Понедельник, 29.04.2024, 23:20
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
ВЕЛЕСОВА КНИГА [7]
ВОСЕМЬ СЛОВ ПРОТИВ ИУДЕЕВ ИОАННА ЗЛАТОУСТА [9]
СИНАЙСКИЙ ПАТЕРИК [8]
ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ [9]
ЖИТИЕ ФЕОДОСИЯ ПЕЧЕРСКОГО [3]
ШЕСТОДНЕВ ИОАННА ЭКЗАРХА БОЛГАРСКОГО [13]
ИЗ "ИЗБОРНИКА 1076 ГОДА" [3]
СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ [20]
(Переводы разных авторов.А так же и сам оригинал текста.)
КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ ПАТЕРИК [7]
КНИГА ЕНОХА (Полное издание) [5]
ЖИТИЕ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО [5]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Яндекс.Метрика

    Каталог статей

    Главная » Статьи » СИНАЙСКИЙ ПАТЕРИК

    СИНАЙСКИЙ ПАТЕРИК (2)
    46. Удивительное видение аввы Кириака
    из лавры Каламонской и о двух книгах
    нечестивого Нестория

    Однажды пришли мы к авве Кириаку, пресвитеру лавры Каламонской, что около священного Иордана. Он рассказывал нам: "Однажды я видел во сне величественную Жену, облаченную в порфиру, и вместе с Ней двух мужей, сиявших святостию и достоинством. Все стояли вне моей келлии. Я понял, что это — Владычица наша Богородица, а два мужа — св. Иоанн Богослов и св. Иоанн Креститель. Выйдя из келлии, я просил войти и сотворить молитву в моей келлии. Но Она не соизволила. Я не переставал умолять, говоря: "Да не буду я отвержен, унижен и посрамлен" и многое другое. Видя неотступность моей просьбы, Она сурово ответила мне: "У тебя в келлии — Мой враг. Как же ты желаешь, чтобы Я вошла?" Сказавши это, удалилась. Я пробудился и начал глубоко скорбеть, вообразив себе, не согрешил ли я против Нее хотя бы помыслом, так как, кроме меня одного, никого в келлии не было. После долгого испытания себя я не нашел в себе никакого прегрешения против Нее. Погруженный в печаль, я встал и взял книгу, чтобы чтением рассеять свою скорбь. У меня была в руках книга блаженного Исихия, пресвитера Иерусалимского. Развернув книгу, я нашел в самом конце ее два слова нечестивого Нестория, и тотчас сообразил, что он-то и есть враг Пресвятой Богородицы. Немедленно встав, я вышел и возвратил книгу тому, кто мне ее дал.
    - Возьми, брат, обратно свою книгу. Она принесла не столько пользы, сколько вреда.
    Он пожелал знать, в чем состоял вред. Я рассказал ему о своем сновидении. Исполнившись ревности, он немедленно вырезал из книги два слова Нестория и предал пламени.
    - Да не останется и в моей келлии, — сказал он, — враг Владычицы нашей Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии!.."

    47. Чудо Пресвятой Богородицы
    над Гаианом комедиантом

    В одном из городов ливанской Финикии был комедиант Гаиан. Он, понося Пресвятую Богородицу, представлял Ее в театре. И вот является ему во сне Богоматерь, и говорит: "какое зло Я причинила тебе? 3а что ты издеваешься и поносишь Меня?" Пробудившись, комедиант не только не образумился, но еще более поносил Ее. Снова явилась ему Пресвятая Богородица и, вразумляя его, произнесла те же слова. Но и это вразумление не подействовало на несчастного. В третий раз явилась ему Пресвятая Дева с тем же самым вразумлением, но комедиант оказался неисправим. Наконец, однажды во время полуденного отдыха Она явилась ему и, не сказавши ни слова, одним только перстом провела черту по его рукам и ногам. Проснувшись, он почувствовал, что у него отнялись руки и ноги и лежали без движения, как бревна... Всем показывал себя, несчастный, громко исповедуя свое нечестие, за которое восприял достойное возмездие — и то еще ради человеколюбия...

    48. Чудо Пресвятой Богородицы, побудившее Космиану, жену патриция Германа, возвратиться
    в лоно св. Церкви из ереси Северовой

    Пресвитер Анастасий, ризничий церкви св. Воскресения Христа, Бога нашего, передавал нам, что однажды в ночь под воскресенье Космиана, жена патриция Германа, придя одна, желала поклониться св. и животворящему гробу Господа нашего Иисуса Христа — истинного Бога. Она уже приблизилась к вратам святилища, и вот навстречу ей явилась видимым образом наша Владычица Пресвятая Богородица, в сопровождении других жен.
    — Ты не принадлежишь к нам, не наша. поэтому и не входи сюда, сказала Богоматерь.
    Космиана действительно принадлежала к секте Севера акефала.
    На настойчивые мольбы о дозволении войти ко св. гробу Богоматерь отвечала:
    - Поверь мне, женщина, что ты не войдешь сюда, если не присоединишься к нам.
    Поняв, что уклонение в ересь возбраняет ей доступ к святыне, которой она не увидит, пока не обратится к св. кафолической и апостольской Церкви Христа, Бога нашего, Космиана тотчас позвала диакона. Когда диакон пришел с св. чашею, она причастилась св. Тела и Крови великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, а затем удостоилась беспрепятственно поклониться и св. животворящему гробу Господа.

    49. Дивное видение палестинского военачальника, побудившее его отречься от ереси и возвратиться в лоно Христовой Церкви

    Пресвитер Анастасий рассказал нам еще о следующем происшествии. Гевемер, сделавшись палестинским военачальником, прежде всего явился поклониться Св. Христову Воскресению. Лишь только хотел он войти во храм, как увидал барана, бросившегося на него, чтобы ударить рогами. В сильном испуге он отступил назад. Стоявшие здесь Азарий, хранитель св. Креста, и храмовые служители спрашивали его:
    - Что с тобой, господин? Отчего ты не войдешь?
    - Зачем вы пустили сюда этого барана? - спросил военачальник.
    Все были поражены удивлением. Осмотрели св. Гроб, и ничего не нашли.
    - Тут нет ничего — ступай !
    Гевемер снова попытался войти — и снова то же явление: баран устремляется на него и не дает ему войти... Это повторилось не раз. Видение было только одному Гевемеру, другие совсем ничего не видели...
    - Поверь мне, господин, сказал тогда хранитель св. Креста, у тебя что-нибудь есть на душе.... Это и возбраняет тебе доступ к св. и животворящему Гробу нашего Спасителя. Ты хорошо сделаешь — исповедавшись пред Богом. Милостивый и человеколюбивый, желая твоего спасения, Он явил тебе это знамение.
    - 0, на мне много тяжких грехов пред Господом, — воскликнул Гевемер, проливая слезы.
    И павши на лицо свое, он долго плакал и исповедывал грехи свои пред Богом.
    И, поднявшись, снова хотел было войти и — не мог: явившийся баран еще с большей силой преграждал ему доступ к святыне.
    - Видно, есть еще какая-нибудь преграда, сказал хранитель Креста.
    - Не потому ли я не могу войти, что не состою в общении со св. кафолической и апостольской Церковью, а принадлежу к секте Севера? - сказал военачальник, и просил хранителя св. Креста, чтобы сподобил его причащения Св. и Животворящих Тайн Христа Бога нашего. Пришел диакон со св. чашею, и он, причастившись, присоединился к Церкви. После того приступил и поклонился св. Гробу, ничего более не видев.

    50. Видение затворника аввы Георгия

    Скифополь был вторым главным городом Палестины. Там мы виделись с аввою Анастасием, который передал нам рассказ о затворнике авве Георгие. "Однажды ночью я встал, чтобы ударить в било (он был канонархом), и слышу, что старец плачет. Подойдя к нему, я спросил:
    - 0 чем ты так плачешь, авва?
    Старец молчал.
    - Скажи же мне о причине твоего плача, - продолжал я спрашивать.
    - Как мне не плакать, - сказал старец, вздохнувши из глубины души, - когда Господь наш прогневался на нас! Мне казалось, чадо, что я стою пред Кем-то, сидящим на высоком престоле. Многие, многие тысячи обстоят вокруг престола, умоляя Его о чем-то. Но Он не склоняется на их молитвы. И приблизилась к Нему некая Жена, облеченная в порфиру. Припадши к Нему, Она воскликнула: "Умилостивись же, хотя ради Меня!" Но Он остался непреклонен. Вот почему я плачу и рыдаю — в сильном страхе за то, что угрожает нам".
    Он рассказал мне об этом в четверток утром, а на следующий день, в пятницу, часу в девятом, произошло страшное землетрясение, разрушившее города приморской Финикии.
    Тот же авва Анастасий рассказал нам еще об этом старце: "Спустя немного времени, стоял он у окна и начал горько плакать. Увы, брат, - говорил старец, - никакого сокрушения сердечного нет у нас, пребываем в нерадении, и я боюсь, что мы при дверях, и гнев Божий постиг нас. И на следующий день виден был огонь на небе".

    51. Жизнь старца Юлиана

    Аназарв — главный город провинции второй Киликии. На расстоянии двенадцати миль от города есть монастырь, так называемый Египетский. Тамошние отцы этого места рассказали нам, что пять лет назад здесь скончался старец по имени Юлиан. Свидетели говорят, что он около семидесяти лет подвизался в небольшой пещере, не имея ничего в этом мире, кроме власяницы, хитона, креста (мегалии) и деревянного ковша. Говорили еще про него, что никогда он не зажигал у себя лампады, но свет небесный озарял его по ночам, давая ему возможность читать книги.

    52. Слово аввы Илии молчальника

    Пришел однажды брат к авве Илии Молчальнику в Пещерную киновию аввы Саввы.
    - Авва, скажи мне наставление, - просил брат.
    - Во дни отцов, — отвечал старец, — любили три добродетели: нестяжательность, кротость и воздержание, а теперь среди монахов преобладает корыстолюбие, чревоугодие и дерзость. Избирай, что хочешь.

    53. Жизнь старца Кириака из обители св. Саввы

    Авва Стефан Трихина рассказал нам об одном старце, жившем в лавре св. отца нашего Саввы: "Однажды он отправился в Кофилу и, пробыв немного времени близ Мертвого моря, возвращался обратно в свою келлию. Был страшный зной, и старец сильно изнемог. И начал он молиться Богу, простирая руки к небу: "Господи, ты видишь, что я не могу продолжать пути от жажды". И тотчас окружило его облако и сопутствовало ему до самой келлии, на расстоянии двенадцати миль. Тот же авва Стефан поведал нам еще об этом старце. Пришли однажды к нему родственники, чтобы повидаться с ним. В лавре они искали его келлию. Некоторые указали им, и они, подойдя, постучались в дверь. Узнав своих, старец молил Бога, да не будет видим ими. И отворив дверь, вышел из келлии, не будучи замечен. Удалившись в пустыню, он пробыл там до тех пор, пока его родственники не оставили его келлии.

    54. Жизнь скитских монахов и о старце Аммонии

    Пришли мы в Теренуфу, к авве Феодору Александрийскому. Старец говорил нам: "Воистину, чада, скитские монахи совсем ослабили строгую скитскую жизнь, по предсказанию старцев. Поверьте, чада, мне, старику, что прежде у скитских иноков наблюдалась великая любовь, и строгое воздержание, и дар разумения. И я застал еще там старцев, которые вовсе не принимали пищи, если кто-нибудь не заходил к ним. Между ними был старец Аммоний, живший близ меня. Зная его образ жизни, я каждую субботу навещал его, чтобы он, ради моего прихода вкусил пищи. И все они наблюдали такое правило: в какое бы время кто ни пришел к ним, должен был сотворить молитву, а старцы, между тем, готовили трапезу, и потом вместе вкушали пищу.

    55. Видение одного старца, жившего в скиту,
    и об авве Иринее

    Авва Ириней рассказал нам, что один старец, живший в скиту, увидал ночью, как диавол раздавал братии грабли и корзины.
    - Что такое? — спросил старец.
    - Готовлю развлечение для братии, — отвечал диавол, чтобы они были рассеяннее во время славословия Бога.
    Тот же авва Ириней рассказал нам следующее: "При нападении варваров я удалился из скита и, придя в Газскую область, взял келлию в лавре. Взяв от аввы этой лавры книгу о жизни старцев, в тот же день присел за чтение. И лишь только раскрыл книгу, нашел главу, где говорилось о том, как один брат пришел к старцу, и говорит ему:
    - Помолись обо мне, отче.
    - Когда ты был с нами, — ответил старец, — я молился за тебя, а теперь ты ушел к своим и я перестал молиться за тебя.
    Прочитав об этом, я сложил книгу и сказал сам себе: "Бедный Ириней, и ты ушел к себе, и отцы уже не молятся более о тебе!"
    И тотчас, возвратив книгу авве, я удалился и пришел сюда — в Келлии. Вот причина, чада мои, почему я нахожусь в этом месте".

    56. Жизнь Иоанна, ученика великого старца

    В Финикии есть город Птолемаида. Там есть предместье, называемое Парасима. В нем жил один великий старец. У него был ученик, по имени Иоанн, тоже великий подвижник, особенно отличавшийся послушанием. Однажды старец послал ученика на работу и дал ему для подкрепления сил немного хлеба. Ученик ушел и, исполнив работу, возвратился, не дотронувшись до хлеба. Старец, увидав хлебы, сказал ему:
    - Отчего же ты, чадо, не вкусил хлеба, который я дал тебе?
    - Прости меня, отче, — отвечал ученик, поклонившись старцу. Отпуская меня, ты не благословил и не дал мне повеления вкусить пищи. Потому я и не ел.
    Старец, подивившись разумению брата, благословил его.
    После кончины старца, этот брат постился сорок дней, и ему было небесное видение, причем он слышал голос: "На какого больного ты ни возложишь своих рук, он исцелится". И вот утром, по промыслу Божию, приходит к нему человек и приводит свою жену, страдавшую раком в груди. Муж начал просить, чтобы он исцелил его жену. Брат называл себя грешником и недостойным для такого дела. Однако муж неотступно молил его, чтобы он склонился на его просьбу и помилосердовал о жене его. Тогда он, возложив руку, осенил грудь (крестным знамением), и женщина немедленно получила исцеление. И с той поры Бог явил чрез него много других знамений не только при жизни, но и по смерти его.

    57. Кончина Симеона столпника и о другом столпнике, авве Юлиане

    В четырех милях от города Эги стоял столпник Симеон. Пораженный молнией, он скончался. Тогда авва Юлиан столпник, стоявший близ залива, в необычное время сказал ученикам: "Положите фимиам в кадило!"
    - Что за причина, скажи нам, отче, — спросили ученики.
    - Брат Симеон, живший в Эгах, скончался, пораженный молнией — и вот душа его отходит с радостью.
    А столпники находились один от другого на расстоянии почти двадцати четырех миль.

    58. 0 том же Юлиане

    Вот что еще разсказал нам авва Стефан Трихина об авве столпнике Юлиане: в его местности появился лев, пожравший многих странников и туземцев. Однажды старец приказал своему ученику Панкратию:
    - Отправься за две мили отсюда к югу. Ты найдешь там лежащего льва. Скажи ему: смиренный Юлиан именем Иисуса Христа, Сына Божия, повелевает тебе удалиться из этой местности.
    Брат, отправившись, нашел льва. И лишь только произнес то, что ему было заповедано, лев удалился, и все прославили Бога.

    59. Об авве Фалалее

    Пресвитер тамошней лавры авва Петр рассказал нам об авве Фалалее киликиянине, что он подвизался в иночестве шестьдесят лет и постоянно плакал, говоря: "Бог дал нам время этой жизни для покаяния и потребует от нас строгого отчета в нем".

    60. Удивительный поступок одной
    благочестивой женщины

    Во время пребывания нашего в Александрии один христолюбивый человек рассказал нам следующее: "Одна монахиня жила в своем доме, проводила дни в уединении и заботе о своей душе. Она постилась, творила молитву, проводила ночи в бдении и подавала много милостыни. Но диавол, вечно воинствующий против рода человеческого, не мог видеть такую добродетель девушки, наслал на нее напасть — он внушил одному юноше сатанинскую страсть к ней. Юноша караулил ее перед домом. И когда монахиня хотела выйти и отправлялась из дома своего в церковь, чтобы помолиться, юноша преграждал ей дорогу, докучая и надоедая ей, как это свойственно влюбленным, так что вскоре монахине пришлось из-за этой беды не выходить из дому. Однажды она посылает к юноше свою служанку, велев ей сказать: "Пойдем, госпожа моя хочет тебя видеть". Юноша пошел к ней, радуясь, что добился своего. Монахиня сидела за ткацким станком.
    Она говорит вошедшему: "Садись".
    Усадив юношу, девушка говорит ему: "Почтенный брат, скажи, почему ты так преследуешь меня и не даешь мне выйти из дома?".
    Юноша сказал в ответ: "Потому, госпожа, что действительно сильно люблю и с тех пор, как увидел тебя, весь объят пламенем".
    Она сказала ему: "Что же ты во мне находишь столь красивым, что так любишь меня?".
    Юноша говорит: "Глаза твои. Они ведь соблазнили меня".
    Когда монахиня услышала, что глаза ее соблазнили юношу, она схватила ткацкий челнок и выколола себе оба глаза. Пораженный тем, что монахиня лишилась из-за него обоих глаз, юноша удалился в Скит и там сделался добрым иноком.

    61. Жизнь аввы Леонтия киликиянина

    Некоторые отцы передавали нам об авве Леонтии киликиянине, что он особенно усерден был к службам в обители Госпожи нашей Пресвятой Богородицы Марии, Новой. Сорок пять лет подвизался он, не отходя от Ее храма, весь погруженный в себя самого....
    Рассказывали нам еще про него, что если приходил к нему бедный слепой — он сам подавал ему милостыню. Если же нищий был зрячий, то клал фолеры или на подставку колонны, или на скамейку, или на ступени храма, и оттуда брал их нищий. Один старец спросил его:
    - Отчего ты, отец, не подаешь из рук?
    - Прости меня, отче, отвечал Леонтий, — то не я подаю, но Госпожа моя Богородица, питающая меня и их.

    62. Жизнь аввы Стефана, пресвитера илиотского

    Один старец рассказал нам следующее об авве Стефане, пресвитере лавры Илиотской. Однажды сидел он в своей келлии, и диавол внушил ему мысль: "Уйди отсюда, здесь ты не получишь пользы".
    - Не послушаюсь тебя, отвечал старец. Я знаю, кто ты. Ты не хочешь видеть спасения кого-либо, но Христос, Сын Бога живого, сокрушит тебя.

    63. Старец сотворил молитву,
    и нечистый дух исчез

    Рассказали нам еще о нем, что он однажды сидел в своей келлии и читал, — и вот снова видимым образом, явился ему демон, и сказал:
    - Уйди отсюда, старик, здесь тебе не будет пользы.
    - Если, как я хорошо знаю, ты желаешь моего удаления отсюда, то вот сделай так, чтобы стул, на котором сижу, начал ходить.
    А сидел он на плетеном стуле.
    Выслушав слова старца, диавол сделал так, что заходил не только стул, но и вся келлия.
    - Ловок же ты! - сказал старец, увидав хитрость диавола. А я все-таки отсюда не уйду.
    Старец сотворил молитву, и нечистый дух исчез.

    64. Старцы, получив урок, удалились

    Однажды трое старцев посетили уже упомянутого пресвитера авву Стефана. Они долго сидели у него, ведя беседу о спасении души. Авва Стефан молчал.
    - Что же ты, отче, нам ничего не ответишь? Мы пришли к тебе ради душевной пользы.
    - Простите меня — я не слыхал ничего, что вы до сих пор говорили. Однако скажу, что могу. Ни ночью, ни днем я не вижу ничего, кроме распятого на кресте Господа нашего Иисуса Христа".
    Старцы. получив урок, удалились...

    65. Хочешь ли видеть,
    какой славы достоин брат твой?

    Авва Иоанн, по прозванию Молива, рассказал нам о том же старце, т. е. о Стефане следующее. Он очень ослаб и заболел. Тогда врачи заставили его есть мясное. У блаженного старца был в миру брат, человек благочестивой, богоугодной жизни. Однажды брат—мирянин пришел к брату—пресвитеру и, застав его за вкушением мясной пищи, смутился. Его очень огорчило то, что после великих подвигов воздержания под конец жизни брат разрешил себе мясную пищу. И вот, внезапно, в состоянии духовного восторга, он увидал пред собою незнакомца, говорившего ему: "Зачем ты соблазняешься тем, что старец вкушает мясо? Или ты не знаешь, что он делает это по необходимости и послушания ради? Воистину, тебе не следовало соблазняться. Хочешь ли видеть, какой славы достоин брат твой? — Оглянись назад и смотри".
    И обратившись, он увидал своего брата пригвожденным ко кресту, как Христос.
    - Вот какой славы сподобился брат твой! Воздай же славу Тому, Кто прославляет истинно любящих Его!

    66. Жизнь отшельника аввы Феодосия

    Авва Антоний, основатель и настоятель лавры Илиотской, рассказал нам об авве Феодосии молчальнике то, что слышал от него самого. "Прежде чем удалиться в пустыню, — рассказывал авва Феодосий, — в состоянии духовного восторга я видел Юношу, лицо Которого сияло светлее солнца. Взяв меня за руку, Он сказал: "Пойдем, тебе предстоит состязание", - и привел меня в театр, обширности которого я не могу описать. Весь театр был наполнен зрителями. Одна часть их была в белых одеждах, другие были черны, как эфиопы. Юноша привел меня на середину театра. Здесь я увидел эфиопа, необыкновенного роста: голова касалась облаков. Он был безобразен и имел вызывающий вид. Явившийся юноша говорит мне: "Вот с ним тебе предстоит борьба". При виде исполина я пришел в ужас и задрожал...
    - Кто же из людей с одними человеческими силами может бороться с ним?! — воскликнул я, обращая умоляющие взоры на приведшего меня Юношу.
    - А ты все-таки бодро выходи против него. Я буду при состязании... Сам буду Судьей и вручу тебе победный венец.
    Мой противник также выступил на середину и мы начали борьбу. Быстро явился дивный Судья и вручил мне венец. И вот — все множество эфиопов с воплем вдруг исчезли. Другая часть людей, облеченных в белые одежды, воссылали хвалы Тому, Кто помог и доставил мне славную победу.

    67. Он тридцать пять лет провел в уединении

    Об этом же авве Феодосии молчальнике поведал нам ученик его авва Кириак, что он тридцать пять лет провел в уединении, причем постился по два дня и хранил совершенное молчание — не говорил ни с кем. Если же хотел что-либо сказать, выражал это знаками. И авва Кириак видел его в лавре Илиотской, потому что прожил в ней десять лет.

    68. У него не было зимнего плаща

    Авраамий, настоятель киновии Пресвятой Богородицы Марии - Новой, рассказал нам об этом авве Феодосии, что у него не было зимнего плаща, и он купил ему. Однажды, прикрывшись им, старец заснул, а спал он при храме. Пришли разбойники, сняли с него плащ и ушли. И старец ничего не сказал об этом.

    69. Жизнь аввы Палладия
    и солунского затворника Давида

    Вместе с господином софистом Софронием, еще до отречения его от мира, прибыли мы в Александрию, к авве Палладию. Этот боголюбивый муж и раб Божий имел свой монастырь в Лифазомене. Мы просили его сказать нам назидание, и старец начал говорить нам: "Чада, временная жизнь наша кратка: будем недолгое время здесь подвизаться и трудиться, чтобы удостоиться великих благ в вечности! Посмотрите на мучеников, посмотрите на святых, посмотрите на подвижников: как они были мужественны! Их хорошо знали минувшие века — мы также не перестаем никогда удивляться им. И кто бы ни слышал о них — изумляется терпению блаженных мучеников, терпению, превышающему силы человеческие. Чего только не претерпели они! Одним выкалывали глаза, другим перебивали голени; одним отрубали руки, другим — ноги. Одних скоро пожирало пламя, других сжигали на медленном огне. Топили их в реках и в морских пучинах. Иных, как злодеев, живых терзали кровожадные звери, других, после всевозможных мук, по смерти пожирали хищные птицы. Словом — нельзя ни вообразить, ни пересказать все виды мук, каким враг диавол подвергал боголюбезных мучеников и подвижников. Но с каким мужеством и терпением они подвизались, торжествуя силою духа над немощью плоти! И вот теперь они получили награды за свои подвиги, несравненно большие, чем ожидали. Своими подвигами они оправдывают несокрушимую веру, во-первых, в то, что, пострадав здесь короткое время, можно достигнуть вечных благ, во-вторых, — что врага можно одолеть: сверхчеловеческие муки, которым враг наш диавол подвергал их, мужественно перенесены. Таким образом, если и мы перенесем все скорби и пребудем тверды в испытаниях, то воистину "други Божии" будем, Сам Бог будет споборствовать нам и сверх меры воздаст нам за подвиг... Мы знаем, каких трудов требует настоящая жизнь: испытаем самих себя в безмолвии! Прежде всего нам необходимо искреннее раскаяние, чтобы сделаться храмами Божиими, потому что великая награда ожидает нас в вечности...
    - Вспомним о Том, — продолжал старец, — Кто не имел, где главу преклонить...
    - Скорбь, по слову Апостола, порождает терпение, — сказал еще старец, — сделаем наш дух причастным Царствия Небесного...
    Чада, не будем любить мира, ни того, что в мире...
    - Будем хранить себя от помыслов, — сказал в заключение старец, — это — спасительное средство ко спасению...
    - Сделай милость, отче, скажи нам, зачем, по каким побуждениям принял ты иночество? — спросили мы.
    - В моем отечестве, — старец был из Фессалоник, — за три версты от городской стены жил отшельник, родом из Месопотамии, по имени Давид. То был муж весьма добродетельный, любвеобильный и строгой жизни. Он провел в затворничестве около семидесяти лет. Однажды ночью военная стража охраняла стены города от варваров. Воины стояли на стене, обращенной к той стороне, где в затворе жил старец. Вот и видят воины в одну ночь, что огонь исходит из всех окон келлии. Вообразив, что варвары подожгли келлию старца, лишь только рассвело, они бросились к келлии и, увидев, что старец невредим и келлия цела, остановились в изумлении. В следующую ночь воины снова видят огонь в келлии старца — и это повторялось потом не раз. Необычайное явление стало известно всему городу и всей той стране, так что многие проводили ночи на стене, чтобы видеть дивный огонь. Явление продолжалось до самой кончины старца. Я сам видел это чудо не раз и не дважды, а много раз. И сказал я сам себе: если и в этом еще мире Бог прославляет рабов Своих столь великой славой, что же будет в грядущем веке, когда лице их просияет, как солнце!? Вот, чада мои, это и было поводом к тому, что я принял иноческий образ.

    70. Жизнь затворника Адолы

    Вот что еще рассказывал нам старец. После аввы Давида пришел некий инок по имени Адола, также родом из Месопотамии. Поселившись в окрестностях города затворником в кленовом дупле, он устроил себе оконце, чрез которое и говорил с приходившими к нему. Однажды во время варварского нашествия та местность подверглась страшному погрому. Варвары случайно проходили мимо затворника. Увидав выглянувшего из оконца старца, один из варваров извлек меч и замахнулся, чтобы поразить отшельника, но его простертая рука вдруг осталась без движения. При виде этого чуда пораженные изумлением остальные варвары поверглись пред старцем с мольбою. Сотворив молитву, старец исцелил наказанного и отпустил их с миром.

    71. Поучение от разбойника

    Тот же авва Палладий рассказывал нам, что в фиваидской области, в городе Арсиноэ схвачен был убийца. После многих пыток он приговорен был к отсечению головы. Его нужно было отвести для казни за шесть миль (1/5 нем. мили) от города — на то место, где он совершил убийство. Вместе с другими за осужденным шел монах — посмотреть на его казнь. Идя на казнь, преступник увидал монаха.
    - Отче, должно быть у тебя нет ни келлии, ни рукоделия!?
    - Прости меня, брат, — возразил инок. — У меня есть и келлия и занятие.
    - Так что-ж ты не сидишь в келлии и не предаешься сокрушению о грехах? — спросил осужденный.
    - Правда твоя, брат мой! отвечал инок. Я вовсе не забочусь о душе своей. Потому-то и иду посмотреть на твою казнь, чтобы хотя через это придти в сокрушение.
    - Ступай-ка лучше, отче, — сиди в своей келлии и благодари Бога Спасителя нашего: после того как, вочеловечившись, Он умер за нас, человек уже не умирает вечною смертью.

    72. 0 старике-убийце,
    оклеветавшем юношу-христианина

    Авва Палладий рассказал нам также следующее. Один старик-мирянин задержан был за убийство. Во время пытки, по александрийским законам, он заявил, что у него был еще сообщник в убийстве. Тот, на кого указывал старик, был юноша лет двадцати. И тот и другой подвергнуты были жестоким истязаниям. Старик продолжал стоять на своем: "Ты был со мною при совершении убийства!" Юноша не признавался. "И в убийстве я не участвовал, и с ним вместе не был". После многих пыток они оба были присуждены к повешению. Их отвели за пять миль от города, на обычное место казни. В одной стадии от города находились развалины храма Крона (Сатурна). По прибытии на место казни, толпы и воины пожелали, чтобы первым повешен был юноша. Бросившись к ногам воинов, юноша вскричал :
    - Ради Господа, сделайте милость — повесьте меня лицом к востоку, так чтобы мне смотреть в ту сторону, когда буду висеть.
    - Зачем это? — спросили воины.
    - Ох, милостивые государи, не прошло и семи месяцев, как я, несчастный, удостоился св. крещения и стал христианином.
    Это признание до слез тронуло воинов.
    Между тем старик затрясся от злобы и громко крикнул :
    - Ради Сераписа, повесьте меня лицом к Крону!
    Тогда воины, услыхав это богохульство, оставили юношу и сперва повесили старика. Лишь только они покончили со стариком, как вдруг прискакал всадник, посланный наместником Египта (августалием).
    - Юношу не велено казнить. Возвратите его обратно!
    Воины и народ чрезвычайно обрадовались этому и, вернувшись с юношей, представили его в судилище, откуда он был освобожден августалием. Получив спасение сверх ожидания, юноша сделался иноком.
    Мы записали это для пользы многих.

    73. Жизнь воина Иоанна

    Вот и это рассказ аввы Палладия. В Александрии был воин по имени Иоанн. Он вел следующий образ жизни: каждый день с утра до девятого часа сиживал он в монастыре близ входа во храм св. Петра. Он был одет во вретище и плел корзинки, все время молчал и совсем ни с кем не разговаривал. Сидя у храма, он занимался своей работой и только одно возглашал с умилением: Господи, от тайных моих очисти мя (Пс. ХVIII), да не постыжуся в молитве. Произнеся эти слова, он снова погружался в продолжительное молчание.... И затем снова, по прошествии часа и более, повторял то же восклицание. Так он возглашал раз семь в течение дня, ни слова не говоря ни с кем. В девятом часу он снимал вретище и одевался в воинские одежды. т.е. в свою хламиду, и шел к месту своей службы. С ним я пробыл около восьми лет и нашел много назидания и в его молчании и в его образе жизни.

    74. Плоды ересей

    Вразумляя нас однажды, старец говорил нам: "Поверьте мне, чада! Расколы и ереси ни к чему другому не ведут во святой Церкви, как только к ослаблению любви к Богу и ближнему".

    75. Небесный покров

    Когда мы в другой раз пришли к авве Палладию, он рассказал нам следующее.
    Однажды жил один человек в Александрии. Он был христолюбив, сострадателен и радушно принимал иноков. Была у него весьма смиренная жена, которая всякий день наблюдала пост, и дочь около шести лет. Однажды христолюбец этот отправился в Константинополь; ведь он был купцом. И вот, оставив в доме жену, дочь и одного раба, он пошел в гавань. Перед тем как ему уйти, чтобы сесть на корабль, жена спрашивает его:
    - Кому ты нас поручаешь, господин?
    Муж отвечает ей:
    - Владычице нашей Богородице.
    Как-то, когда жена сидела за работой, а девочка была подле нее, раб по наущению диавола решил убить женщину и девочку, взять их добро и бежать. И вот, принеся из кухни нож, он направился в столовую, где сидела госпожа его. Как только раб дошел до двери столовой, его поразила слепота, и он не мог добраться ни до столовой, ни до кухни. В течение часа он ударами понуждал себя двинуться с места и, наконец, стал кричать госпоже: "Пойди сюда". А она удивилась, что раб, не входя к ней, стоит в дверях и кричит, и говорит ему:
    - Лучше ты иди сюда! - не зная, что он ослеп.
    Раб стал заклинать ее, чтобы она подошла, она же поклялась, что не подойдет к нему. Тут раб говорит ей:
    - Пошли мне хотя бы девочку.
    Она не сделала и этого, сказав:
    - Если хочешь, иди сам.
    Тогда раб, так как был совсем беспомощен, ударил себя ножом и рухнул замертво. Госпожа его, увидев, что случилось, подняла крик. Сбежались соседи, а вскоре пришли и люди из претории; они застали раба еще живым, и все от него узнали, и прославили Господа, явившего чудо и спасшего мать и дитя ее.

    76. Потопление Марии грешницы

    Вот что еще рассказал нам тот же авва Палладий. Хозяин одного корабля лично передавал ему, что ему нужно плыть с пассажирами обоего пола. Вышли в море. Между тем как другие корабли благополучно поплыли: одни — в Константинополь, другие — в Александрию, третьи — в иные места — и для всех были попутные веры, — мы одни только не могли тронуться в путь и простояли неподвижно на одном месте целых 15 суток. Уныние и даже отчаяние овладели всеми. В особенности я, как хозяин корабля, сокрушался и о судьбе судна, и о пассажирах. И обратился я с молитвою к Богу. И вот однажды слышится мне голос кого-то незримого мною: "Брось в море Марию — и совершишь благополучно свое плавание!" Долго я размышлял в недоумении: что это значит? Кто такое эта Мария? И вот снова тот же голос: "Я сказал тебе: брось в море Марию — и вы спасетесь!" Среди размышлений об этом я вдруг вскрикнул: "Мария"! Я ведь и не знал никакой Марии. Женщина, лежавшая на своем ложе, отозвалась на мое восклицание и спросила:
    - Что тебе надо, господин?
    - Сделай милость, подойди сюда! — сказал я ей. Та встала и подошла. Удалившись от других, я обратился к ней с следующими словами:
    - Видишь ли, сестра Мария, какой я грешник — и все вы погибнете из-за меня.
    - Нет, господин мой, это я — грешница, глубоко вздохнув, произнесла она.
    - Какие же у тебя грехи?
    - Увы, нет греха, которого бы я не совершила, и за мои-то грехи и вы все погибнете...
    После этого она мне поведала следующее:
    "Я, государь мой, несчастная — была замужем, и у меня было двое детей: одному исполнилось девять лет, другому — пять. Муж мой скончался, и я осталась вдовою. Неподалеку от меня жил воин, и мне захотелось. чтобы он взял меня в жены. Я сама подсылала к нему кое-кого. Воин ответил : "Я не желаю брать за себя женщину, у которой есть дети от другого мужа". Узнав, что он не желает взять меня за себя из-за детей, но вместе с тем любя его, я, несчастная, зарезала своих детей и объявила ему: "Вот, теперь у меня нет никого!" Узнав о моем поступке с детьми, воин воскликнул: "Жив Господь Бог мой, Иже на небесах! Не возьму я ее за себя!" Испугавшись того, как бы не открылось мое злодеяние, и боясь смерти, я бежала.
    Выслушав рассказ женщины, я однако медлил и не решался бросить ее в море. Дай, думаю, еще сделаю опыт.
    - Смотри, говорю ей. Вот я войду в лодку, и если корабль поплывет — знай, что мои грехи причиной его стоянки.
    Зову матроса, и говорю ему : "Спусти лодку!" Схожу в лодку — и ничего: ни корабль, ни лодка не двигаются с места. Тогда, взойдя на корабль, обращаюсь к женщине: "Сойди-ка ты теперь в лодку". Та исполнила мое требование, и в ту же минуту лодка закружилась и, повернувшись раз пять, пошла ко дну. Между тем корабль понесся с такой быстротой, что в три дня мы совершили плавание, которое продолжалось обыкновенно пятнадцать дней.

    77. 0 том, как три слепца лишились зрения

    Однажды вместе с господином Софронием мы пришли в дом софиста Стефана, чтобы заняться с ним. Было около полудня. Он жил близ храма Пресвятой Богородицы, именуемой "Дорофеи". Храм был воздвигнут блаженным папою Евлогием. На наш стук в дверь выглянула отроковица и сказала нам: "Он еще спит. Подождите немного". Тогда я говорю господину Софронию: "Пойдем на Тетрапил и там посидим". Местность Тетрапила в большом уважении у александрийцев. Говорят, что основатель города Александр, взявши из Египта останки пророка Иеремии, похоронил их там. Придя туда, мы никого не нашли, кроме троих слепцов; было, как уже сказано, около полудня. Молча и не говоря ни слова, мы подсели к слепцам с своими книгами в руках. Слепцы вели беседу между собой, и один из них говорит другому:
    - Как ты ослеп?
    - В молодости я был матросом, — отвечал собеседник. Мы плыли из Африки, и в море я вдруг разболелся глазами, так что не мог и ходить. У меня на глазах появились бельма, и я ослеп.
    - А ты как ослеп? — спросил тот же слепец другого товарища по несчастию.
    - Я был стекольщиком по ремеслу — отливал стекла. Брызги попали мне в глаза — и я ослеп.
    - Ну, а ты сам каким образом потерял зрение? — спросили оба слепца первого.
    - Сказать вам по правде, — отвечал тот, — в молодости я ненавидел труд, к тому же был и мот. Дошло до того, что мне нечего было есть, и я принялся за воровство. Однажды, уже совершив много преступлений, я стал на площади. Смотрю — хоронят покойника, роскошно разодетого. Иду за процессией, чтобы заметить место погребения. Обошли церковь св. Иоанна и, положив покойника в склепе, разошлись. Тогда я, оставшись один, вхожу в склеп. Сняв с покойника все одежды, я оставил на нем только один саван. (Собственно полотно, в которое было обернуто тело). Я уже собирался выйти, много забрав, как дурная привычка моя шепнула мне: прихвати-ка и саван, он из дорогой материи. Вот я и вернулся — на горе себе! Как только снял я саван, обнажив совершенно мертвеца, вдруг он встает прямо передо мною и простирает обе руки ко мне... Ощупав пальцами мое лицо, он вырвал мне глаза. Тогда я, несчастный, бросив все, с большою горестью и с ужасом ушел из могилы. Вот и я вам рассказал, как я ослеп..
    Выслушав это, господин Софроний кивнул мне головою. Мы поднялись и отошли от них.
    - Ну, достопочтенный авва, — сказал он мне, — сегодня мы не будем более заниматься, потому что получили хороший урок.
    Получив назидание, мы записали это, чтобы и вы, узнав об этом, извлекли себе пользу. Сущая правда, что никто, творящий злое, не скроется от очей Божиих. А рассказ этот мы сами слышали из уст пострадавшего.

    78. Изумительное чудо умершей девицы, удержавшей грабителя и не отпускавшей его,
    пока тот не дал обещания стать иноком

    Когда мы находились в Феополе, авва Иоанн, игумен монастыря Гигантов, рассказал нам нечто подобное: "Недавно пришел ко мне какой-то юноша и сказал:
    - Ради Бога, прими меня. Я хочу покаяться.
    Он говорил это с великими слезами. Видя, как юноша подавлен и опечален, я говорю ему:
    - Скажи мне, какова причина такого твоего сокрушения?
    Он говорит мне:
    - Поистине, авва владыка, я многогрешен.
    Вновь я говорю ему:
    - Верь мне, чадо, сколь ни много есть разных грехов, столь же много и целительных средств. Если хочешь получить исцеление, расскажи мне по правде свои проступки, чтобы я наложил подходящие для них наказания. Ведь прелюбодей врачуется так, убийца иначе, смешивающий яды — опять по-другому, для сребролюбца тоже свое средство.
    Юноша стал громко жаловаться и бить себя в грудь — слезы и стенания завладели им — и от сильного смущения сердца он не мог говорить. Когда я увидел, что юноша в беспомощности и несказанной печали не может открыть свое страдание, я говорю ему:
    - Чадо, послушай меня, напряги немного ум свой, расскажи, что ты совершил, и Господь наш Иисус поможет тебе. Ведь по неизреченному человеколюбию и безмерному милосердию своему он все претерпел ради нашего спасения — знался с мытарями, не погнушался блудницы, не отверг разбойника, был другом грешникам, а затем принял крестную муку; радостно примет он в длани свои и тебя, если ты раскаешься и обратишься, ибо не хочет смерти грешника, но, чтобы грешник обратился от пути своего и жив был.
    Тогда, превозмогши себя и немного сдержав слезы, он говорит мне:
    - Я, отче, исполнен всяческого греха и недостоин ни небес, ни земли: два дня назад я услышал, что дочь одного из первых людей в этом городе, еще девушка, умерла, и ее схоронили в гробнице поодаль от города и положили с нею множество одежд. Услышав это — ведь подобные нечестивые дела были мне знакомы — я пошел ночью к гробнице и стал снимать с девушки одежды, и снял все, что на ней было, не пощадив даже последнего хитона; я совлек и его и оставил девушку голой, какой она была при рождении. Когда я уже собирался выйти из гробницы, девушка вдруг приподнялась, вытянутой левой рукой схватила меня за правую и говорит мне: "Человек, зачем тебе было обнажать меня? Разве ты не боишься Бога? Не страшишься грядущего суда и воздаяния? Разве не обязан чтить во мне мертвую? Разве не уважаешь нашу общую с тобой природу? Как же ты, будучи христианином, допустил, чтобы я нагой предстала пред Христом, не устыдившись, что я женщина? Разве не женщина родила тебя? Разве во мне ты не оскорбил мать свою? Какой ответ, несчастнейший из людей, ты дашь за меня перед грозным судом Христовым? Ведь пока я была жива, никто чужой не видел лица моего, а ты, когда я умерла и погребена, совлек с меня одежды и увидел мое обнаженное тело. О человеческая природа, в какую бездну зла ты низверглась! С каким сердцем и с какими руками ты приступишь к святому телу и крови Господа нашего Иисуса Христа?". Слыша и видя это, я устрашился и испугался и, весь дрожа, с трудом вымолвил: "Отпусти меня, более я такого не сделаю". Она говорит мне: "Когда захотел, ты вошел сюда, но Отсюда ты не выйдешь, когда захочешь — эта гробница будет нам общей. Не надейся умереть сразу: после многодневных страданий ты в мучениях отдашь свою исполненную зла душу". Я же со слезами молил ее отпустить меня, клянясь всемогущим Богом впредь отстать от этого нечестивого и беззаконного дела. Тогда, после долгих моих просьб и слез, она говорит мне в ответ: "Если хочешь жить и избавиться от ожидающей тебя муки, дай мне слово, что, если я отпущу тебя, ты не только отступишься от этого своего позорного и гнусного ремесла, но сейчас же не медля отречешься мира, и станешь монахом, и покаешься в содеянном, и будешь служить Христу". Я поклялся ей, говоря: "Я сделаю не только, что ты мне сказала, но уже сегодня не вернусь в дом свой и прямо отсюда пойду в монастырь". Тогда девушка говорит мне: "Одень меня, как я была одета". Когда я ее убрал, она вновь упала мертвой. Тотчас я, несчастный грешник, вышел из гробницы и пришел сюда". Услышав это от юноши и укрепив его речами о покаянии и воздержании, я затем постриг его в монахи. Облаченного в иноческое одеяние, я затворил юношу в одной из горных пещер в городе, а он воздавал великую благодарность Богу и с той поры подвизался о спасении души своей".

    79. Чудодействующая сила св. Евхаристии

    Прибыв в Селевкию, близ Антиохии, мы встретились с епископом города, аввой Феодором. Он рассказал нам о следующем событии, происшедшем при его предшественнике на епископской кафедре — блаженном Дионисии. Жил там богатый купец, человек весьма богобоязненный. Он держался ереси Севера, но у него был слуга, принадлежавший к святой кафолической и апостольской Церкви. По обычаю страны, в св. четверток он принял Св. Дары. Завернув их в чистое полотно, положил в свой шкап. После св. Пасхи купцу понадобилось по торговым делам послать слугу в Константинополь. Тот отправился, но, позабыв про Св. Дары, оставил их в своем шкапу, а ключ вручил хозяину. Однажды хозяин, отомкнув шкап, нашел полотно с находившимися там св. дарами. Смутившись, он не знал, как ему поступить. Принять их он не решался, не принадлежа к кафолической Церкви. Так на этот раз он и оставил их в шкапу, рассудив, что его слуга, возвратившись, примет их. Но пришел снова св. день Великого четверга, а слуга еще не возвратился. Тогда хозяин решился предать огню Св. Дары, чтобы они не остались еще на год. Отворив шкап, он видит, что все св. частицы произрастили стебли и колос... Страх и трепет объяли его при виде нового и необычайного чуда. Взяв Св. Дары, он, громко вопия: "Господи, помилуй!" со всем домом немедленно поспешил в "в храм к св. епископу Дионисию. Это столь великое и страшное, превосходящее всякий ум и понимание, чудо видели не двое, или трое, или немногие, но все собрание: горожане и поселяне, туземцы и пришельцы, путешествующие по суше и плавающие по морю, мужчины и женщины, старые и малые, юноши и старцы, господа и рабы, богатые и бедные, власти и подвластные, образованные н невежды, духовенство, девственники и подвижники, вдовцы и в браке живущие, правители и народ — все восклицали: "Господи, помилуй!" — и каждый взывал по своему, прославляя Бога. Все благодарили Бога за неизреченное и недомыслимое знамение. Многие, уверовав после чуда, присоединились ко святой кафолической и апостольской Церкви.

    80. Об источнике в Скопеле явившемся
    по молитве аввы Феодосия

    Мы пришли в монастырь аввы Феодосия в Скопеле. Монастырь стоит на горе между прибрежной Селевкией и Россом киликийским. Отцы этого монастыря повели нас еще выше на гору, на расстояние полета стрелы. Там указали нам на источник и сказали: "Этот обильный и прекрасный источник дан нам Богом. Воистину, он не от природы, но — дар Божий. Святой и великий отец наш Феодосий много постился и изливал, с коленопреклонением, источники слез, прося, чтобы Бог дал на наше утешение и употребление эту воду. Раньше отцы добывали воду из горного потока, но Бог, всегда исполняющий желания боящихся Его, даровал нам благословение воды сей по молитвам отца нашего. За два года пред сим некоторые из братии просили игумена, чтобы дозволил им построить в монастыре баню. Авва с неудовольствием выслушал эту просьбу, однако уступил, снисходя к слабости братии. Баня была выстроена, но всего только раз успели вымыться в ней, как источник богодарованной воды иссяк. И сказать вам правду: много мы постились и много молились со слезами, но воды не было. Целый год вода в источнике не показывалась, и мы много скорбели. Но когда отец наш разрушил баню, Бог снова дал нам воду".

    81. 0 кладезе, в котором явилась вода,
    по чудотворной силе образа св. Феодосия

    Вот что еще рассказали нам отцы. "На днях, — говорили они, — одна христолюбивая женщина, из страны апамейской, рыла колодезь. Много она издержала и дорылась до большой глубины, но воды не нашла. На нее напало уныние: ей жаль было и напрасных трудов и денег. Однажды видит она незнакомца, который говорит ей: "Пошли и вели принести изображение аввы Феодосия из монастыря в Скопеле, и Бог, по его молитве, даст тебе воду". Женщина немедленно отрядила двоих, и, приняв из рук их образ святого, опустила его в колодезь. И тотчас показалась вода, наполнившая цистерну до половины. Те, кто вынули икону из воды, принесли и нам, и мы пили и прославили единодушно Бога".

    82. Жизнь старца Иоанна в Скопеле

    В том же монастыре мы видели старца, по имени Иоанн. Отцы этого места говорили нам про него: "Подлинно, христиане, велик этот старец и страшен демонам. Кто бы ни пришел, будучи одержим нечистым духом, он каждому дарует исцеление".

    83. Чудесная помощь отшельника Иоанна

    Вот еще что слышали мы от отцов этого места. В двадцати четырех милях от монастыря есть гавань, по прозванию Малый мыс. В этой гавани хозяин одного корабля вместимостью в тридцать тысяч модий желал его спустить в море. Целых две недели пробился он с тремястами рабочих, трудившихся ежедневно, но не мог не только спустить корабля в море, но даже сдвинуть с места. Это было дело злых людей. В большом унынии и горе — хозяин не знал уже, на что ему решиться. По Божию устроению, старец пришел в то место. Корабельщик, хорошо его знавший, увидав его, сказал:
    - Отче, помолись о корабле моем, От чародейства корабль мой не может быть спущен в море.
    - Поди и приготовь мне пищи, а Бог тебе поможет.
    Старец сказал это с целью удалить корабельщика в его дом. Тогда старец один вошел в корабль и, повергшись трижды пред Богом, осенил корабль также три раза крестным знамением во имя Господа нашего Иисуса Христа. Придя после того в дом хозяина корабля, сказал ему:
    - Ступай и спусти корабль свой в море.
    Поверив старцу, корабельщик только с немногими отправился к кораблю. Стали спускать, и вот корабль — на море! И все воздали хвалу Богу.

    84. Жизнь и смерть
    одного отшельника, раба Божия

    В той же обители отцы рассказали нам об одном отшельнике, жившем в близлежащих горах. Этот отшельник был велик в очах Божиих и много лет провел в уединении, питаясь травою. Скончался он в малой пещере, и мы не знали об этом, решивши, что он удалился в другую пустыню. Однажды ночью он является во сне настоящему отцу нашему, благостному и досточтимому пастырю, авве Юлиану.
    - Возьми несколько человек братии, сказал явившийся, и ступай — принеси меня сюда из того места, где я лежу, на горе, под названием Олень.
    Взяв несколько человек, отец наш пошел к указанной горе. Много часов мы проискали, но не нашли останков отшельника, так как вход в пещеру с течением времени закрылся от сучьев и снега. После тщетных поисков старец сказал нам: "Пойдемте, чада, сойдем с горы". Лишь только мы начали спускаться, как вдруг подошел олень и, остановившись недалеко от нас, начал ногами рыть землю. При виде этого, отец наш говорит нам: "Поверьте мне, чада, здесь лежит раб Божий!" И, расчистив вход, мы нашли тело его невредимым. Принесли в обитель и там похоронили.

    85. 0 проросшей пшенице
    за прекращение раздачи милостыни

    Вот что еще рассказали нам: "У нас в обители наблюдался следующий обычай: во св. и великий четверток сходились в обитель из той страны бедные и сирые и получали по полмодия пшеницы, по пяти благословенных хлебов, по пяти фолер, по секстарию вина и по полсекстарию меда. За три года перед тем случился большой неурожай пшеницы, так что она продавалась за два модия. Настал великий пост.
    Некоторые из отцов сказали нашему игумену:
    - Сделай милость, отче, отложи на этот раз обычную раздачу бедным, чтобы не оскудела братия монастыря, так как нигде нет пшеницы.
    - Не станем, чада, нарушать благословения отца нашего, начал было возражать авва. Вы знаете заповедь старца, нам не следует преступать ее. Воистину он сам позаботится о нас.
    Но братия продолжали упорно стоять на своем.
    - Нам самим не хватит, и нечего давать нам.
    - Что-ж, сказал игумен, глубоко опечаленный, будь по-вашему. Делайте, как знаете.
    Так и не роздали милостыни ни в св. четверток, ни в св. пятницу. Заведующий пшеницей вскоре пошел туда и, войдя, увидал, что пшеница вся проросла. И пришлось ее побросать в море. Тогда стал нам говорить авва:
    - Вот и поделом приходится переносить кару нарушителям заповеди отца нашего. Пожинайте теперь плоды непослушания! Всего только пятьсот модий мы должны были раздать - и угодили бы своим послушанием отцу нашему Феодосию и бедных братий своих утешили бы. А теперь что—же? Погибло у нас пшеницы около пяти тысяч модий... Какую же пользу получили мы, чада? Поистине причинили себе сугубый вред: первое — нарушили заповедь отца нашего; второе — понадеялись не на Бога, но на пшеницу. Научимся, братия, из этого опыта, что есть Бог, пекущийся о всем человеческом роде, и что св. Феодосий невидимо заботится о нас, своих чадах.

    86. Об отшельнике, скончавшемся
    по принятии св. причащения

    Фома из Эгов рассказал нам: "Я вышел из Эгов после праздника. Стояла страшная стужа. Я зашел в монастырь аввы Феодосия в Скопеле. При мне произошло там следующее: в той местности жил отшельник питавшийся травою. По воскресным дням он приходил в монастырь и причащался Св. Таин. Однажды отшельник, придя в соблазн, целых пять недель не являлся, вопреки своему обычаю, в монастырь. Иноки были этим опечалены. Во время моего пребывания в монастыре, в воскресный день он наконец пришел туда. Увидав его, отцы монастыря возрадовались и, пав пред ним, просили прощения. Пал и он пред ними, и затем облобызались. И приняв пречистое тело и кровь Господа нашего Иисуса Христа, отшельник лег посреди церкви и тотчас скончался, вовсе не болевши. Отцы монастыря поняли тогда, что отшельник предузнал свою кончину. Потому-то он и пришел в монастырь, чтобы отойти ко Господу, примирившись со всеми".

    87. Обретение тела отшельника
    Иоанна Смиренного

    Пришли мы в селение за шесть миль от Росса. Два мирских старца приняли нас в храме. Селение стояло у подошвы горы. В храме они указали нам каменную плиту.
    - В этой гробнице, христиане, покоится великий отшельник, сказали старцы.
    - Откуда вы знаете об этом? — спросили мы.
    - Семь лет тому назад жители этого селения стали замечать по ночам на вершине горы свет, как бы от огня. "Не звери ли это?" - думали мы. Несколько дней мы наблюдали это. Однажды мы взошли на вершину и не нашли никакого знака: ни света, ни чего-либо опаленного в лесу. Снова ночью видим тот же свет... Так в течение трех месяцев — огни.... Однажды мы взяли несколько человек... Ночью, с оружием в руках, на случай встречи со зверями, приходим на вершину горы, на место, где появлялся свет, и остаемся там до утра. Утром усматриваем небольшую пещеру: из нее-то и являлся свет. Входим в пещеру и видим умершего отшельника. На нем была власяница из козьей шерсти и плащ из пальмовых листьев. В руках у него было серебряное Распятие. При нем — хартия, на которой было написано: "Я, смиренный Иоанн, скончался пятнадцатого индикта". Сообразивши время, мы нашли, что кончина его последовала за семь лет, а он был точно скончавшийся только сегодня. Подняв его, мы принесли и похоронили в церкви.

    88. Жизнь аввы Фомы
    и чудодействие его тела по смерти

    Мы прибыли в Феополь. Один пресвитер тамошней Церкви рассказал нам об некоем авве Фоме. Он был апокрисиарием киновии, что в Апамее. Однажды по монастырским нуждам пришел он в Феополь. Замедлив здесь, он скончался в Дафне, в храме св. Евфимии. Клирики того места похоронили его, как странника, на месте погребения странных. На следующий день погребли там же одну женщину, повыше его. Это было во втором часу. Около девятого часа земля выбросила покойницу. Жители были удивлены этим происшествием... Потом к вечеру снова похоронили ее в той же могиле, а на следующий день нашли труп ее опять вне могилы. Взяли тело покойницы и похоронили в другой могиле. Спустя несколько дней похоронили еще одну женщину над иноком, еще не сообразив, что он не дозволяет хоронить над собою женщин. Когда и эту земля не приняла, тогда только уразумели, что старец не желает этого. Доложили обо всем патриарху Домнину, и тот распорядился, чтобы все граждане со свечами шли в Дафну и с пением псалмов перенесли останки св. мужа. Его похоронили в усыпальнице, где покоилось много останков св. мучеников, а над его гробницей устроена была небольшая часовня.

    89. Обретение тела на горе Аманской

    В Феополе один из отцев поведал нам:
    "Однажды по некоторой надобности взошел я на гору Аман и нашел там пещеру. Войдя в нее, нашел отшельника, склонившегося на колена, с руками, простертыми к небу. Волосы, ниспадая с головы его, касались земли. Полагая, что он жив, я поклонился ему со словами: "Помолись обо мне, отче"! Ответа не было. Тогда я приблизился к нему, чтобы приветствовать его, но, дотронувшись, увидал, что он уже мертв... Отойдя немного, вижу другую пещеру, вхожу и нахожу в ней старца.
    - По добру ли пришел, брат? Заходил ли в другую пещеру к старцу?
    - Да, отче…
    - Получил ли что-нибудь там?
    - Нет....
    - Да, уж пятнадцать лет прошло, как старец скончался.
    А между тем он был в таком состоянии, как будто почил не более как за час. Старец совершил обо мне молитву, и я удалился, славя Бога".

    90. Смерть двух отшельников

    Двое отшельников жили выше горы Росса, на горе, известной под названием Крыша, близ реки Пиапи и обители аввы Феодосия в Скопеле. Старец скончался, и ученик его, совершив молитву, похоронил его в горе. Прошло несколько дней. Ученик отшельника спустился с горы и, проходя мимо селения, встретил человека, трудившегося на своем поле. "Почтенный старец, - сказал он ему, - сделай милость, возьми свой заступ и лопату, и пойдем со мною". Земледелец тотчас пошел за ним. Взошли на гору. Отшельник указал мирянину на могилу своего старца и сказал: "Копай здесь!" Когда тот вырыл могилу, отшельник стал на молитву и, окончив ее, спустился в могилу, лег над своим старцем и отдал душу Богу. Мирянин, зарыв могилу, вознес благодарение Богу. Сойдя с горы на такое расстояние, как может упасть брошенный камень, сказал сам в себе: "Я должен был бы принять благословение от святых!" Но, вернувшись, он уже не мог найти их могилы.
    Категория: СИНАЙСКИЙ ПАТЕРИК | Добавил: alexeevich5 (04.03.2014)
    Просмотров: 309 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: