Вторник, 30.04.2024, 00:35
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
ВЕЛЕСОВА КНИГА [7]
ВОСЕМЬ СЛОВ ПРОТИВ ИУДЕЕВ ИОАННА ЗЛАТОУСТА [9]
СИНАЙСКИЙ ПАТЕРИК [8]
ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ [9]
ЖИТИЕ ФЕОДОСИЯ ПЕЧЕРСКОГО [3]
ШЕСТОДНЕВ ИОАННА ЭКЗАРХА БОЛГАРСКОГО [13]
ИЗ "ИЗБОРНИКА 1076 ГОДА" [3]
СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ [20]
(Переводы разных авторов.А так же и сам оригинал текста.)
КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ ПАТЕРИК [7]
КНИГА ЕНОХА (Полное издание) [5]
ЖИТИЕ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО [5]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Яндекс.Метрика

    Каталог статей

    Главная » Статьи » СИНАЙСКИЙ ПАТЕРИК

    СИНАЙСКИЙ ПАТЕРИК (3) часть 2
    113. Совет аввы Иоанна из Петры

    Пришли мы к авве Иоанну, из Петры: я и друт мой Софроний и просили у него наставления. Старец сказал нам: "Возлюбите нищету и воздержание. Поверьте мне: когда я еще в молодости был в скиту, один из отцов заболел селезенкою. В четырех лаврах скита искали немного уксусу и не могли найти. Такова была у них нищета и воздержание! А между тем отцов было около трех тысяч пятисот человек".

    114. Рассказ об авве Данииле египетском

    В другой раз рассказал нам тот же старец об авве Данииле, родом из Египта. "Однажды старец пришел в Теренуф продать свое рукоделие. Один молодой человек обратился к старцу с просьбою: "Ради Бога, зайди, добрый старец, в дом мой и сотвори молитву над женой моей, потому что она неплодна". По просьбе молодого человека, старец пришел к нему в Дом и сотворил молитву над женою его. И по воле Божией, жена зачала во чреве. Тогда некоторые, не боящиеся Бога, стали клеветать на старца, говоря, что безплоден-то был муж, а не жена. Жена зачала от аввы Даниила, Дошли эти речи и до старца. И послал старец сказать мужу: "Дай мне знать, когда родит твоя жена". После родов, муж известил старца: "По милости Божией и по твоим молитвам, отче, моя жена родила". Тогда авва Даниил, придя к нему в дом, сказал: "Устрой пиршество и созови на него твоих родственников и друзей". Во время пира, старец, взяв младенца на руки, сказал ему пред лицом всех: "Кто твой отец?" — "Вот он!" — ответил младенец, указав на молодого мужа своим пальцем. А младенцу было всего двадцать два дня. И все прославили Бога, хранящего истину — для тех, кто всем сердцем ищет Его".

    115. Советы аввы Иоанна, игумена раифского

    Авва Иоанн, киликиянин, игумен раифский, наставлял братию, говоря:
    - Чада, удалившись от мира, будем удаляться и от вожделений плотских.
    - Будем подражать отцам нашим — строгости и безмолвию, с какими они жили здесь. Да не оскверним, чада, места сего, которое отцы наши очистили от демонов.
    - Здесь место подвижников, а не торговцев.
    - Я застал здесь старцев, проживших семьдесят лет в этом месте и питавшихся только травою и финиками.
    - Семьдесят шесть лет прожил я здесь, и много зол и ужасов претерпел от демонов.

    116. 0 брате, несправедливо обвиненном в похищении денег

    Вот что слышали мы от аввы Андрея Мессинского: "Когда я был молод, отправились мы с аввою из Раифа и пришли в Палестину. Там мы остановились у одного старца. У принявшего нас старца была всего одна номисма, да и ту он потерял, забыв, где положил. Он заподозрил меня, как молодого человека, в краже монеты и сказал отцам того места, что брат Андрей взял у него монету. Узнал об этом мой авва и, призвав меня, спросил:
    - Скажи, Андрей, ты взял номисму у старца?
    - Прости, авва: я не брал ничего.
    У меня был плащ, и я продал его за номисму. Придя к старцу, я поклонился ему и сказал:
    - Прости меня, авва: сатана посмеялся надо мною — и я взял у тебя номисму.
    В келлии старца находился один мирянин. Старец отвечает мне:
    - Ступай, чадо, я ничего не потерял.
    Снова бросился я к ногам старца со словами:
    - Ради Господа, возьми номисму — вот она! И сотвори обо мне молитву, потому что сатана внушил мне украсть ее и огорчить тебя.
    - Чадо, я вовсе не терял ничего, — снова то же самое сказал старец.
    Но я не слушал старца. Тогда мирянин сказал мне: "Действительно, брат, придя вчера к старцу, я нашел его в слезах, в большой скорби, на поклонах. Увидев старца в такой скорби, я спросил его: "Сделай милость, скажи мне, что с тобой? Старец ответил мне: "Я оклеветал брата, будто он взял номисму, между тем я нашел ее там, где сам положил".
    Так старец получил тогда от меня назидание. Не бравши номисмы, я принес ее ему и сказал: "Возьми номисму, так как я взял ее".

    117. 0 брате бесноватом,
    исцеленном аввою Андреем раифским

    Один брат, одержимый злым духом, пришел на Дивную гору к Симеону Столпнику и просил его, чтобы он молитву сотворил о нем и изгнал из него демона.
    - Где ты живешь? — спросил его авва Симеон.
    - В Раифе.
    - Удивляюсь, брат, на тебя: какой ты подвиг совершил, предприняв такое путешествие, чтобы дойти до меня, грешного, когда в твоей лавре живут столь великие отцы. Ступай к авве Андрею и поклонись ему, чтобы он помолился о тебе, — и он немедленно исцелит тебя.
    Придя в Раиф, брат бросился к ногам аввы Андрея, как повелел ему авва Симеон:
    - Помолись обо мне, авва!
    - Авва Симеон получил дар исцелений, — сказал в ответ авва Андрей.
    И сотворил молитву. Брат немедленно исцелился и воздал благодарность Богу.

    118. Жизнь Мины, инока раифского

    Вот что рассказал нам авва Сергий раифский об одном брате, бывшем у них диаконом, которого звали Миною.
    Однажды он удалился в мир для служения. Что было с ним, мы не знаем, кроме того, что он снял с себя иноческую одежду и стал мирским человеком. Спустя много времени он пошел в Феополь и, проходя Селевкию, увидал издали монастырь св. аввы Симеона Столпника. "Дай-ка я зайду, - сказал он сам себе, - посмотрю на великого Симеона". Раньше ему никогда не приходилось видеть его. Пошел он и приблизился к столпу. Лишь только увидал его авва Симеон, узнал, что он прежде был иноком и посвящен был во диакона. Подозвав слугу, сказал ему: "Принеси-ка сюда ножницы". Тот принес. "Благословен Господь! Постриги его", - сказал Симеон, указывая пальцем на Мину, так как около столпа стояло много народу. Изумившись словам старца и придя в то же время в великий страх, он принял пострижение, не произнеся ни одного слова. Ему пришло на мысль, что Сам Бог открыл св. старцу все, что случилось с ним. "Соверши диаконскую молитву!" — сказал авва Симеон. И когда тот исполнил повеление, святой старец продолжал: "Возвратись в Раиф, откуда ушел ты!" Мина отвечал, что ему стыдно и не вынести взоров людских. "Поверь мне, чадо, - возразил старец, тебе нечего будет стыдиться. С веселым лицом и с радостью примут тебя отцы. Они возликуют о твоем возвращении. Знай: Бог явит тебе знамение — и ты поймешь, что Его милосердие простило тебе грех твой". Действительно, по приходе его в Раиф, отцы приняли его с распростертыми объятиями и допустили его до священнослужения. Однажды, в воскресный день, когда нес он святую и животворящую Кровь Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, внезапно выпал у него глаз. Из этого знамения познали, что Бог простил ему грех, по слову праведного Симеона.

    119. 0 явлении диавола в одежде инока
    в келье старца раифского

    Однажды мы пришли к авве Евсевию, пресвитеру лавры Раифской. Он сказал нам, что в келлию старца в иноческом одеянии явился диавол. На стук в дверь старец отворил и сказал ему: "Произнеси молитву!" Диавол произнес: "Ныне, и присно, и во веки веков. Аминь". Старец трижды заставлял его сотворить молитву, и диавол все говорил: "Ныне, и присно, и во веки веков". "Не добро ты пришел, - сказал старец. - Сотвори молитву и скажи: "Слава Отцу, и Сыну, и Св. Духу, всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь". После этих слов диавол исчез, как бы убегая от огня.

    120. 0 трех умерших иноках,
    найденных фаранскими рыбаками

    Фаранские рыбаки рассказали нам следующее:
    - Однажды мы прибыли в Вухри по ту сторону Красного моря. Наловив много рыбы, мы стали возвращаться и приблизились к Птелею. Отсюда мы намеревались переправиться в Раиф, но были задержаны противными ветрами. В течение девяноста дней бури на море не утихали. Проходя там великой пустыней, мы нашли под одной скалой трех скончавшихся отшельников. Они были одеты в нижнее платье, а плащи их лежали подле них. Мы подняли их и отнесли на корабль, и немедленно море успокоилось, и противные ветры переменились на благоприятные. Благодаря им, мы переправились и прибыли в Раиф. Тамошние отцы похоронили их с древними старцами.

    121. 0 кончине аввы Григория византийского
    и аввы Григория фаранского

    Отцы того же места (раифские) рассказали нам об авве Григории византийском и об ученике его авве Григории фаранском, что они поселились на каком-то острове Красного моря. На этом острове не было совсем воды, но они доставали себе воду с материка, так как имели при себе судно, на котором и привозили воду. Однажды они спустили судно в море, привязавши его к скале. Но в ту ночь произошла буря на море, веревка оборвалась, и судно погибло. Тогда отцы остались совсем без воды. Прошло восемь месяцев. Прибыли на остров раифские иноки и нашли обоих мертвыми. На спине черепахи нашли надпись: "Авва Григорий фаранский, не пивши воды в течение двадцати восьми дней, скончался, а я — проживши без воды тридцать семь дней..." Нашли того и другого невредимыми и, взяв их, похоронили в Раифе.

    122. 0 двух иноках, которые вошли
    нагие для причащения во храм и не были
    никем видимы, кроме аввы Стефана

    Мы пришли на гору Синай, к авве Стефану, из Каппадокии. Ои рассказал нам.
    "За несколько лет пред сим я был в Раифе. На праздник Тайной Вечери я пришел в церковь. Совершалась литургия, и все отцы предстояли в храме, и вот я вижу, что в храм пришли какие-то два отшельника. Они были наги, и никто из отцов не заметил этого, кроме меня. Причастившись св. Таин, они вышли из храма и стали удаляться. Я также вышел вместе с ними. Когда мы были уже вне храма, я повергся пред ними со словами: "Сделайте милость, возьмите меня с собою". Поняв, что я видел их наготу, они сказали мне: "Ты в хорошем месте. Будь спокоен". Но я снова стал просить их, чтобы взяли меня с собой. Они ответили мне: "Не можешь ты быть с нами. Оставайся на своем месте. Тут хорошо". Помолившись обо мне, они, на моих глазах, вступили на воды Красного моря и прошли чрез него.

    123. Об авве Зосиме киликийском

    Пришлось побывать у аввы Зосимы киликиянина, когда он жил на горе Синае. Старец отказался от епископства и вернулся в свою келлию. Это был великий подвижник. Вот что он рассказал мне.
    "В молодости я ушел с горы Синай и пришел в Аммониак, чтобы там поселиться. Там я нашел старца, одетого во власяницу. Не успел я еще дать ему приветствие, как он сказал: "Зосима, зачем ты пришел сюда? Уйди отсюда! Ты не можешь остаться здесь". Рассудив, что он знает меня, я бросился к его ногам.
    - Сделай милость, старче, скажи мне, почему ты знаешь меня?
    - За два дня, — отвечал он, мне явился некто и сказал: "Вот к тебе придет инок Зосима. Не дозволяй ему оставаться здесь, потому, что я хочу вверить ему Вавилонскую Церковь в Египте".
    И замолчав, старец отошел от меня на полет брошенного камня. Простояв на молитве около двух часов, он снова подошел ко мне и, поцеловав мне чело. сказал:
    - Воистину, чадо, ты к добру пришел. Сам Бог привел тебя сюда, чтобы похоронить меня.
    - А сколько лет провел ты здесь, авва?
    - Сорок пять лет исполнилось....
    И вдруг лицо его стало как бы огненным....
    - Мир тебе, чадо, помолись обо мне! Сказав это, раб Божий лег и почил. Вырыв яму, я похоронил его и чрез два дня отошел, прославляя Бога.

    124. Рассказ аввы Зосимы о себе самом

    Тот же старец рассказал нам следующее.
    "Двадцать два года тому назад приходил я в Порфирит, желая поселиться там. Взял с собою и ученика своего Иоанна. Прибыв на место, мы нашли там двух отшельников и поселились поблизости от них. Один из них был родом из Милета, по имени Феодор, а другой Павел — из Галатии. Феодор был из монастыря аввы Евфимия. Оба носили одежды из кожи газели. Я прожил там около двух лет. Между нами было расстояние в две стадии. Однажды мой ученик сидел, и его укусила змея, отчего он внезапно скончался, весь истекая кровью. В большом горе прихожу я к отшельникам. Увидав меня в большом расстройстве и скорби, — прежде чем я успел им поведать о своем горе, они спросили меня :
    - Что с тобой, авва Зосима? Умер брат твой?
    - Да! - говорю им.
    Придя вместе со мною и увидав его распростертым по земле, они сказали мне: "Не печалься, авва Зосима. Бог милостив"! И, воззвавши к умершему, сказали: "Брат Иоанн, встань! Ты нужен старцу"! И брат тотчас поднялся с земли. Найдя зверя и взяв его, они пред нами рассекли его надвое. Потом сказали мне: "Авва Зосима, ступай на Синай. Бог хочет вверить тебе церковь в Вавилоне (египетском)". И мы немедленно удалились. Когда мы вернулись на Синай, авва синайской обители спустя немного времени послал меня и еще двоих в Александрию. Блаженнейший Аполлинарий, папа Александрийский, принял нас и поставил всех троих епископами : одного — в Илиополь, другого — в Леонтополь, а меня — в Вавилон".

    125. Подвиг аввы Сергия отшельника

    На Синае некоторые из отцов рассказали нам об отшельнике авве Сергии. "Во время пребывания его на Синае эконом приставил его смотреть за лошаками. Однажды он шел с ними — и вот лев залег на пути. Увидали льва лошаки и их погонщики и, объятые ужасом, разбежались. Тогда авва Сергий, взяв из своей сумы один хлеб, подошел ко льву и говорит ему: "Прими благословение отцов и уйди с дороги, чтобы пройти нам". Лев взял хлеб и удалился.

    126. Ответ аввы Орента на горе Синайской

    Отцы того же места рассказывали нам об авве Оренте. "Однажды в воскресенье вошел он в церковь, вывернув свою одежду и надев ее шерстью вверх. Когда он стал в хоре, ему стали говорить:
    - Старче, зачем ты пришел в таком виде, — ты ведь бесчестишь нас пред чужими.
    Вы извратили Синай, и никто вам ничего не говорит, а меня укоряете за то, что я выворотил одежду? Подите — исправьте то, что вы извратили, и я исправлю то, что я извратил".

    127. Жизнь аввы Георгия с горы Синая и поступок благочестивой старицы из Галатии фригийской

    Вот что рассказывала нам игумения Дамиана, жившая в уединении, мать аввы Афиногена, епископа Петрского.
    "На св. горе Синае был игумен, по имени Георгий, великий подвижник. Когда авва сидел в своей келлии в Великую Субботу, ему пришла мысль: "Пойду-ка я, встречу Светлое Христово Воскресение во св. граде и причащусь Св. Таин во св. храме Воскресения Христа, Бога нашего". Целый день старец держал эту мысль в уме и молился. Настал вечер. Приходит ученик и говорит ему: "Благослови, отче, идти на правило". Старец отвечал: "Иди и когда настанет час св. причащения, приди за мною". Сам все время оставался в келлии. Когда настало время св. причащения во св. храме Воскресения (в Иерусалиме), старец появился подле блаженного епископа Петра, и он преподал ему Св. Тайны вместе с пресвитерами. Потом патриарх спросил своего синкелла Мину:
    - Когда прибыл авва синайский?
    - Молитвами твоими, владыко... Я не видел его, владыко, раньше.... только теперь увидал..
    - Скажи ему, чтобы не уходил, приказал патриарх синкеллу. Я желаю, чтобы он разделил со мною трапезу.
    Синкелл передал слова патриарха старцу. Тот ответил:
    - Да будет воля Божия!
    Богослужение окончилось, старец поклонился св. Гробу и очутился в своей келлии. Ученик стучится к нему и говорит: "Повели, отче! Пришло время причащения". Старец пошел в церковь вместе с учеником и причастился.
    Между тем архиепископ Петр, опечаленный тем, что старец ослушался его, после праздника послал старцу послание, также и к епископу Фаранскому, авве Фотию и к отцам синайским, чтобы они привели к нему авву Георгия. Письма были доставлены по назначению. Тогда авва с своей стороны послал к патриарху трех пресвитеров: авву Стефана каппадокийца, великого старца, авву Зосиму, о котором раньше упоминали, и авву Дулкетия римлянина. Старец оправдывался в письмах и говорил: "Да не будет того, святейший владыко, чтобы я презрел св. вестника вашего. Да будет ведомо Вашему Блаженству, писал далее, что мы чрез шесть месяцев встретимся пред лицем Господа Христа, Бога нашего, и там я поклонюся вам". Отправленные пресвитеры вручили письмо патриарху, причем сказали, что старец уже много лет как не ходил в Палестину. Представили ему и послание Фаранского епископа, удостоверявшего в том, что старец уже около семидесяти лет не отлучался со св. горы Синай. Тогда блаженный и благостный архипастырь Петр выставил свидетелями бывших за литургией в день Пасхи епископов и клир, подтвердивших, что они видели старца и приветствовали его святым целованием (христосовались с ним). После того прошло шесть месяцев: старец и патриарх действительно скончались, согласно предсказанию старца.
    Та же мать Дамиана вот что еще рассказала нам. "Прежде моего удаления в затвор, однажды, в пятницу, я пришла в церковь свв. Космы и Дамиана и провела там всю ночь. Пришла также под вечер одна старица, родом из фригийской Галатии и начала раздавать всем бывшим во храме по две лепты. Я знала ее и раньше, потому что часто она и мне подавала. Однажды прибыла на богомолье во св. град и прожила здесь год двоюродная сестра моя и благоверного императора Маврикия. Я взяла ее, и мы отправились к свв. Косме и Дамиану. В храме я говорю своей родственнице:
    - Смотри, моя дорогая, вот идет старушка, подающая каждому по две лепты. Ты не церемонься — возьми.
    - Что-ж? Кто мне прикажет взять? - возразила она с гневом.
    - А все-таки возьми, - говорю ей. - Эта женщина велика в очах Божиих. Всю неделю она проводит в посте и что ни заработает в течение недели — все раздает во храме. Она вдова и ей уже около восьмидесяти лет от роду. Возьми же у ней и потом отдашь другому. Только не отвергай милостыни старушки.
    Во время разговора подходит старушка. Проходя, она подавала каждому тихо и молчаливо. Но, подавши моей родственнице, сказала: "Возьми и съешь". Когда она ушла, мы догадались, что Бог открыл наш разговор: "Возьми и отдай нищему". Моя родственница послала слугу купить, на две лепты бобов. Скушав их, она утверждала именем Божиим, что бобы были сладки, как мед, не мало дивилась и прославляла Бога, дарующего благодать рабам Своим.

    128. Жизнь Аделфия, епископа арабесского,
    и о св. Иоанне Златоусте

    В лавре св. отца нашего Саввы мы посетили авву Афанасия. Он передал нам то, что сам слышал от аввы Афиногена, епископа петрского, сына игумении Дамианы.
    "Бабка моя Ианния имела брата, по имени Аделфий, епископа Арабесского, а сестра его была настоятельницей женской обители. Однажды епископ прибыл в обитель навестить сестру. Войдя во внутренний монастырский двор, епископ увидал одну из сестер обители в припадке беснования, распростертую по земле. Призвав сестру, епископ сказал ей:
    - Или тебе нравится, что сестра подвергается таким мучениям и безчестию от диавола? Разве не знаешь, что ты, как настоятельница, должна будешь отвечать за каждую из сестер?
    - Но что-ж я могу сделать против демона? — возразила сестра.
    - Да что-ж ты тут делаешь столько лет?! — сказал епископ.
    И, сотворив молитву, исцелил сестру".
    Вот что еще рассказал нам авва Афанасий об епископе Аделфие, а он слышал от сестры его, игумении Ианнии. "Когда Константинопольский епископ Иоанн Златоуст был сослан в Кукуз, - говорила Ианния, то он останавливался в нашем доме. Это произвело в нас великое дерзновение и любовь к Богу. Брат мой Аделфий говорил, как при вести о кончине блаженного Иоанна в ссылке им овладела невыносимая печаль, что этот муж, вселенский учитель, радовавший Церковь Божию речами своими, скончался, лишенный своего престола. "Я просил Бога со слезами, - говорил брат, - чтобы Он открыл мне, в каком состоянии он находится и причислен ли к лику патриархов. Долго я молился об этом. Однажды, придя в восхищение, я увидал весьма благообразного мужа. Взяв за правую руку, он привел меня в светлое и дивное место и показал мне проповедников благочестия и учителей Церкви. Я озирался вокруг, стараясь увидеть того, кого желала душа моя, великого и возлюбленного моего Иоанна. Показав мне всех и назвав каждого по имени, он снова взял меня за руку и вывел вон. Опечаленный тем, что не видал с отцами св. Иоанна, я последовал за ним. При нашем выходе стоявший при дверях сказал мне:
    - Кто только входит сюда, ни один не выходит с печалью.
    - Я печалюсь о том. — говорю я, — что я не видал и числе других учителей моего возлюбленнейшего Иоанна, епископа Константинопольского.
    - Ты говоришь об Иоанне, проповеднике покаяния? — спросил меня мой собеседник.
    - Да, об нем.
    - Человек во плоти не может увидать его: он предстоит престолу Божию...

    129. Жизнь одного отшельника

    В другой раз рассказывал нам авва Афанасий слышанное им от аввы Афиногена, епископа Петрского.
    В той стране был столпник, и все, приходившие к нему, стоя внизу, разговаривали с ним, потому что у него не было лестницы. Если какой-нибудь брат говорил ему: "Желаю открыть тебе помысл, он кротко отвечал: "Войди в кувуклию", и сам сходил в другое отделение столпа. Таким образом они могли беседовать друг с другом: столпник - сверху, а брат - снизу. И никто из стоявших тут посторонних не слышал их разговора.
    Со слов аввы Афиногена авва Афанасий о том же столпнике рассказал нам следующее:
    Два пастуха, искренно любившие друг друга, много лет ходили к столпнику и всегда вместе. Однажды пришел один, тайно от другого. Долго он стучал в дверь, и старец не хотел отворить ему, так что тот, соскучившись, удалился. На обратном пути встретился ему друг его, шедший также к столпнику. Уговорил и первого вернуться с собой, чтобы вместе обоим побывать у старца. Постучались. Старец ответил, чтобы вошел только один второй. Войдя, тот начал умолять старца, чтобы дозволил войти и его приятелю. Но старец сказал, что не может принять его. На усиленные и долгие просьбы наконец ответил: "Бог отвращается от него, чадо, и я не могу принять его". Вернулись домой, и первый чрез два дня скончался.

    130. Советы аввы Афанасия

    Тот же авва Афанасий говаривал: "отцы наши до самой смерти наблюдали воздержание и нестяжательность, а мы только расширяем чрево и кошельки".
    "У отцов наших первая забота была о сосредоточенности в себе самом, а нас занимают горшки и рукоделия".
    "Однажды, продолжал авва Афанасий, пришло мне на ум: что будет с теми, которые подвизаются и с теми, которые не подвизаются? Я пришел в восхищение, и некто, явившись, сказал мне: "Следуй за мною. Он привел меня в место, все озаренное светом, и поставил меня у врат. Красоты этих врат трудно описать. И мы слышали внутри врат безконечное множество голосов, прославляющих Бога. Когда мы постучались, кто-то из бывших внутри врат, услышавши нас, спросил нас:
    - Что вам нужно?
    - Мы желаем войти, — сказал мой путеводитель.
    - Сюда никто не войдет из тех, кто проводит жизнь нерадиво, — отвечал голос изнутри. — Но если желаете войти, идите, подвизайтесь, нисколько не заботясь о том, что в суетном мире".

    131. Жизнь аввы Закхея

    Схоластик Прокопий порфиреонит рассказал нам об авве Закхее.
    "Два сына мои обучались в Кесарии. Там открылась моровая язва, и я сокрушался о своих детях. Не знал совсем, как поступить. "Если послать за ними и взять их, - говорил я себе, - все равно гнева Божия не избежишь нигде. Там их оставить? А если они умрут и я более не увижу их?!" В таком затруднении я, наконец, решил: пойду к авве Закхею. Что он скажет, то и сделаю. Прихожу в св. Сион — его всегда там можно видеть, но на этот раз я не нашел его там. Увидав его на паперти храма Пресвятой Богородицы, рассказываю ему о своих сыновьях. Выслушав меня, он обратился к востоку и, с распростертыми руками, устремил свой взор на небо. Прошло два часа в молчании. Наконец, обратившись ко мне, произнес: "Будь спокоен и не горюй. Дети твои не умрут от моровой язвы и самая язва чрез два дня прекратится в Кесарии". Так и было, по слову старца".
    Таков рассказ схоластика Прокопия!

    132. Авва Закхей получил эту милость!

    Когда мы пришли к авве Киприану, по прозванию Кукуля, монастырь которого стоит за вратами Кесарии, он рассказал нам: "Когда этот город был опустошаем свирепой и ужасной моровой язвой, я затворился в моей келлии и умолял милосердого Господа, чтобы Он помиловал нас и отвратил грозный гнев Свой. И я слышал голос: "Авва Закхей получил эту милость".

    133. 0 св. иноке, который сделал неподвижным ловчего сарацинского на два дня

    В Клизме язычник сарацин рассказывал тамошним жителям, а также и нам: "Однажды я отправился на охоту на гору аввы Антония. Подхожу к горе и вижу сидящего инока. В руках у него была книга, которую он читал. Иду прямо к нему, чтобы ограбить его, а, может быть, и убить. Но когда я приблизился к нему, он простер ко мне свою правую руку и сказал: "Стой!" И я простоял двое суток, будучи не в состоянии двинуться с места".
    - Ради Бога, Которого ты чтишь, отпусти меня, - стал я просить.
    - Ступай с миром! — сказал инок.
    И я получил возможность уйти с того места, на котором стоял.

    134. Жизнь Феодора отшельника

    В окрестностях св. Иордана был отшельник, по имени Феодор. Однажды он пришел ко мне в келлию и обратился ко мне со словами:
    - Сделай милость, авва Иоанн, поищи мне книгу, содержащую весь Новый Завет.
    Расспросив, я узнал, что авва Петр, бывший потом епископом в Халкидоне, имеет книгу. Прихожу к нему и спрашиваю его о книге. Он показал мне Новый Завет на прекрасном пергаменте.
    - Сколько стоит? — спрашиваю.
    - Три номисмы, говорит авва. Но ты сам что ли желаешь купить или другой кто-нибудь?
    - Нет, отче! Отшельник желает иметь ее.
    - Если отшельник, - говорит авва Петр, - то возьми ее даром. Возьми вот и три номисмы. Если книга понравится ему, пусть возьмет. Если же не понравится, то купи ему на эти деньги, какую он пожелает.
    Взяв книгу, я отнес ее отшельнику, Тот получает книгу и удалился в пустыню. Прошло два месяца. И отшельник снова пришел ко мне.
    - Знаешь, авва Иоанн, меня безпокоит мысль, что я даром получил книгу.
    - Не безпокойся, говорю ему. Авва Петр богат и добр. Он рад этому.
    - Да я-то не успокоюсь, пока не заплачу.
    - Но имеешь ли ты деньги? — спрашиваю его.
    - Нет, - отвечал отшельник. Но ты дай мне надеть власяницу.
    Отшельник был наг. Я дал ему власяницу и старый головной покров, и он, уйдя, нанялся работать при озере, которое устраивал на Синае патриарх Иерусалимский Иоанн. Получая ежедневно плату в пять фолер, он ходил в лавру Илиотскую близ меня и ел только по десяти волчьих бобов, несмотря на то, что трудился целый день.
    Когда из получаемой платы у него составилась сумма в три номисмы, он сказал мне: "Возьми деньги и отдай за книгу. Если же не пожелает, возврати книгу". Я пошел и рассказал авве Петру. Тот не хотел брать ни денег, ни книги. Однако я уговорил его взять деньги и не отвергать труда отшельника. Возвратившись, я снова вручил книгу отшельнику, и он с радостью удалился в пустыню.

    135. 0 пяти девах, задумавших бегство из обители

    Вместе с братом моим Софронием пришли в монастырь Евнухов, что близ св. Иордана. Там пресвитер монастыря авва Николай рассказывал нам. На его родине (он был из Ликии) есть женский монастырь, в котором живут около сорока дев. Пять из них задумали бежать ночью из монастыря и избрать себе мужей. Однажды, когда все монастырки заснули, те взяли одежды и собрались бежать, но все пять вдруг подпали действию диавола. Вследствие этого им не пришлось бежать из монастыря, — напротив, вознося благодарность Богу, они исповедали свое прегрешение:
    "Благодарим всемилостивого Бога, наказавшего нас, чтобы не погибнуть душам нашим".

    Категория: СИНАЙСКИЙ ПАТЕРИК | Добавил: alexeevich5 (04.03.2014)
    Просмотров: 363 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: