стоял при море нагой, но облеченный во славу, и гово­рил: «Чада! Есть ли у вас что съедобное?» Тогда они Ему отвечали: не имеем, ибо они не узнали Его. И сказал: «Закиньте сети по правую сторону корабля». Они закинули и поймали много рыбы. Иоанн же узнал Его и говорит Петру: «Это Господь». О великое чудо! По голосу не узнал Его, но по делу. И взял, говорится, Петр одежду, ибо он был наг. Смертное тело стыдится, бессмертное не стыдится. Но Того, Кто облек нас в славу и одел весь мир в бестление, молим, чтобы Он облек нас верою и надеждою на спасение, славой Христовой, так как Тому слава вместе с Отцом и Святым Духом ныне, присно и во веки веков. Аминь.
    Категория: ШЕСТОДНЕВ ИОАННА ЭКЗАРХА БОЛГАРСКОГО | Добавил: alexeevich5 (04.03.2014)
    Просмотров: 291 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: