Понедельник, 29.04.2024, 23:13
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
ВЕЛЕСОВА КНИГА [7]
ВОСЕМЬ СЛОВ ПРОТИВ ИУДЕЕВ ИОАННА ЗЛАТОУСТА [9]
СИНАЙСКИЙ ПАТЕРИК [8]
ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ [9]
ЖИТИЕ ФЕОДОСИЯ ПЕЧЕРСКОГО [3]
ШЕСТОДНЕВ ИОАННА ЭКЗАРХА БОЛГАРСКОГО [13]
ИЗ "ИЗБОРНИКА 1076 ГОДА" [3]
СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ [20]
(Переводы разных авторов.А так же и сам оригинал текста.)
КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ ПАТЕРИК [7]
КНИГА ЕНОХА (Полное издание) [5]
ЖИТИЕ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО [5]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Яндекс.Метрика

    Каталог статей

    Главная » Статьи » СИНАЙСКИЙ ПАТЕРИК

    СИНАЙСКИЙ ПАТЕРИК (4) часть 1
    136. 0 благодеянии аввы Сизинния сарацинке

    Авва Иоанн, пресвитер монастыря Евнухов, передал нам слышанное им от отшельника аввы Сизинния: "Однажды ко мне в пещеру, что близ Иордана, пришла сарацинка. Я пел в это время третий час. Войдя в пещеру, она разделась донага и легла передо мною. Я однако не смутился, но продолжал совершать правило со всем спокойствием и со страхом Божиим. Окончив молитву, говорю ей по-сирийски:
    - Встань. Я поговорю с тобою и тогда сделаю для тебя, что тебе нужно.
    Она встала.
    - Христианка ты или язычница? — спрашиваю ее.
    - Христианка.
    - Что ж - разве ты не знаешь, что за блуд будет наказание?
    - Да, знаю.
    - Зачем же ты ищешь блуда?
    - Я голодна.
    - Перестань грешить и приходи ко мне ежедневно. Я буду делиться с тобою тем, что Бог пошлет.
    С того дня она приходила ко мне ежедневно, и я давал ей пищу, что Бог посылал, до тех пор, пока не ушел из той местности.

    137. Рассказ аввы Иоанна об авве Каллинике

    В другой раз рассказывал мне авва Иоанн: "Когда я был еще молод, явилось у меня сильное желание сходить к великим и славным старцам, чтобы принять от них благословение и получить духовное назидание. Я слышал об авве Каллинике, который жил в затворе в монастыре аввы Саввы. Попросив одного из приближенных, чтобы он привел меня к нему, я отправился. Брат, взявшийся представить меня, посадил меня у окна, а сам долго с ним разговаривал. Я в это время размышлял сам в себе: старец никогда не видал меня и не окажет мне благосклонного приема. Отойдя от окна, брат велел мне подойти — поклониться старцу и принять от него благословение, при этом сказал старцу:
    - Помолись, отче, о рабе твоем сем, он в первый раз пришел сюда.
    - А я все таки знаю его, чадо мое. Двадцать дней тому назад я ходил к св. Иордану. Он встретился со мною на пути и сказал мне: "Помолись обо мне". Я спросил его: "Как тебе имя?" — Он отвечал "Иоанн". Вот с тех пор я и знаю его.
    Услышав это, я понял, что в тот момент, когда я решился идти к нему, Бог открыл ему мое имя, и кто я.

    138. Об авве Сергии отшельнике
    и об иноке язычнике

    Вот еще рассказ того же старца.
    "Когда отшельник авва Сергий, покинув Синай, жил в Руве, прислал сюда в монастырь одного молодого инока, чтобы его окрестили. Когда мы спрашивали, зачем ему креститься, слуга аввы Сергия — тоже авва Сергий — сказал нам: "Он пришел к нам, чтобы жить вместе с нами в пустыне. Я, как слуга, его принял и сперва долго его уговаривал, чтобы он сначала испытал себя, способен ли он к такому образу жизни. Узнав об его твердой решимости, я на другой день привел его к старцу. Лишь только старец увидал его, прежде чем я вымолвил слово, сказал мне:
    - Чего желает этот брат?
    - Он просит позволения остаться с нами.
    - Поверь мне, брат: он еще не крещен. Отведи его в монастырь Евнухов, чтобы его окрестили в св. Иордане.
    Пораженный этими словами, я стал расспрашивать пришедшего брата, кто он, и откуда. Он отвечал мне, что пришел с Запада, что родители его были язычники. И он сам не знает, крещен он или нет. Тогда, огласив его, мы окрестили его в Иордане. И он остался в монастыре благодаря Бога.

    139. Предсказание аввы Сергия о Григории, игумене Фаранской обители

    Об этом же отшельнике авве Сергии ученик его авва Сергий армянин рассказывал нам:
    "Авва Григорий, бывший настоятелем лавры Фаранской, много докучал мне просьбами, чтобы я привел его к старцу. Однажды я решил исполнить его просьбу. Старец в то время находился в окрестностях Мертвого моря. Увидав авву Григория, старец любовно облобызал его и, принеся воды, омыл ему ноги. Весь тот день он беседовал с гостем о пользе душевной, а на другой день отпустил его. По уходе аввы Григория я говорю старцу:
    - Знаешь ли, отче? Я очень смутился. Сколько епископов, пресвитеров и многих других я приводил к тебе, и ты никогда никому не омывал ног, кроме одного аввы Григория.
    - Чадо! Кто такой авва Григорий, я не знаю, - отвечал старец. Знаю только то, что я принимал в своей пещере патриарха. Я видел на нем омофор, а в руках св. Евангелие.
    Так и случилось. Спустя шесть лет Бог удостоил авву Григория сделаться патриархом в Феополе, как предвидел старец".

    140. Жизнь Григория, патриарха феопольского

    Некоторые из старцев рассказывали об авве Григории, патриархе Феопольском, что он особенно отличался добродетелями милостыни, непамятозлобия и даром слез. У него было великое сострадание к грешникам. Все это часто мы испытывали на себе самих.

    141. Ответ аввы Олимпия

    Один брат посетил авву Олимпия в лавре аввы Герасима, что близ св. Иордана.
    - Как можешь ты переносить столь сильный зной и такое множество насекомых? — спросил брат старца.
    - Я терплю насекомых (скнипы), чтобы избежать неусыпающего червя, равным образом переношу и зной, боясь огня вечного. Все это временно, а то не имеет конца.

    142. Ответ аввы Александра

    Другой брат пришел однажды в лавру аввы Герасима, к игумену авве Александру.
    - Авва, сказал гость, я желаю удалиться из своего настоящего местопребывания, потому что очень скучаю.
    - Верный знак, — отвечал авва Александр, что ты вовсе не думаешь ни о вечных мучениях, ни о Царстве Небесном. Иначе тебе не было бы скучно.

    143. Жизнь Давида, атамана разбойников,
    ставшего потом иноком

    По прибытии в Фиваиду, мы пришли в город Антиноэ к софисту Фивамону, ради пользы душевной. Он рассказал нам.
    В области города Гермополиса был один разбойник, по имени Давид. Он многих ограбил, совершил много убийств, словом сказать — сделал столько зла, как никто. Однажды, занимаясь разбоем, он находился на горе вместе с своей шайкой человек в тридцать. Тут он пришел в себя и стал сокрушаться о совершенных им злодеяниях. Бросив свою шайку, он пришел в монастырь и постучался в ворота. Вышел привратник.
    - Что тебе нужно? — спросил он его.
    - Хочу сделаться иноком, — отвечал атаман. Привратник пошел и доложил авве. Авва вышел и увидал, что пред ним — старик.
    - Как ты будешь жить здесь? — спросил авва. Здесь братия пребывают в великом труде, в великом подвиге. А ты всю жизнь прожил не так. Где ж тебе выдержать монастырское правило?
    - Нет, я все буду исполнять, - упрашивал тот, - только прими меня.
    Но старец оставался непреклонен. "Не можешь исполнить!" - говорил.
    - Ну, так знай! воскликнул атаман, — что я — Давид, атаман разбойников, и пришел сюда ради того, чтобы оплакать свои прежние грехи. Если ты не примешь меня, клянусь Живущим на небесах, что я вернусь к старому промыслу, приведу сюда мою шайку, всех вас перебью и сотру с лица земли монастырь ваш!!
    Услышав это, старец ввел его в монастырь, постриг и облек в иноческую одежду. И, начав подвизаться, он превзошел всех воздержанием, послушанием и смиренномудрием, а в монастыре было около семидесяти иноков. Он всех назидал своею жизнью, всем служил примером.
    Однажды он сидел в своей келлии, и ему предстал ангел Господень.
    - Давид, Давид, Господь Бог простил тебе грехи твои — и отселе ты будешь совершать знамения.
    - Не могу поверить, — отвечал он ангелу, что в столь короткое время я заслужил прощение моих грехов, которые многочисленнее песка морского.
    - Если я не пощадил Захария, не поверившего мне, когда я возвестил ему о рождении сына, но связал язык его, в наказание за неверие словам моим, — пощажу ли тебя? — сказал ангел. Отныне ты лишен будешь дара слова....
    - Как!? Когда я был в мире и совершал безбожные дела и кровопролитие, — вскричал Давид, бросившись к ногам ангела, — я мог говорить, а теперь, желая служить Богу и возносить Ему хвалу, теперь ли свяжешь мой язык!?...
    - Ты не будешь лишен дара слова во время Божественной службы. а во все остальное время будешь молчать навсегда!
    Так и было. И много знамений явил Бог через него. Он пел псалмы, но других речей — ни длинных, ни кратких — никто не слыхал от него.
    Тот, кто рассказал нам это, прибавил, что ему часто приходилось видеть его. И за это он прославлял Бога.

    144. Увещания одного старца в Келлиях

    Один брат поучал братию в Келлиях.
    "Не пожелаем рабствовать египетским удовольствиям, которые делают нас рабами губителя фараона.
    0, если бы люди имели такое стремление к добру, какое имеют ко злу! 0, если бы они свою любовь к театрам, к пустым празднествам, свою жадность, тщеславие и неправду переменили на любовь к благочестию! Тогда мы познали бы, как мы высоко поставлены Богом и какую силу имеем против демонов.
    Нет ничего выше Бога, нет ничего Ему равного, нет ничего, что сколько-нибудь приближалось бы к равенству с Ним. Что же может быть крепче, что блаженнее того, кому Бог помогает?
    Бог вездесущ, но — ближе к благочестивым и подвизающимся, к тем, кои славны не одним исповеданием веры, но сияют делами. А где Бог, кто посмеет строить козни? Или кто будет иметь силу вредить?
    Крепость человека не в его природе: она непорочна; но в (святой) решимости с Божией помощью. Будем, чада, заботиться о душе, как заботимся о теле!
    Будем собирать целительные средства для души, то есть, благочестие, справедливость, смиренномудрие, послушание. А величайший врач душ, Христос, близок к нам и всегда готов уврачевать нас. Не будем же нерадивы...
    Господь наставляет нас быть воздержанными, а мы, несчастные, благодаря изнеженности, все более и более стремимся к удовольствиям.
    Предадим себя Богу, по слову Павла, как ожившие из мертвых (Римл. 6, 13). Не озираясь назад, забудем старое, будем стремиться, соответственно нашему назначению к награде вышнего звания (Фил. 3, 13, 14).
    Один брат спросил старца :
    - Отчего я постоянно осуждаю братьев?
    - Потому что ты еще не познал себя самого. Кто знает себя, тот не смотрит на других"

    145. Жизнь блж. Геннадия, патриарха Константинопольского, и о чтеце его Харисии

    Мы прибыли в киновию на расстоянии девяти миль от Александрии, и нашли там двух старцев, которые сказали нам, что они были пресвитерами константинопольской церкви. Они нам рассказывали о блаженном Геннадии, патриархе константинопольском, что он отличался величайшею кротостью, чистотою и воздержанием.
    Многие докучали ему из-за одного клирика, весьма дурного поведения, по имени Харисий. Призвав клирика, патриарх пытался вразумлять его, но вразумления нисколько на него не действовали. Тогда приказал наказать по правилам отеческим и церковным. Но наказание не принесло ни малейшей пользы: дело доходило до волхования и убийства.... Вот патриарх призывает к себе одного из апокрисиариев, посылает его к св. Елевферию (Харисий был чтецом при его храме) и поручает ему сказать: "Св. Елевферий, один из твоих воинов много грешит. Или исправь его или отлучи!" Апокрисиарий отправился в храм св. мученика Елевферия и стал перед жертвенником. Обратясь к гробнице мученика, простер руки свои и воскликнул: "Святый мучениче Христов, патриарх Геннадий объявляет тебе через меня, грешного: "Твой воин много грешит. Или исправь его, или отлучи!" И на другой день нечестивец был найден мертвым... Все были поражены ужасом и прославили Бога.

    146. Видение Евлогия, патриарха Константинопольского

    Мы были в Еннате, в киновии Тугара. Настоятель киновии авва Мина рассказывал нам о св.папе Евлогии.
    Однажды ночью, совершая у себя в домовом храме епископии правило, он увидал стоявшего близ него архидиакона Юлиана. Увидав его, он изумился, что он дерзнул войти без доклада. Однако промолчал. Окончив псалмопение, папа сделал земной поклон. Сделал то же самое и явившийся ему в образе архидиакона. Поклонившись, папа встал, но тот оставался простертым на полу.
    - Доколе же ты будешь лежать? - сказал папа, обратившись к посетителю.
    - Если ты не прострешь руку и сам не поднимешь меня, — отвечал он, — я не могу встать.
    Тогда авва, протянув руку и взяв его, поднял. Потом продолжал славословие. Немного спустя оглянувшись, он уже никого не увидал. По окончании утренних молитв, он позвал своего келейника и спросил его:
    - Почему ты не сказал мне о приходе архидиакона, и он без доклада пришел ко мне и притом ночью?
    Келейник уверял, что он никого не видал, и никто не входил. Не поверив ему, папа сказал:
    - Поди, позови сюда привратника.
    Привратник явился. Папа спросил его:
    - Не приходил ли сюда архидиакон Юлиан?
    Тот с клятвою утверждал, что не приходил и не уходил.
    И только теперь папа успокоился.
    Утром явился архидиакон Юлиан для благословения. Папа спросил его:
    - Зачем ты, архидиакон, нарушил порядок и сегодня ночью пришел ко мне без доклада?
    - Молитвами твоими, владыко, я не приходил сюда, да и из дому вовсе не отлучался — до настоящего часа.
    Тогда великий Евлогий понял, что ему являлся мученик Юлиан, с целью побудить его воздвигнуть его храм, потому что от времени он разваливался и угрожал падением. Чтитель мученика блаженный Евлогий с большой готовностью простер руку свою и воздвиг его храм, выстроив его с основания и благолепно украсив, как подобает храму мученика.

    147. Чудесное исправление письма
    блаженного папы Льва Флавиану

    Вот что еще рассказал нам авва Мина, настоятель той же киновии, как слышанное от самого аввы Евлогия. папы александрийского.
    Когда я был в Константинополе, я пользовался приязнью архидиакона римской церкви господина Григория, мужа весьма добродетельного. Он мне рассказывал о святейшем и блаженнейшем Льве, папе римском. В римской Церкви записано предание, что папа, написав свое послание к св. Флавиану, патриарху Константинопольскому, против нечестивых Евтихия и Нестория, положил его на гробницу верховного апостола Петра и, пребывая в молитве, посте и коленопреклонении, просил верховного ученика: "Если я, как человек, что-нибудь пропустил, ты, которому вверены Церковь и этот престол от Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, сам исправь написанное мною". По прошествии сорока дней Апостол явился ему во время молитвы и сказал: "Прочитал и исправил". Взяв послание с гроба св. Петра, папа развернул его и нашел исправленным рукою апостола".

    148. Видение Феодора епископа Дарны ливийской
    о том же блаженном Льве

    Святейший епископ города Дарны в Ливии Феодор рассказал нам:
    "Когда я был синкеллом св. папы Евлогия, я увидел во сне благолепного и великого мужа, говорившего мне:
    - Извести о моем приходе папу Евлогия.
    - Кто ты, владыко, и как прикажешь известить о тебе?
    - Я — Лев, папа римский, — отвечал мне явившийся.
    Войдя к папе Евлогию, я возвестил ему: "Святейший и блаженнейший папа Лев, предстоятель Церкви римской, желает поклониться вам".
    Папа Евлогий, лишь только услышал, немедленно встал и поспешил ему навстречу. После взаимных приветствий, сотворив молитву, они сели. Тогда воистину чудный и богоносный Лев обратился к папе Евлогию со словами:
    - Знаешь ли, зачем я пришел к вам?
    - Нет, — отвечал папа Евлогий.
    - Я пришел поблагодарить вас за то, что вы прекрасно и сильно вступились за мое послание, которое я написал к брату нашему Флавиану, патриарху Константинопольскому, раскрыли мою мысль и заградили уста еретиков. Знай, брат, что вы не мне только угодили своим подвигом, а верховному апостолу Петру и прежде всего Самой, проповедуемой нами, Истине, Которая есть Христос, Бог наш".
    Видев не раз, но трижды это сновидение и убежденный троекратным видением, я рассказал о нем св. папе Евлогию. Он, выслушав меня, заплакал.
    Простирая руки к небу, он вознес благодарность Богу, говоря: "Благодарю Тебя, Господи Христе Боже наш, что удостоил меня, недостойного, быть проповедником Твоей истины, и ради молитв служителей Твоих, Петра и Льва благость Твоя приняла малое усердие мое, как две лепты вдовицы".

    149. Рассказ Аммоса, патриарха Иерусалимского
    о св. Льве папе Римском

    Когда авва Аммос пришел в Иерусалим и был рукоположен в патриарха, пришли поклониться ему все настоятели монастырей. В числе их был и я со своим игуменом. И вот патриарх начал говорить отцам: "Молитесь обо мне, отцы, потому что на меня возложено великое и неудобоносимое бремя, и не мало страшит меня патриаршее служение. Петру, Павлу, Моисею и подобным им под силу пасти разумные души, а я — бедный грешник. Но более всего устрашает меня трудность рукоположения. Я читал, что блаженный Лев, бывший предстоятелем Церкви Римской, в течение сорока дней пребывал при гробе апостола Петра в непрестанной молитве и посте, прося апостола, чтобы он предстательствовал за него пред Богом и испросил ему отпущение его прегрешений. По прошествии сорока дней, апостол Петр явился ему и сказал: "Я молился о тебе, и прощены тебе все твои грехи, кроме — рукоположения. Вот в этом только ты сам должен будешь дать отчет, правильно ли рукополагал ты поставленных тобою".

    150. Повесть о епископе городка Ромиллы

    Авва Феодор рассказывал нам, что в тридцати милях от Рима находится городок Ромилла. Там был епископом великий и добродетельный муж. Однажды несколько человек из Ромиллы пришли к блаженнейшему папе римскому Агапиту и оклеветали пред папою своего епископа в том, что он ест из освященного сосуда. Папа, пораженный этим известием, посылает двух клириков, которые пешком привели в Рим связанного епископа и ввергли в темницу. Епископ провел три дня в темнице, и настал воскресный день. На рассвете воскресного дня папа видит во сне, что кто-то говорит ему: "В это воскресенье ни ты и никто из клириков или находящихся в городе епископов не будет совершать литургии, но да совершит ее епископ, которого ты держишь заключенным в темнице. Я желаю, чтобы он совершил сегодня литургию". Папа проснулся и недоумевал относительно видения. "Такое обвинение взвели на него — и он будет совершать литургию!?" Но, заснув, он в видении слышит тот же голос: "Я сказал тебе, что епископ, состоящий под стражею, да совершит литургию!" И в третий раз то же видение повторилось, и тот же голос слышал недоумевавший папа. Пробудившись, он посылает в темницу за епископом и стал его расспрашивать: "Чем ты занимаешься?" На все расспросы епископ повторял только одно: "Я грешник". Не добившись ничего более от епископа, папа сказал ему: "Сегодня ты будешь совершать литургию".
    Епископ стоял пред св. престолом, папа стоял близ него, и диаконы окружали престол. И стал епископ совершать св. возношение... Он уже оканчивал молитву св. приношения, но, прежде чем заключить ее, начал опять снова, а потом в третий и в четвертый раз начинал святое возношение, не оканчивая его... Все были изумлены такой медлительностью... Тогда папа сказал епископу: "Что это значит, что ты вот четыре раза произнес святую молитву и все не можешь ее окончить?" Епископ отвечал: "Прости меня, св. папа, я не видел, по обыкновению, схождения Св. Духа, потому и не оканчивал молитвы. Но удали от св. престола диакона, держащего рипиду, так как я сам не смею сказать ему". Диакон удалился, по приказанию св. Агапита, немедленно епископ и папа увидели наитие Св. Духа. Покров, лежавший на св. престоле, поднялся сам собою и осенял в течение трех часов папу и епископа и всех диаконов, предстоявших св. престолу... Тогда св. Агапит понял, что этот епископ велик пред Богом, и оклеветан. И печалясь о том, что причинил ему огорчение, дал себе слово никогда более не решать чего-либо необдуманно, но осмотрительно и терпеливо.

    151. Рассказ аввы Иоанна персианина
    о божественном Григории, папе Римском

    Когда мы прибыли в Келлии к авве Иоанну персидскому, он рассказал нам о блаженнейшем епископе Римском Григории Великом.
    "Я ходил в Рим на поклонение гробам свв. апостолов Петра и Павла. Однажды я стоял в городе и увидал, что идет папа Григорий, и что ему придется проходить мимо меня. Я решился поклониться ему. Заметив мое намерение, каждый из его свиты, один перед другим, говорили мне: "Авва, не кланяйся!" Но я не понимал, почему это, и считал вовсе неприличным не поклониться папе. Когда папа приблизился ко мне, заметив мое намерение поклониться ему — говорю, - как перед Богом, братия! — папа первый бросился предо мною на землю и не прежде встал, как я первый стал на ноги. И облобызав меня с великим смиренномудрием, из своих рук дал мне три номисмы и приказал дать мне еще кусуллий и все нужное. Я прославил Бога, даровавшего ему такое смирение, милосердие и любовь ко всем".

    152. Жизнь аввы Маркелла скитиота
    из лавры Келлий и его наставления

    Мы пришли в лавру Келлий к авве скитскому — Маркеллу. Желая беседой доставить нам пользу, старец рассказал нам следующее:
    "Когда я жил еще на родине (он был родом из Апамеи), там был наездник по имени Филерем (с греческого — пустынелюбец). Однажды он был побежден в состязании и не получил пальмы, и люди его партии поднялись и начали кричать: "Филерем не получает пальмы в городе". После моего удаления в скит случалось, что иногда одолевал меня помысл уйти в город или в селение — я тотчас говорил себе: "Маркелл! Филерем в городе не получает пальмы". И по милости Христа, эти слова так действовали на меня, что я не выходил из скита в течение тридцати пяти лет, пока не пришли варвары, разорившие скит, а я был продан в рабство в Пентаполь".
    Тот же авва Маркелл рассказал нам как бы о другом скитском старце (а это был он сам).
    - Однажды ночью он встал для совершения правила. Начал правило — и слышит звук трубы как бы на войне. Смущенный этим, старец размышлял: откуда этот звук? Воинов здесь нет, время мирное. Среди этих размышлений, он видит близ себя демона, который сказал ему: "Нет, теперь война! Если же не желаешь воевать и подвергаться нападениям, ступай — ложись и спи, и не потерпишь нападений".
    В другой раз старец говорил нам:
    - Поверьте мне, чада, ничто так не возмущает, не безпокоит, не раздражает, не уязвляет, не уничтожает, не оскорбляет и не вооружает против нас демонов и самого виновника зла сатану, как постоянное упражнение в псалмопении. Все священное Писание полезно и чтение его не мало причиняет неприятности демону, но ничто столь не сокрушает его, как Псалтирь. Подобно тому как среди народа: если одна часть его прославляет царя, другая не оскорбляется этим, не вооружается против прославляющих и только, подвергшись оскорблениям, возмущается и поднимется против них, так и демоны: они не столько огорчаются и возмущаются чтением св. Писания, как пением псалмов. Упражняясь в псалмопении, мы с одной стороны возносим молитву Богу, с другой — проклинаем диавола. Так мы молимся, произнося: помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое (Пс. 50, 1-3); также: не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Святаго не отъими от мене (Пс. 50, 5); не отвержи мене во время старости, внегда оскудевати крепости моей, не остави мене (Пс. 70, 9). С другой стороны проклинаем демонов: да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его (Пс. 67, 2); равным образом: расточи языки, хотящия бранем (31). Видех нечестиваго превозносящася и высящася, яко кедры Ливанския. И мимоидох, и се не бе, и взысках, его и не обретеся место его (Пс. 36, 35-36); еще: меч их да внидет в сердца их (15); или также; ров изры, и ископа и, и падет в яму, юже содела. Обратится болезнь его на главу его, и на верх его неправда его снидет (Пс. 7, 16-17).
    Говорил также старец:
    "Поверьте мне, чада, великая честь и хвала, если кто, отрекшись от царства, станет иноком, так как духовные блага выше чувственных, равно как, наоборот, стыд и срам иноку, отказавшемуся от своего звания — хотя бы он и приобрел царство.
    Человек вначале был подобен Богу. Отпав от Бога, уподобился животным.
    Сама природа, братия, возбуждает нас к страстям. Но усиленное подвижничество погашает их.
    Узнай на самом опыте добрую жизнь, и тогда не будешь бояться ее, как чего-то невозможного.
    Не удивляйся тому, что, будучи человеком, можешь сделаться равным ангелам. Тебе предстоит слава, одинаковая с ангелами, и сам Подвигоположник обещает ее подвизающимся.
    Ничто так не приближает иноков к Богу, как прекрасная, святая и боголюбезная чистота сердца — она украшает нас и делает нас способными никогда не удаляться от Бога. 0 ней свидетельствует Всесвятый Дух устами божественного Павла (1 Кор. 7, 35).
    Чада, предоставим брак и рождение чад мирским! Но худо, если и они взирают только на землю, жаждут временных благ и не радят о грядущих, не ищут стяжания вечных сокровищ и не могут отрешиться от временных.
    Поспешим уйти от плотской жизни, подобно Израилю, бежавшему от рабства египетского.
    Братия, нам обетованы светлые и сладчайшие дары Божии взамен грубых удовольствий мира.
    Будем избегать матери всех зол — сребролюбия!"

    153. Ответ инока брату мирянину

    В Константинополе были два брата мирянина. Они были очень набожны и много постились. Один из них пришел в Раиф, отрекся от мира и стал иноком. После пришел к нему в Раиф оставшийся в миру брат — навестить брата инока. Живя у брата, мирянин увидал, что инок, брат его, принимает пищу в девятом часу, и, соблазнившись, сказал ему: "Брат, в миру ты не вкушал пищи до заката солнца". Монах отвечал ему: "Это правда, брат! Но в миру я насыщался через уши: пустая людская слава и похвалы немало питали меня и облегчали труды подвижничества".

    154. Жизнь Феодора мирянина, человека Божия

    Авва Иоанн воск говорил нам: "Трое нас отшельников пришли к авве Николаю, жившему у потока Бетасимского. Это между св. Елпидием и монастырем Чужестранных. Войдя к нему в пещеру, мы увидали там одного мирянина. Началась душеспасительная беседа. Авва Николай обратился к мирянину:
    - Скажи же и ты нам что-нибудь.
    - Что ж я, мирской человек, могу сказать вам полезного? 0, если бы я себе самому мог принести пользу! — отвечал тот.
    - А все-таки ты можешь сказать что-нибудь, - возразил старец.
    Тогда мирянин рассказал нам:
    - Вот уже двадцать два года, как солнца никогда не видало меня за едой, кроме субботних и воскресных дней. Я живу работником в селе у одного богатого, но несправедливого и жадного человека. Прожил я у него пятнадцать лет, работая день и ночь. Он не хочет отдавать мне платы и ежегодно немало обижает меня. Но я сказал себе: "Феодор, если ты вынесешь жизнь у этого человека, он приготовит тебе Царство Небесное вместо платы, какую ты заслужил... Тело свое я сохранил доселе чистым от прикосновения к женщине".
    Выслушав это, мы получили великую пользу для души.

    155. Рассказ аввы Иордана
    о жестокости сарацин

    Вот что еще рассказал нам авва Иордан об авве Николае:
    - Старец рассказывал. В царствование благоверного императора Маврикия, когда сарацинский предводитель Намес производил грабежи, я проходил по близости Аннона и Эдона. Увидал трех сарацин и при них юношу замечательной красоты, лет двадцати. Это был пленник. Завидев меня, юноша стал со слезами умолять меня, чтобы я освободил его. Я принялся упрашивать сарацин, чтобы они отпустили его.
    - Не пустим! — ответил мне по-гречески один из них.
    - Возьмите лучше меня, а его отпустите, — сказал я. Ведь он не может вынести горя.
    - Не пустим! — сказал мне тот самый.
    - И выкупа не возьмете за него? Отдайте мне его. Я возьму его с собою и принесу вам, что пожелаете.
    - Не можем отдать тебе его, возразил мне сарацин, потому что мы обещали нашему жрецу: если найдем что-нибудь хорошее из плена, принесем ему для жертвоприношения. А ты лучше уходи, а не то снесем и тебе голову.
    Тогда, повергшись пред Богом, я произнес: "Спаситель наш, Господи Боже, спаси раба Твоего!"
    И тотчас три сарацина, объятые бешенством, обнажили мечи и изрубили друг друга.
    Я взял юношу к себе в пещеру, и он не пожелал уйти от меня, но отрекся от мира. Проживши иноком семь лет, скончался. Родом он был из Тира".

    156. Ответ старца философам

    Два философа пришли однажды к старцу и просили сказать им слово назидания, но старец молчал.
    - Что же ты не отвечаешь нам, отче? — спросили философы.
    - Что вы филологи, т.е. любословы — это я знаю, но в то же время уверяю вас, что вы вовсе не философы. Доколе будете учиться говорить — вы, никогда не знающие, как и о чем говорить? Вот вам предмет для вашей философии — размышлять непрестанно о смерти. И спасайте себя в безмолвии и тишине!

    157. Сказание о собачке, показавшей путь брату

    Я и софист Софроний — пришли в лавру Каламон, что близ св. Иордана, к авве Александру. У него мы увидали двух иноков Сувивского Сирского монастыря. Они разсказали нам.
    - За десять дней приходил сюда чужеземный старец. Зайдя в Сувив Бессов, сделал пожертвование. Потом, обратившись к настоятелю, сказал: "Сделай милость, пошли в соседний монастырь Сиров, чтобы пришли и получили пожертвование. Да пусть уж дадут знать и в монастырь Хорембский, чтобы пришли за тем же. Авва послал одного брата к игумену Сувива Сирского. Брат пришел к игумену и говорит:
    - Ступай в монастырь Бессов, да извести и Хорембу, чтобы пришли и оттуда.
    - Прости, брат, — отвечал старец, — мне совсем некого послать. Будь столь добр, сходи пожалуйста и скажи им сам.
    - Но я никогда не ходил туда и не знаю дороги, - сказал брат. Тогда старец сказал собачке: "Ступай с братом в монастырь Хорембский, чтобы он дал туда известие". И собака пошла с братом и довела его до ворот монастыря. Рассказавшие это показали нам и собаку, потому что она была с ними.

    158. Об осле, служившем в обители Марес

    В окрестностях Мертвого моря есть гора, под названием Марес. На горе живут отшельники. У них есть сад в шести верстах у подошвы горы, при морском заливе. Садом заведовал один из них. Всякий раз, как отшельники нуждались в овощах, они взнуздывали осла и говорили ему: "Ступай в сад к садовнику и принеси нам овощей". И осел один отправлялся к садовнику. Став у двери, он ударял головою в дверь. И тотчас садовник, навьючив его овощами, отпускал. Можно видеть, как осел ежедневно ходит один и служит только старцам, не повинуясь никому другому.

    159. Жизнь аввы Софрония воска,
    и увещания Мины, игумена киновии Севериана

    Авва Мина, настоятель монастыря аввы Севериана, рассказывал нам об авве Софронии, воске. Он подвизался в окрестностях Мертвого моря в течение семидесяти лет. Ходил нагим, питался только растениями и не вкушал ничего другого.
    Передавал нам также и то, что слышал из уст самого подвижника: "Я молил Господа, чтобы демоны не приближались к моей пешере. И я видел, что они на три стадии подходили к пещере, но не могли приблизиться". Так говорил авва Софроний.
    Сам авва Мина поучал братию в монастыре:
    - Чада мои, будем избегать светских разговоров. Они, как известно, приносят вред, особенно молодым.
    Во всяком возрасте — стар и млад — должны приносить покаяние, чтобы заслужить жизнь вечную, которая принесет великую славу и честь — молодым за то, что они в цветущем возрасте, в самом разгаре страстей, подклонили выю свою под иго целомудрия, — старцам за то, что смогли искоренить усвоенную в течение многих лет злую привычку".
    Категория: СИНАЙСКИЙ ПАТЕРИК | Добавил: alexeevich5 (04.03.2014)
    Просмотров: 354 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: